Что такое анафора? Анафора: примеры. Анафора — это повторение во имя торжества смысла Анафора примеры в русском языке предложение

Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":

В переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие. Давайте попробуем понять, что такое анафора в литературе. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
  • морфемная - повторение частей слова или морфем;
  • лексическая - повторение одних и тех же слов;
  • синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;
  • строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;
  • строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор;
  • ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.

Теперь рассмотрим примеры анафоры, которая встречается наиболее часто и которую изучают в школе на уроках литературы.

Примеры анафоры

В учебниках различается множество видов анафоры. Чтобы выяснить роль анафоры, достаточно будет рассмотреть лексическую анафору как самую часто встречающуюся и выразительную. В ее основе всегда лежит эмоциональность и взволнованность.

Афанасий Афанасьевич Фет часто использовал в своих стихотворениях анафору. Рассмотрим отрывки из некоторых его стихотворений в качестве наглядных примеров. После этого вам станет еще более понятно, что такое анафора. Итак:

Этот синий свод,

Этот крик и вереница,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод,

В этом примере хорошо видны многочисленные повторения: это, этот, эти. Это и является анафорой стихотворения, здесь она указывает на возрождающуюся весеннюю природу. Рассмотрим еще один отрывок из стихотворения Фета в качестве примера анафоры:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

При рассмотрении данного примера стихотворения также очень хорошо видна лексическая анафора. Приведенные примеры являются стихотворениями Фета потому, что он – поэт анафоры. Что такое анафора в творчестве Фета? Она является выразительным средством для стихотворной речи. Именно этот поэт гениально использует анафору, добиваясь мелодичного строя в своих стихотворениях.

В поэзии для усиления воздействия используются различные стилистические и риторические фигуры (эпитеты, тропы, метафоры, аллегории и др.). Одной из них в речи является анафора - это единоначатие. Что она собой представляет, можно узнать, прочитав эту статью.

Анафора: что это такое? Примеры использования данной фигуры речи

Для чего нужна эта стилистическая фигура? Анафора представляет собой повторяющееся в начале стиха, нескольких строф или полустиший определенное слово или звуки. Они нужны для скрепления речевых отрезков и придания всему стихотворению выразительности и яркости. Этот термин произошел от древнегреческого слова ἀναφορά, которое означает "вынесение". Например, в стихотворении Александра Сергеевича можно встретить анафору "Уж", которая повторяется в начале первых двух строф. Она усиливает ощущения от признаков приближающейся осени. После прочтения стихотворения с анафорой "уж" возникает тоскливое чувство от приближения сырой и холодной поры.

Примеры анафор

Как и всякие другие повторения, эти причем независимо от их местоположения, привносят в стихотворение некую изюминку, большую выразительность, как бы направляя внимание к тому или иному слову или мысли. То же самое касается и других стилистических и риторических фигур, но, в отличие от, например, эпитетов или троп, анафора - это которая имеет свое строгое местоположение - начальную позицию. Подобные приемы существуют и в музыке. Вот еще один пример анафоры, который можно встретить у Высоцкого:

"Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться…

…Начерти на карте план".

В данном случае слово "чтобы" как бы перечисляет все невзгоды, которые можно встретить, если не начертить план.

Разновидности анафоры

Данная стилистическая фигура имеет несколько разновидностей, а именно:

1. Звуковая анафора - это повторяющиеся сочетания одних и тех же звуков. Например, в стихотворении А. С. Пушкина в начале строк повторяется не слово, а только его первые три буквы: "Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…"

2. Морфемная. В данном случае используется повторение морфем (корня) или других частей слова. Вот, в начале строк стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "…Черноглазую девицу, черногривого коня!.." повторяется корень "черн". Но не все слово.

3. Лексическая . В этом случае повторяются целые слова. Вот пример подобной анафоры: "Не напрасно ль дули ветры, не напрасно ль шла гроза". Кстати, этот вид - наиболее часто встречающаяся Это можно заметить из школьного курса по данному предмету. В учебниках по литературе, независимо от времени их издания, всегда можно найти стихотворения Афанасия Фета, он поистине является мастером по употреблению данных стилистических фигур.

Вот отрывок из одного из его стихотворений: "Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,.. рассказать, что лес проснулся..." Здесь лексической анафорой является слово "рассказать".

4. Синтаксическая . Помимо повторяющихся слов и сочетаний звуков, анафорой также является повторение синтаксических конструкций. Например, "брожу ли я …, сижу ли я…, вхожу ли я…".

5. Строфическая . Повторение может стоять в начале каждой из строф, причем это может быть как одиночное слово, так и словосочетание, в большинстве случаев - восклицательное. Например: "Земля!.. От влаги снеговой… Земля!.. Она бежит, бежит".

6. Строфико-синтаксическая анафора - это такой вид стилистической фигуры, которая по своему принципу похож на предыдущий, однако здесь в начале строфы ставится повторяющееся предложение с некоторыми смысловыми изменениями, например: "Пока не жаждет пулемет, ...пока не страждет командарм…"

Кстати, анафора - это также при котором все слова в стихотворении начинаются с одного и того же звука. Например: "Лучистый лен любовно лепит…"

Эпифора, или стилистическая фигура, противоположная анафоре. Это что?

В отличие от анафоры, эпифора представляет собой повторение не в начале стиха или строфы, а, наоборот, в конце. Благодаря ей получается рифма: "Вот на берег вышли гости, князь Гвидон зовёт их в гости...". Эпифора, как и анафора, - это стилистическая фигура. Она придает данному литературному произведению (стихотворению, поэме, балладе) экспрессию, яркость, остроту. Благодаря этой фигуре речи создается рифма.

Виды эпифор

Эпифора имеет несколько разновидностей. Она может быть следующих видов:

1. Грамматическая . Когда на конце одинаковых отрезков повторяются одни и те же звуки, например, дружили - жили и т. д., то мы имеем дело с грамматической эпифорой.

2. Лексическая . В поэзии иногда в конце каждой из строф может повторяться одно и то же слово. Это и является лексической эпифорой. Данную стилистическую фигуру можно встретить в стихотворении А. С. Пушкина "Храни меня, мой талисман". Здесь в конце каждого из куплетов повторяется слово "талисман".

3. Семантическая эпифора. Этот вид стилистических фигур отличается тем, что повторяются не слова и сочетание звуков, а синонимичные слова.

4. Риторическая . Этот часто употребляется в фольклорных произведениях, например, в песенке про гусей - "…один белый, другой серый - два веселых гуся". Данная конструкция, состоящая из двух строк, встречается в конце каждого из куплетов.

Заключение

Анафора - это единоначатие. Она представляет собой такую стилистическую фигуру, которая придает стихотворению или речи отдельных персонажей (в поэме) особую смысловую и языковую выразительность путем повторения слов, сочетаний звуков, словосочетаний, а также предложений в начале строки, строфы или куплета.

Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам . (Пушкин.)

Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою,- мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).

  • - АНАФОРА - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший...

    Словарь литературных терминов

  • - повторение начальных частей смежных отрезков речи...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой...

    Католическая энциклопедия

  • - риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих друг за другом предложений, а такое же повторение слов в конце...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - стилистическая фигура; повторение начальных частей смежных отрезков речи: "Город пышный, город бедный..." ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - единонача-тие, фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. А. - это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Á сущ см. _Приложение II Вот пример ана́форы: Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют - Буду ждать тебя. М. И. Цветаева, «Терпеливо, как щебень...

    Словарь ударений русского языка

  • - Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков...

    Словарь лингвистических терминов

  • - ана́фора ж. Стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ан"...

    Русский орфографический словарь

  • - "св. дары" , др.-русск., с XII в., из греч. ἀναφορά – то же, см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; Бернекер 1, 28...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"анафора синтаксическая" в книгах

Анафора: нескучное повторение

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Анафора: нескучное повторение Моя триада, начинающаяся со слов «нам не нужен», – это пример анафоры, еще одного инструмента, к которому часто прибегают профессиональные составители речей.Анафора есть не что иное, как повторение слова (слов) в начале последовательно

Несмешное «вампуки»{202} Анафора {203}

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Несмешное «вампуки»{202} Анафора{203} {77} Не надо забывать, что дело происходит в театре, что некоторая ненатуральность здесь неизбежна, что связь сцены с балаганом пропасть окончательно не может. И это хорошо, потому что все это необходимым образом толкает к ирреальности, к

6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль

автора Гусева Тамара Ивановна

6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль В чем специфика имени прилагательного, отличающая его от других частей речи? Эта специфика выражена в трех величинах: значении прилагательного как части речи, его морфологических

6.43. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы и их синтаксическая роль

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.43. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы и их синтаксическая роль Изменения глагола по лицам и числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени – и по родам) называют спряжением (в широком смысле этого слова); некоторые исследователи относят к спряжению и изменения

6.72. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.72. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль Наречие относится к неизменяемым самостоятельным частям речи. Оно выражает грамматически значение признака другого признака (т.е. вторичный признак). Так, например, в предложении Публика

20.10.2 Первая абстрактная синтаксическая нотация (ASN.1)

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

20.10.2 Первая абстрактная синтаксическая нотация (ASN.1) Определения MIB написаны на стандартном языке первой абстрактной синтаксической нотации (Abstract Syntax Notation 1 - ASN.1), разработанном в ISO. ASN.1 похож на компьютерные языки. Существуют и основные правила кодирования (Basic Encoding Rules -

Синтаксическая перегрузка

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Синтаксическая перегрузка Перегрузка - это связывание с одним именем более одного содержания. Наиболее часто перегружаются имена переменных: почти во всех языках программирования различные по смыслу переменные могут иметь одно и то же имя, если они принадлежат

МОЙ МАЯК (Триолет-анафора)

Из книги Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам автора Брюсов Валерий Яковлевич

МОЙ МАЯК (Триолет-анафора) Из сборника «Семь цветов

16.1. Анафора (повторение в начале)

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

16.1. Анафора (повторение в начале) Несколько слов о фигурах прибавления. Два вопроса. Первый. Что такое панегирик? Второй. Что такое филиппик? Подозреваю, что если первое слово и пробуждает у вас смутные воспоминания, то второе, кроме свободных ассоциаций с именем Филипп,

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы До сих пор мы анализировали основной элемент языка - слово. Мы рассмотрели роль слова в переработке информации, формировании понятия и посвятили две последние лекции анализу регулирующей функции слова.Сейчас мы

II. Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

II. Анафора. д) Приношение хлеба и вина с водой (Апология, 65.Триф., 41).е) Подробные молитвы, т. е. канон, в который входят благодарения за творение мира и искупление, установительные слова, воспоминание страданий (Апол., 65).ж) Преложение через «молитву Слова» (Апол.,

Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Анафора. Иерей: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святаго Духа да будет со всеми вами».Народ отвечает: «И со духом твоим».Иерей: «Имеем гор? наши ум и сердца».Народ: «Мы имеем ко Господу».Иерей: «Благодарим Господа».Народ: «Достойно и

Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

6. Анафора в "Апостольских Постановлениях"

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

6. Анафора в "Апостольских Постановлениях" Сразу после Приношения в XII гл. следует изложение Анафоры:· Еп.: "Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и общение Св. Духа - со всеми вами.· Народ: "И со духом твоим".· Еп.: "Горе

Евхаристический канон, или анафора (Возношение)

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи. Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах. Речь идет о так называемой анафоре.

Что такое анафора

Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение». Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда. А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.

В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.

Примеры

Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:

Гротеск не внятен... Боже мой...
Гробницы в круг, в бетон одеты...

Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:

Длинношерстая тигрица,
Длиннокрылая синица.

И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».

Эпифора

Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» - эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.

С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.

Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие». Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов. И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.

Инверсия

Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям. Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие - совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями. Таким образом, определение этого термина - это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.

Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии. А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте. Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.

Метафора

Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений. Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке. Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.

Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора - это использование слов или словосочетаний в переносном смысле. По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно. Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.

Заключение

Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.

Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться. Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее. Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: