Послание к римлянам 12 14 15. Послание к римлянам апостола павла. Цель написания послания

, , , , , , , ,

Глава 14

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно . Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Многие из уверовавших иудеев и после обращения наблюдали различия яств, воздерживались от свиного мяса и не дерзали совсем отстать от закона. Потом, чтобы не обличили их в том, что воздерживаются от одного мяса свиного, воздерживались вообще от всякого мяса и питались растениями. Другие были более совершенны, не наблюдали ничего подобного и были укоряемы от наблюдающих. Павел опасался, чтобы совершенные, обличая несовершенных неблаговременно и ненадлежащим образом, не отклонили их от веры Христовой. Поэтому мудро приступает к делу, заботясь о пользе и другой стороны. Он не отважился сказать укоряющим: вы худо делаете, - дабы не утвердить несовершенных в наблюдении ими обрядов. Не отважился также сказать обличителям: вы хорошо делаете, - чтобы не сделать их в нападках сильнейшими. Напротив, предлагает увещание, приспособленное к тем и другим. Его обличение направлено, казалось бы, более против сильнейшей стороны, но в самом деле вся сила оного падает на не мощнейших. Ибо тотчас выражением немощного показал болезнь таковых. Когда же говорит принимайте , то указывает нужду в великом попечении для них, что и есть признак крайней слабости их. Без споров о мнениях . То есть не осуждайте его за немощь, не соблазняйтесь, не смущайтесь многими помыслами, но всячески старайтесь уврачевать его как немощного.


Делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. Поэтому последний заслуживает врачевания, а не поражения.


Те, которые ели все, как совершенные, уничижали неядущих, как маловерных и привязанных еще к иудейству. С другой стороны, неядущие осуждали тех, которые ели все, как невоздержанных. Так как между этими многие были из язычников, то говорит: Бог принял его , то есть явил к нему Свою неизреченную благодать. Что же ты споришь с ним о законе, когда Христос оправдал его?


Это говорит к совершенному, отклоняя его как от уничижения, так и от осуждения: ибо совершенные дела то и другое, и уничижали и осуждали несовершенных. Впрочем, скрытным образом обличение падает здесь и на несовершенных. Не потому, говорит запрещаю тебе судить, что поведение другого не заслуживает суда, но потому, что он раб чужой, то есть не твой, но Божий. Ибо хотя он и немощен, однако не перестал быть рабом; почему и не должно отчаиваться относительно его. Ободряя же немощного, не сказал: падает, но: стоит или падает . То или другое случится с ним, Господу принадлежит право судить и о потере падающего и о прибытке стоящего.


Словом будет восставлен показывает, что он так колеблется и до того дошел, что один Бог может восставить его. Это говорим о людях, весьма безнадежных.


Одни изнуряли себя неядением или воздерживались от свиного мяса в известные дни, а другие всегда принимали пищу и осуждали постившихся. Об этих говорит, что один судит, а другой иначе, тогда как дело здесь безразличное. Поэтому не должно нападать на братии из-за этого. В этом снисходит укоряемым, потому что они были еще новы в вере.


Когда речь идет о догматах, мы не должны поступать по удостоверению собственного ума, но должны твердо содержать то, что получили, хотя бы ангел с неба стал благовествовать нам иное. А здесь речь идет о яствах и постах и т.п., и претыкающиеся об это еще новы в вере и нуждаются в снисхождении, а потому надлежало сделать им некоторое послабление относительно жизни, устроенной по всей точности.


Кто, говорит, различает дни, для Господа различает, как благоговейный; и кто не различает дней, для Господа не различает, как совершенный уже во Христе и возвысившийся над законными наблюдениями.


Об одном только, говорит, спрашиваем, для Христа ли делают это и благодарят ли Бога ядущий и неядущий? ибо совершаемое так не подлежит обвинению и оклеветанию. Говорит это, как я сказал, потому, что римляне еще новы были в вере. Но скрытным образом наносит удар и придерживающимся иудейства. Как благодарить тому, кто придерживается еще закона? Следовательно, благодарит только тот, кто ест.


Мы имеем, говорит, Господа, Который печется о нас и Который почитает жизнь нашу приобретением, а смерть нашу потерей. Ибо мы живем или умираем не для себя только самих, но и для Господа. Жизнью называет здесь жизнь в вере, а смертью - отпадение от веры. Посему Господь отнюдь не попустит, чтобы мы умерли по вере, а кажущиеся немощными отпали от нее.


От смерти по вере переходит к смерти естественной; ибо об этой рассуждает теперь. Живем ли, говорит, естественной жизнью, мы Господни; умираем ли мы естественной смертью, Господу же принадлежим.


Это, говорит, пусть уверит тебя, что Господь печется об исправлении немощных. Ибо Кто пролил кровь и умер, чтобы быть Господом нашим. Тот может ли не заботиться о тех, которые сделались Его рабами? Это похоже на то, как обыкновенно говорим: возможно ли, чтобы кто-нибудь не заботился о рабе своем, за которого заплатил так дорого? И если, говорит, заботится об умерших, то тем паче о живых. Все это говорится с целью пристыдить иудействующего христианина и убедить его обсудить, как неблагодарно поступает он в отношении к умершему за него Христу, продолжая держаться закона.


Ты, неядущий, что осуждаешь брата своего, ядущего, как невоздержанного, за то, что он ест? Он - брат; ты не должен уничижать собственный свой член. Разве ты дашь за него ответ? Он сам предстанет на суд и сам понесет наказание. Видишь ли, как обращая речь к совершенному, наводит страх на самого иудействующего, как имеющего отдать отчет на страшном суде?


Что мы будем судимы, как рабы господином, об этом, говорит, свидетельствует пророк. А словами предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога показал высшую степень подчинения. Будет исповедывать , то есть даст отчет в сделанном им - Кому? Не закону, но Христу. Итак, зачем же ты подчиняешься закону?


Оба, говорит, оставьте существующую между вами распрю, и ни ты, ядущий все, не подавай несовершенному случая к преткновению, как сильно укоряющий его, ни ты, не ядущий всего, не подавай брату случая к соблазну, как наблюдающий иудейское. Преткновение и соблазн взаимно приличны тому и другому лицу.


Научив, что не должно укорять немощного, учит наконец о пище и наставляет слабейшего не бояться и не страшиться ее как нечистой. Я, говорит, знаю и уверен не по человеческим умозаключениям, но в Господе Иисусе, то есть быв научен и удостоверен Господом Иисусом, что нет ничего в себе самом нечистого , то есть ничего нет нечистого по природе, но делается нечистым от произволения употребляющего. Для него одного и скверно и нечисто, а не для всех.


Здесь обращает речь к совершенному, поучая: хотя бы снеди тысячекратно не были нечисты по природе, однако тебе надлежало воздерживаться от свиного мяса, чтобы не огорчился соблазняющийся брат твой, если только хочешь ты сохранить любовь. Далее присовокупляет:


Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону.


То есть ты имеешь совершенство в вере (ибо оное назвал словом доброе ). Посему не злоупотребляй совершенством своим и не подавай повода хулить его. Ибо если ты, будучи совершенным, губишь несовершенного, то подал повод хулить благо, которое имеешь. Но ты понимаешь, что и учение наше благо, и что оно не желает подвергаться хуле со стороны неверных, когда они видят расколы и соблазны касательно пищи.


Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье.


В Царство Божие вводит праведность , то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и радость , происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: во Святом Духе . Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство.


Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо.


О мире сказал к несовершенному, потому что этот не имел мира, а ко взаимному назиданию сказал к совершенному, чтобы он не колебал брата, соблазняя его. Впрочем, сказав: ко взаимному , отнес слово свое об этом к тому и другому. Тем же, что сначала упомянул о мире, а потом о созидании, показал, что без мира трудно назидать.


Делом Божиим называет спасение брата. Итак, не разрушай оного, стяжанного для него Богом, и притом ради пищи, то есть нежеланием воздерживаться от свиного мяса, чтобы получить себе пользу.


Сделав строгое запрещение совершенному, убоялся, чтобы немощный не утвердился в худых мыслях. Поэтому опять обращается к догмату и говорит, что все чисто, но худо для того, кто ест с худой совестью и после того, как соблазнился. Ибо несовершенный, почитающий свиное мясо нечистым, если ест его по принуждению, больший терпит вред. Поэтому сначала ты должен вразумить его, что все чисто.


Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному.


По откровению тайны . Это знак величайшей чести, что мы стали участниками в тайнах, то есть в предмете, который хотя издревле предопределен, но явлен ныне чрез писания пророческие. Посему чего бояться тебе, немощный? Чтобы ядением свиного мяса не отступить от закона? Но вот все Писания возвещают ту тайну, которая вводит безразличие в пище. Это совершается даже по повелению вечного Бога . Поэтому твой долг не противоречить, но верить и повиноваться Богу; ибо вера требует послушания, а не пытливости. Кроме того, так верят все народы; ибо тайна та сделалась известной всем. Как же ты продолжаешь рабски служить закону? Единому Премудрому Богу сказал для того, чтобы отличить Бога от ангелов и нас, отнюдь не от Сына, - да не будет; ибо мудрость Отца есть Сын. Итак, слава Тому, Кто явил тайну, а не закону, к которому ты продолжаешь прибегать, наблюдая различие в пище. Слова через Иисуса Христа , как выше сказано, можно соединять так: Могущему вас утвердить через Иисуса Христа . Но можно понимать их и так: открытой всем народам через Иисуса Христа; ибо тайну открыл народам Сам Тот, Кто послал учеников научить все народы.

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно . Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни - для Господа различает; и кто не различает дней - для Господа не различает. Кто ест - для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест - для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, - грех.

Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.

14:1,2 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи.
Кто такой немощный и какие разногласия во мнениях не должны претыкать христиан собрания?

Немощный (сомневающийся) - это не имеющий пока что твёрдых основ от слова Божьего - своим внутренним убеждениям, это - новообращённый или не способный различать пока что добро и зло за неимением навыка и знаний слова Божьего, но желающий находиться в христианском собрании вместе со всеми.

К немощным мог относиться также христианин, в том числе и иудей, ещё не познавший значения христианской свободы и в сердце своём - являющийся законником, а в христианстве - видит лишь комплект правил и набор установок.
Таких верующих нельзя преткнуть грубостью или недобрым отношением при встрече и в общении, немощных нужно принимать с особым радушием и доброжелательностью, иначе тлеющий фитиль их веры может затухнуть от неумелого с ним обращения. Напоминая себе о том, что Христос умер за нас, когда мы САМИ - ещё были немощны в вере - поможет сильным в вере не превозноситься над немощными собрания.

разногласия во мнениях Из контекста понятно, что в данном случае речь идет о пище, питье и различении дней - Павел не считает эти вопросы принципиальными, по его мнению, мир и согласие в церковной общине - более важная задача, чем разрешение этих споров.
Спорные моменты или разногласия, о которых идет речь, относятся не к сущности благовестия , а к степени веры человека в то или иное. Там же, где под угрозой оказывалась суть благовестия и сохранение чистоты Божьего слова от искажения - реакция Павла была совершенно иной (Гал.1:6.7; 3,1-5; Флп. 3:2,18,19).

14:3,4 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его

не уничижай... не осуждай . В древнем мире было много сект и религий, соблюдавших строжайшие законы относительно пищи. То же делали иудеи. И поскольку Церковь христиан - была собрана из разных народов, в ней были такие, которые относительно еды вообще не соблюдали никаких законов и запретов и ели всё подряд; но были и те, которые сознательно воздерживались от употребления мяса и ели только овощи.
"Сильный" в вере, свободный христианин склонен рассматривать запреты, соблюдаемые "слабым", как рабство букве какого-нибудь закона; "слабый" же в вере испытывает соблазн осуждать "сильного" за свободное поведение, ибо, как кажется ему, «свободный» игнорирует закон, в котором пребывает сам «немощный», думая, что именно тем служит Богу (Теос, Иегове)

Поскольку каждого члена Церкви, как сильного, так и слабого, милостиво привлёк к себе Бог (никто не приходит к Иисусу, если не привлечёт его Отец Христа ) - Павел, обращая внимание на принятие каждого - Богом, разъясняет, что эти ошибочные реакции по осуждению друг друга должны отступить от христиан. Тем более, что собрат по вере служит не нам, а Богу, и если он угоден Богу со всем своим набором взглядов и ответственен перед Ним, то кто мы такие, чтобы соверующий - ещё и перед нами отчитывался? Бог (Теос ) САМ в состоянии восставить христианина, если посчитает возможным и нужным (напоминаем, что Христос – Господин над Христовыми – лишь ходатай пред Богом -1Иоан.2:1,2, восстанавливает упавших Христиан только Бог Иегова по ходатайству Христа )

14:5,6 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога

Павел неоднократно переживал о тех, кто превращал особые дни в предмет поклонения Богу, в сущности, делал этот день идолом. Особые дни для разных христиан могли быть разными: для иудеев, например, это были субботние дни и дни праздников Моисеева закона, для язычников – дни соблюдения языческих праздников.

В послании к Галатам (4:10,11), Павел писал: "Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас ".
В Послании к Колоссянам (2:16,17) Павел писал: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Это есть тень будущего, а тело - во Христе ".

Павел старался показать христианам, считающим соблюдение праздников - частью поклонения Богу - что христианство не сводится к соблюдению праздников, но сводится к тому, чтобы стать частью тела Христова и пребывать в его праведности пред Богом.

Но, впрочем, если кто-то из христиан для себя к ОСНОВЕ христианства решит ещё и наблюдение каких-то праздничных дней добавить – он сделает это по своему удостоверению ума, Бог же САМ будет смотреть, свёл ли Его раб христианство - лишь к соблюдениям дней или слежке за питанием, и - превратил ли всё это в идолопоклонство или нет.

Нам в любом случае не следует требовать от соверующих - становиться христианами в таком виде, в каком лично мы это себе представляем: кто наблюдает дни - пусть себе наблюдает, лишь бы других не заставлял это делать (кроме праздников, не угодных Богу ). А тот, кто не наблюдает дни - пусть себе живёт без праздников, может, у него другие какие "наблюдения", к примеру, овощные диеты. Лишь бы других не заставлял дни не наблюдать и на овощной диете сидеть.

14:7,8 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - [всегда] Господни
С тех пор, как кто-то решил стать христианином - он и живёт во славу Бога, как и Христос жил, и умирает - так же, как и Христос умер - во славу Бога.

14:9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми
Христос для того и умер за нас, чтобы иметь власть над христианами - в том смысле, что в христианине уже нет раба греха, но есть раб Христа. И если мы живём и умираем во Христе, как рабы ЕГО, а не греха - то сам путь Христов является для христиан показателем тому, что в них победил Христос (изобразился Христос –Гал.4:19), а не мир сей.

14:10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
Есть другие варианты переводов этого текста:

Все мы предстанем на суд Божий (Лутковский, В.Кузнецова, еп. Кассиан, Одинцова-Белинского досл.пер., Заокский, Всемирный пер.центр Подстрочник Винокурова: )

Бесспорно, в конечном итоге окончательный суд будет производить сидящий на престоле Бог, а не агнец, не Христос –Откр. 20:11,12, и сам Христос в определённый исторический момент покорится Богу Вседержителю -1Кор.15:28 Ибо и ранее суд Божий был предсказан – Ис. 45:23.

Однако выясним, велика ли разница в выражениях: Все мы предстанем на суд Христов или Все мы предстанем на суд Божий, чтобы манипулировать этими выражениями для защиты, к примеру, учения о Троице?
Здесь речь идёт о том, что каждый из живущих на земле будет непременно «взвешен на весах» Божьей праведности (справедливости).
Другими словами – каждый будет судим и «оценен» на пригодность для Божьей вечности - НА ОСНОВАНИИ НОРМ и ПРИНЦИПОВ БОЖЬЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, изложенных в слове Божьем –Иоан.12:48.
На целую 1000 лет Бог доверил это делать Христу для всех живущих в Миллениуме – Иоанн.5:22, в конце же 1000 лет – Иегова Бог определит, кого из участников последнего испытания дьяволом - на вечную погибель, а кого - для вечной жизни сохранить -Откр.20:7-12. Но как Христос, так и Бог будут делать это на основании принципов Божьей справедливости, ибо сын и Отец – суть ОДНО во всём, в том числе - и в подходах к суду человечества.

14:11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.
Здесь же остановимся на цитируемом Павлом тексте Ис.45:23 , на котором защитники Троицы пытаются показать, что речь у Исайи идёт об Иегове, стало быть, Христос – это Иегова и есть. Однако посмотрим весь контекст у Исайи:

Ис.45:22-25 Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог (Иегова), и нет иного. 23 Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено , Мною (Иеговой) будет клясться всякий язык. 24 Только у Господа (У ХРИСТА ), будут говорить о Мне (об Иегове), правда и сила; к Нему (к Христу) придут и устыдятся все, враждовавшие против Него (Христа). 25 Господом (Христом) будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

Как видим, Исайя сообщает о времени в истории человечества, когда только У Христа будут говорить об Иегове, то есть, в Миллениуме, в периоде его правления.

Кстати, здесь важно обратить внимание на факт, что если кто-то У Христа – тот говорит об Иегове, не о самом Христе , даже в веке этом. Ибо в Миллениуме ВСЕ будут говорить об Иегове, а в веке этом – только ХРИСТОВЫ, ну и те, кто с ними.

14:12,13 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну
И поскольку каждый христианин за себя даст отчёт Богу, то верующим можно расслабиться и не устраивать слежку друг за другом, но направить усилия на то, чтобы следить исключительно за собой с целью - постараться не преткнуть соверующих СОБОЮ: своим поведением, образом мыслей и всем, что могло бы вызвать у соверующего сомнения в том, а Христовы ли мы рабы? А имеет ли ему смысл быть рабом Христовым, если у него ТАКИЕ сомнительные «рабы»?

14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
Здесь в отношении к еде Павел говорит, а не в отношении норм добра и зла для христианина, ибо сталкивались и с таким мнением, когда говорят, что для чистого (для христианина) - всё чисто в том смысле, что творить можно всё, что угодно, лишь бы не сомневаться, что ВСЁ ЧИСТО (сами сомнения - нечисты, дескать)

14:1 5 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
Но если кто-то из немощных в вере пока что на данном этапе духовного возраста воспринимает букву запрета закона как основу закона Божьего – то не стОит пользоваться своей свободой, например, вкушать запретные части туши - в присутствие немощных в вере из-за того, чтобы не создавать им преткновения нарушением известного им запрета. За них умер Христос, а потому, если немощный в вере засомневается в пути Божьем, глядя всего лишь на то, как сильный в вере служитель Бога – нарушает запретное законом - то вина за потерю веры немощного брата будет на сильном христианине.

Но, вместе с тем, Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение о запретах известного ему закона - всей церкви.

14:16,17 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Нельзя допустить, чтобы то доброе имя христиан, которое созидалось для Церкви - разрушилось только из-за того, что сильный не хочет учитывать чувства немощных соверующих.

Не только о своих правах делать что – либо - печься стоит, но и о том, чтобы кого до падения не довести, ибо часто слышим, что, дескать, я право имею, а он - пусть духовно растет. Христиане должны понимать, что служение Господу не должно сводиться ни к разделению христиан на сильных и слабых, ни к демонстрации своей свободы в отношении пищи или пития.

Лучше эту свободу применять для того, чтобы способствовать созиданию праведности всей Церкви и радости от общения друг с другом. Если христианин свободен, то он не потеряет свою свободу, воздержавшись, к примеру, от «священной» части мяса или от японской кухни с «религиозным уклоном»- ради совести немощных. Зато братьев, за которых умер Христос - может и сохранит своим воздержанием.

14:18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей
Церковь - место общественное, и то, как мы поступаем в Церкви - так или иначе влияет на всех членов её. Для того, чтобы дело благовестия не разрушалось и укреплялись братские отношения - христиане должны учитывать мнение соверующих и поступать так, чтобы собою не причинять беспокойства Церкви.

14:19 ,20 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Павел вводит понятие коллективной ответственности за сохранение мира в собрании и веры каждого члена Церкви Божьей: забота о благополучии немощного соверующего и укреплении его веры – должна пересиливать желание получить удовольствие от кулинарных изысков, на которых брат может преткнуться. Но не всегда пересиливает, увы: часто мы говорим "пусть взрослеет, это - его проблемы претыкаться на "мясе" .

Тут просто надо научиться различать, на чём именно немощный брат претыкается: если на том, например, что сестра в брюках на собрание ходит - это одно, тут ему просто достаточно показать по Писанию, что запрета на брюки для сестёр нет, да и вообще - брюки - это женская одежда и придумана по причине неудобства в платье на лошади кататься. А потому учись, брат, сестру любить как христианку и в брюках: брюки она ради того, чтобы ТЕБЕ угодить - не обязана переодевать на юбку.

А если немощный претыкается на том, что брат, к примеру, в его присутствии фильмы сомнительного содержания смотрит (о садистах, эротику или спиритические) - то эту немощь христианин обязан учесть, ибо содержимое фильмов противоречит тому Библейскому учению, которое он несёт новичку. То есть, новичок может подумать, что сам христианин - БОГУ не угождаю, а его – учит угождать. Это - сильное преткновение для немощных. В таких случаях не станем смотреть телевизор вовек! в присутствии претыкающегося из-за этого.

14: 21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает
Интересно что значит изнемогает ? Думаем, что брат просто хочет того же, что может себе позволить «знающий» христианин, только его вера не позволяет ему это же проделывать, ибо сомневается в чистоте поступка и сам по Библии обосновать нечистоту поступка брата - не может. Так что для того, чтобы поступать так же, кроме чужого примера - никаких оснований для себя не имеет, но и те, что имеет - не считает достаточными:
«и хочется, и колется, и мама не велит ».

14:22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает
Если я имею твердое основание и уверенность в том, что своими действиями я нисколько не согрешаю пред Богом и поступаю правильно, но при этом я просто не могу удобоваримо объяснить свое упование по Писанию конкретному брату на его уровне так, чтобы он понял и вместил - то мне лучше притормозить.
Если ты сам в себе уверен в том, что пища не может осквернить тебя как христианина – молодец, ешь всё подряд и благодари Бога. Только помни о том, что нет никакой нужды делать это непременно в присутствии тех, кто избирателен к пище и смущать их представления об этом. Свободный и зрелый христианин предпочитает воздерживаться от публичного проявления своего внутреннего понимания свободы.

14:23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех
ибо если кто-то сомневается в правильности своих поступков, но, глядя на тебя, пытается подражать ТВОЕЙ вере, не будучи убеждённым в этом САМ и надеясь на ТВОЁ понимание праведности - то он в таком случае совершит грех, ибо против СВОЕЙ веры пойдёт в попытке угнаться за ТВОЕЙ. Нельзя принуждать братьев делать что-то, что против их совести, ибо всё, что совершается против совести - является согрешением (сознательным нарушением собственного понимания веры) . Единственное, что можно делать в таких случаях - это терпеливо увещевать и разъяснять на основании слова Божьего духовный смысл христианства, отменяющего законничество.

К примеру, я могу пояснить брату, который претыкается на фильме, что ценю главную мысль в фильме, а на стрелялки и сцены всякие-разные - просто не обращаю внимания. Вот фильм "Ликвидация" смотрю много раз, человечность и порядочность людей меня в нём привлекает, жанр, вИдение и талант режиссёра и актёров, а не стрелялки. Поймёт - хорошо, нет - ну не стану его на просмотр этого фильма в гости приглашать, и все дела.

14:24 ,25 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

Здесь Павел говорит о том, что ныне – во времена Нового Завета - явлена всему миру тайна, о которой пророчествовало Ветхозаветное Писание. Тайна же эта заключалась в приходе Христа и проповеди о сущности его мессианства для того, чтобы весь мир имел возможность с этого времени уверовать в него как в посланника небес и сына Божьего.

14:2 6 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Вся слава и честь принадлежит не Иисусу Христу, а Тому единственно премудрому, Кто его послал - Богу и Отцу Иисуса Христа.

Суждение о партиях, существовавших в римской Церкви (1–12). Практические советы большинству римских христиан (13–23). Славословие (24–26).

Рим.14:1. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

В римской христианской Церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого. Они же считали нужным освящать некоторые дни особым образом (постом). Другие же считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол научает первых не осуждать людей, держащихся свободных воззрений на указанные обстоятельства, а последним, т. е. людям, сильным духом, советует быть снисходительными по отношению к тем, кто находит нужным для христианина особые подвиги воздержания. Пусть сильные пожалеют слабых, помня, что те также искуплены Господом дорогою ценою и что все христиане составляют собою единое Царство Христово, которое каждый христианин обязан поддерживать, жертвуя своими личными желаниями и интересами.

Кто были эти слабые в вере, находившие необходимым для христиан известное воздержание? На этот вопрос трудно ответить что-нибудь определенное. Едва ли это были люди с иудейским мировоззрением, что предполагают некоторые толкователи (напр., Цан). Иудеям вовсе не было запрещено вкушение вина и мяса (только некоторые мясные кушанья были воспрещены законом Моисеевым) и притом Апостол едва ли так снисходительно отнесся к заблуждению иудействующих. Скорее можно видеть здесь отражение некоторых аскетических воззрений греческой и римской философии. Известно, что воздерживались от употребления мяса и были вегетарианцами орфики и пифагорейцы – последние не пили и вина, – стоики (Секстий, Сотион, М. Руф).

«Немощного в вере», – т. е. такого верующего, который боится, что неожиданно и скоро может лишиться приобретенного им спасения и поэтому избегает всего, что кажется ему опасным в этом смысле. – «Принимайте», т. е. не лишайте его братского общения. – «Без споров о мнениях» (μή εις διακρίσεις διαλογισμών) – правильнее: не входя в критику чужих рассуждений (быть может, и неосновательных).

Рим.14:2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Рим.14:3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

«Бог принял его», т. е. того и другого держать в Своей Церкви.

Рим.14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

«Ты» – обращение к немощному в вере. – «Стоит или падает», т. е. остается или нет в благодатном состоянии. Апостол не то хочет сказать, что для нас должно быть безразлично состояние веры в наших братьях по вере. Нам не возбраняется употреблять усилия к тому, чтобы побудить их усвоить наши взгляды, и мы даже обязаны заботиться об их душевном спасении. Но при этом мы не должны забывать, что религия есть личное отношение каждого человека к его Богу и что мы не имеем права судить его (конечно, в вещах «безразличных»). И если мы уверены, что наши собратья по вере делают что-либо, с нашей точки зрения, неправильно, но однако делают для Бога, в сознании своей зависимости от Него, мы не в праве сомневаться в возможности для них спасения.

Рим.14:5. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

«Всякий поступай по удостоверению своего ума». Апостол говорит здесь не о днях, освящаемых празднованием и постами всею Церковию, а об особых, избранных отдельными христианами, днях, в которые, по их мнению, следует помолиться и попоститься. О церковных же постах и праздниках Апостол мыслил иначе (ср. 1 Кор 11:2).

Рим.14:6. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Как сильный, так и немощный в вере равно освящают свою трапезу молитвою (благодарит Бога) и этим свидетельствуют, что выбор пищи ими совершается по совести, пред Богом и для того, чтобы угодить Богу. Только каждый угождение это понимает по-своему, полагая, что так именно, а не иначе скорее можно угодить Богу.

Рим.14:7. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;

Рим.14:8. а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.

И не только отдельные поступки христианина, но вся жизнь и самая смерть его стоит в отношении к Богу, служит к Его прославлению.

Рим.14:9. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Во всяком состоянии мы остаемся собственностью Господа (ср. ст. 4 и Флп 2:9-10), Который царит над живыми и умершими, как Сам оживший после смерти.

Рим.14:10. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

Рим.14:11. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

Рим.14:12. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

В этом месте Апостол является защитником свободы христианской совести, но только в вещах так называемых безразличных: за эти вещи мы не имеем права осуждать друг друга – осуждать может на страшном Своем суде только ваш общий Господь и Владыка. Но Апостол вовсе не дает этим право отдельным лицам безнаказанно разрушать сложившийся строй церковной жизни, основанный на вселенском апостольском предании. В других посланиях он прямо осуждает тех, кто портит порядок, установленный в Церкви Христовой (1 Кор 3:17).

Рим.14:13. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Давая теперь практические советы по поводу различий во мнениях, Апостол обращается к людям, сильным верою. Они не должны своим поведением соблазнять немощных к повторению тех поступков, какие они совершают. Нехорошо и вообще наводить ближнего своего на осуждение и подавать повод к разрушению мира в христианской общине, а тем более не стоит этого делать из-за пищи. Лучше отказаться от вкушения мяса и вина, если через это самоограничение можно сохранить взаимный мир. А главное, нужно пожалеть немощного, который может увлечься примером сильного, вкусить мяса и потом осудить себя, как страшного преступника.

Не другого нужно судить, а лучше судить самого себя, обсуждать свое поведение, – не подаешь ли ты своими поступками повода соблазняться кому-либо? т. е. совершать поступки, идущие вразрез с собственными нравственными воззрениями совершающего. – «Преткновение» и «соблазн» – выражения синонимические.

Рим.14:14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

Выражая свое убеждение в том, что объективно нечистого кушанья – не существует, Апостол основывается, вероятно, на словах Самого Христа Спасителя (Мк 7 и сл.). Поэтому он и прибавляет: «в Господе Иисусе».

Рим.14:15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

«Огорчается». Это огорчение мог почувствовать немощный, присутствуя, напр., на трапезе сильного. Тут подавалось мясо, которого он, по своему убеждению, не мог вкушать, и это уже выводило его из душевного равновесия. Но мало этого. Над ним его сотрапезники могли шутить, как бы побуждая его нарушить свой зарок, – и это еще более огорчало его. «Не губи». Погибнуть немощный мог в том случае, когда, стесняясь своею воздержанностью, взял бы себе кусок мяса. Впоследствии, придя домой, он стал бы осуждать себя за это, и неизвестно, к каким гибельным последствиям привели бы его терзания совести…

Рим.14:16. Да не хулится ваше доброе.

«Ваше доброе». Что это такое доброе – об этом толкователи говорят различно. Одни разумеют христианскую веру и христианство вообще, хулить которое язычники готовы были по всякому поводу, другие – христианскую свободу… Лучше, кажется, видеть объяснение этого выражения в 17 стихе – в словах: правда, мир и радость. Христиане, пред лицом язычников, могли гордиться тем, что у них – люди праведные, живущие между собою в радостном Евангелии, а язычники, указывая на споры христиан из-за пищи, могли возражать: «хороши праведники! Хорошо единение! Да вы даже из мелочей расходитесь между собою…»

Рим.14:17. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

«Царствие Божие» – у Ап. Павла обыкновенно означает Мессианское Царство, учреждение которого должно совершиться при втором пришествии Христа на землю – в веке будущем (1 Кор 6 и сл.; 1 Кор 15:24, 50; Гал 5:21) и никогда не означает Церковь земную, к которой христиане теперь принадлежат. Но здесь говорится о Царстве Божием не в его завершении или не о царстве будущего века, а о сущности Царства Божия самого в себе. Сущность Царства Божия вовсе не в том, чтобы ставить в обязанность каждому члену этого царства безразличное отношение ко всякому роду пищи. – «Не пища» (βρώσις) – не вкушение. – «Праведность, мир и радость во Святом Духе». Самое важное в этом царстве правда или праведность его членов, мир взаимный с Богом (ср. Рим.5 и сл.) и с братьями, и радость, при уверенности в получении будущего спасения, которую дает нам пребывающий в нас Дух Святой (ср. Рим.8 и сл.).

Рим.14:18. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

«Кто сим служит». Лучше понимать под словом «сим» (έν τούτω) правду, мир и радость в Св. Духе, о которых, только что сказал Апостол. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы эти блага у них были, потому что только люди, владеющие ими, могут послужить Христу и быть приятными другим людям. А то, что люди едят и пьют, совсем не имеют важности в деле спасения души.

Рим.14:19. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Из сказанного выше ясно, что не для чего поднимать споров о пище. Если о нем и нужно беседовать, то только о том, что может поддерживать мир в христианской Церкви и устроить из нее истинный дом Божий («назиданию» – правильнее: созиданию – οικοδομή).

Рим.14:20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

«Дела Божия» (έργον τού θεού) – это Церковь (ср. 1 Кор 3:9). – «Который ест на соблазн», т. е. сильный в вере, который ест мясо и этим соблазняет немощного своего брата. – «Худо человеку», т. е. грешно тому, кто так поступает, хотя самая пища не имеет никакой нечистоты в себе.

Рим.14:21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

Здесь Апостол дает указание сильным в вере, как им поступать. Требуется от истинного христианина некоторое самопожертвование во благо немощного брата – отказ от мяса и вина.

Рим.14:22. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

Сила веры от этого самоограничения не убавится в человеке. И веру свою вовсе нет надобности выставлять на показ – довольно, если Бог ее видит! Возмещением или наградою для сильного в вере должно служить ему одно сознание того, что он действует вполне правильно, чего нет у человека немощного, вечно колеблющегося в решении вопроса, как ему поступить в том или другом случае.

Рим.14:23. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

Апостол видит два типа людей: одни – люди верующие глубоко и искренно во Христа. Все, что делают эти люди, исходит из сердца, которое в свою очередь получает побуждения от Христа. Значит, дела этих людей – святы. Другие – люди колеблющиеся, погруженные в сомнения. Все, что эти люди делают, идет, следовательно, не от веры и не от Христа, а от их земных, плотских рассуждений. Между тем плоть побуждает человека именно к греховным поступкам. Ясно, что здесь речь идет о вере во Христа, о настоящей сильной христианской вере, как твердой уверенности во Христе. Все, противоположное такой вере, естественно должно принадлежать не к области христианской святости, а к области греха.

Рим.14:24. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,

В славословии Богу Апостол еще раз высказывает желание, чтобы римляне утвердились в христианской вере и жизни с помощью Божией (ср. Рим.1:11). Для этого он изобразил пред ними величие Евангелия, как откровения предвечного совета Божия о спасении людей. Достигнет ли его послание такой цели – это в руках Божиих, а за то, что уже сделано Им для человечества, Богу принадлежит слава.

«По благовествованию моему», т. е. сообразно с моим благовествованием, чтобы римляне жили, как учит их Апостол. – «И проповеди Иисуса Христа», т. е. которое (благовествование) есть не иное что, как то, что возвещал и Сам Христос. – «По откровению тайны». Апостол здесь хочет сказать, что Христос в Своей проповеди возвещал Божественную тайну или предвечный Совет Божий о спасении человечества.

Рим.14:25. но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

«Ныне явлена и чрез писания пророческие». Пророческие книги дают ключ к пониманию домостроительства нашего спасения. Из них христиане убеждаются, что спасение, данное людям во Христе, не было чем-то новым и неожиданным, а давно уже было предрешено в Совете Божием.

Рим.14:26. Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

«Через Иисуса Христа». Христос научил людей понятию о Боге, внушил им доверие к Богу, сделал их приятными Богу. Следовательно, только тот, кто верует во Христа, – тот и может правильно почтить Бога.

Примечание . Куда относится это славословие – сказать трудно. Новейшие толкователи, на основании свидетельства многих древних кодексов, относят его к 16-й гл. (Рим.16:25-27 по Афинскому изданию 1898 г.). Но некоторые считают возможным допустить, что оно принадлежит к 14-й главе. Так, Цан в своем комментарии и о послании к Рим. славит его там, где и наш текст его помещает. Он ссылается при этом на свидетельства антиохийской рецензии текста, на массу позднейших кодексов, на Златоуста, Феодорита, Экумения, Феофилакта, на позднейшие сирские переводы, готский перевод и др.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: