Отчетность должна давать достоверное и. Требования, предъявляемые к финансовой отчетности. региональные налоги и сборы

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

В Законе о бухгалтерском учете, Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и некоторых других документах содержатся основные требования к бухгалтерской отчетности. Так, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных системой правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Такими требованиями, установленными в Законе о бухгалтерском учете, являются следующие:

  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 12);
  • бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6);
  • каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9);
  • учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 ст. 8);
  • бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (п. 3 ст. 10);
  • активы и обязательства подлежат инвентаризации (п. 1 ст. 11);
  • данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10);
  • не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (п. 2 ст. 10).

С 2013 г. впервые в Законе закреплены требования не только к ведению бухгалтерского учета, но и непосредственно к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этому посвящена ст. 13 Закона о бухгалтерском учете:

«Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

  • 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
  • 2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
  • 4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
  • 6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
  • 7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации».

Данные требования детализируются в ПБУ 4/99: например, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организация не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Организация должна придерживаться принятых форм и показателей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах , пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, проведении реорганизации. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием причин, вызвавших изменение.

По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то они подлежат корректировке в соответствии с правилами бухгалтерскому учету. Существенные корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, должны прочеркиваться или вообще не приводиться.

В то же время показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и фактов хозяйственной жизни должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Важным требованием является применение принятой организацией учетной политики последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики организации может производиться только в следующих случаях:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации или иных нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и производиться с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть составлена на русском языке и быть подписана руководителем организации. Требования, установленные в Законе о бухгалтерском учете и других нормативных актах, фактически являются основополагающими принципами, на которых базируется составление бухгалтерской отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности является создание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.).

Понятие «полезность» в экономической теории трактуется как абстрактная категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которую получают люди от потребления благ. Отбросив слово «удовольствие» как неупотребимое в бухгалтерской терминологии, получим следующее определение: полезная бухгалтерская (финансовая) отчетность - благо, потребляя которое пользователи получают пользу и удовлетворенность (прежде всего, финансовую).

Сравним основные цели составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, определенные ПБУ и международными стандартами (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Цели составления финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99)

Целью финансовой отчетности общего назначения является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений (п. 7 МСФО 1)

GAAP США

Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. (SFAC 1, par. 32)

Мы видим, что в П БУ 4/99 нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. В то же время международные и американские стандарты отводят полезности информации решающую роль при составлении финансовой отчетности. Так, в США главное требование, предъявляемое к отчетности - полезность информации для принятия пользователями коммерческих решений.

Таким образом, можно сказать, что при общем сходстве целей финансового учета и отчетности в российских и зарубежных стандартах акценты в них расставлены по-разному. В МСФО и GAAP США приоритет отдается принятию эффективных решений на базе данных отчетности, достоверность данных просто подразумевается как необходимое условие, а в России приоритетным является достоверное отражение экономических событий, т.е. российский подход носит более ограниченный характер.

Несомненно, что такое положение дел обусловлено историческими и национальными особенностями России.

Наша страна лишь недавно простилась с командно-административной системой. Много десятилетий бухгалтеры имели возможность действовать только в соответствии с буквой законов, нормативных актов, приказов, писем, указаний и т.д. Регламентации были подвергнуты даже незначительные бухгалтерские операции.

Само понятие полезности бухгалтерской информации впервые появилось в российской правовой базе в 1995 г. В Приказе Минфина РФ от 19.10.1995 г. № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» указывалось, что «при изложении основных показателей деятельности может быть приведена ... аналитическая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации».

В дальнейшем указание на полезность нашло отражение в аналогичных приказах Минфина РФ (от 12.11.1996 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций», от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др.).

Таким образом, можно констатировать, что с 1995 г. Минфин РФ предпринимал попытки убедить организации в необходимости представления информации, полезной для заинтересованных пользователей. Но только после принятия в 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета в нормативном документе Минфина РФ появилось требование приводить в отчетности полезную информацию.

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности изложены также в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, разработанной в 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров (И П Б).

Качественные характеристики отчетной информации, с помощью которых достигается ее полезность для заинтересованных пользователей, представлены на рис. 1.3.

Таким образом, качественными признаками полезной отчетной информации являются уместность, надежность и сравнимость.

Рис. 1.3.

Отчетная информация считается уместной, если ее наличие или отсутствие способно повлиять на решения пользователей, если она помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие события.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть доступна для понимания подготовленных пользователей.

При составлении бухгалтерских отчетов необходимо определить, какие из отчетных данных могут удовлетворять требования различных пользователей. Традиционным для российской учетной практики является количественный показатель существенности, равный 5% от общего итога. Однако значимость того или иного элемента информации определяется не только его величиной в количественном выражении, но и той ролью, которую этот элемент может играть. Поэтому правильнее говорить, что информация является существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе такой информации.

Надежность (достоверность) - второй важнейший признак полезной отчетной информации, гарантирующий ее пользователям не только объективность отражения данных, но и отсутствие существенных ошибок.

На надежность информации, представляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы:

  • правдивость представляемых данных. Например, в бухгалтерском балансе должны отражаться реальные величины активов, обязательств и собственного капитала организации на отчетную дату, сложившиеся под влиянием хозяйственных операций, происходивших в действительности. Приводимые в отчете о прибылях и убытках данные о доходах и расходах должны в максимальной степени отражать именно те уменьшения и увеличения экономических выгод, которые относятся к этому периоду;
  • надежность оценок, сформулированных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, определяется качеством содержащихся в ней данных. Поэтому включаемые в отчетность сведения обязательно должны подвергаться предварительной проверке на предмет их соответствия положениям действующих нормативных актов;
  • полнота отчетной информации, т.е. все хозяйственные операции должны найти отражение в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • нейтральность, т.е. отсутствие направленности на интересы определенных групп пользователей. Иными словами, отчетная информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Кроме того, сама структура информации и форма ее представления не должны влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат. Каждому пользователю должна представляться одинаковая отчетная информация;
  • приоритет содержания над формой. Экономическая сущность должна преобладать над юридической формой представляемой информации. Например, если экономические выгоды от использования актива получает данная организация, то она и должна его отражать в своей отчетности, даже если право собственности на него принадлежит другой организации. Если это невозможно сделать в основных формах отчетности в силу требований нормативных документов, то в пояснительной записке следует раскрыть информацию о таких операциях и событиях, по которым юридическая форма отличается от экономического содержания;
  • осмотрительность. При оценке надежности информации, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности в оценке активов, обязательств, доходов, расходов. В целом данный принцип означает, что активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - занижены. Кроме того, осмотрительность необходимо проявлять при оценке последствий каких-либо событий (например, событий после отчетной даты или создания оценочных резервов).

Наконец, третий признак полезной отчетной информации - сравнимость, которая предполагает возможность для пользователей сравнивать показатели данной бухгалтерской (финансовой) отчетности с отчетностью за предшествующие периоды и определять тенденции развития организации.

Сравнимость обеспечивается следующими условиями:

  • раскрытие учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователи должны владеть информацией о положениях учетной политики организации, влияющих на показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В то же время, если изменение учетной политики может привести к получению более экономически точных учетных данных, то организация должна вопреки требованию сравнимости изменить положения учетной политики. Таким образом, сравнимость уступает по своей значимости уместности и надежности;
  • сопоставимость, означающая, что пользователи также должны иметь возможность сравнивать бухгалтерскую отчетность данной организации с отчетностью других организаций. Это позволит определить ее место на рынке или в определенной отрасли.

Кроме рассмотренных качественных характеристик бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо принимать во внимание ограничения , возникающие в процессе ее формировании:

  • своевременность - отсутствие задержки в представлении отчетной информации, поскольку для пользователей более ценной является та информация, которую они имеют в нужный момент. С этой позиции необходимо обеспечить оптимальное соотношение между уместностью и надежностью, ведь наиболее оперативная информация скорее всего не будет обладать достаточной надежностью, а с другой стороны, получение максимально достоверной информации может привести к снижению ее уместности из-за увеличения времени составления;
  • рациональность - заключающаяся в том, что польза от применения отчетной информации должна превышать затраты на ее подготовку и формирование.

Кроме того, необходимо стремиться и к тому, чтобы бухгалтерская отчетность была прозрачной (в зарубежной терминологии - транспарентной), т.е. содержать доступную и понятную информацию о финансовом положении организации и результатах ее деятельности.

  • До 2013 г. - отчет о прибылях и убытках. - Прим. авт.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете", Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, а также в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организации" сформированы основные требования к бухгалтерской отчетности.

Сформированная организацией бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:

  • – достоверности и полноты;
  • – нейтральности;
  • – целостности;
  • – последовательности;
  • – сопоставимости;
  • – существенности;
  • – соблюдения отчетного периода;
  • – своевременности.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств организации. Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности проведение инвентаризации является обязательным.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными как минимум за три года. Сопоставимость информации означает возможность для пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности предприятия за разные периоды времени, чтобы определить тенденции и закономерности в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое и имущественное положение.

В соответствии с требованием существенности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатель считается существенным в качественном отношении, если его нераскрытое или неполное раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Порог существенности в количественном отношении определен как сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В соответствии с требованием соблюдения отчетного периода организация при составлении бухгалтерской отчетности должна придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому.

Информация, отражаемая в отчетности своевременная, если она способна наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей, связанные с принятием решений, т.е. если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью.

Кроме указанных выше требований при составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие требования к ее оформлению:

  • – бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке;
  • – бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации;
  • – бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем организации;
  • – в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок;
  • – незаполненные строки, графы в формах отчетности прочеркиваются при отсутствии у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций;
  • – данные представляемой бухгалтерской отчетности должны приводиться в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств и т.д., разрешается приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков;
  • – если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель имеет отрицательное значение (например, непокрытый убыток прошлых лет и отчетного периода), то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены требования ПБУ и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации:

  • – об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;
  • – об операциях в иностранной валюте;
  • – о материально-производственных запасах;
  • – об основных средствах и нематериальных активах;
  • – о доходах и расходах организации;
  • – о последствиях событий после отчетной даты;
  • – о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности и др.

Общим требованием ко всем формам бухгалтерской отчетности является обязательное указание в верхней части этих форм идентификационных сведений и данных об организации, свидетельствующих о виде деятельности организации, ее организационно-правовой форме и иных сведений, необходимых для полной идентификации организации.

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях , когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 7.1 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 8 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, внесение исправлений в такую отчетность после ее утверждения не допускается.

. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: