Ребусы на тему экология для младших школьников. Игровые задания по экологии. Кроссворд «Ученые и поэты о экологии и жизни»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Головоломка «Фигура»

Решить эту головоломку вам помогут слова «гид», «врач», «нос», «ты», «шелк», «зябь». Пронумеруйте буквы в этих словах и замените ими цифры.
Если вы сделаете это правильно, то сможете прочитать высказывание Эпихарма о наивысшем благе для человека.
Согласны ли вы с этими словами? Может, есть что-то ценнее?

Ответ. «Для человека здоровье есть наибольшее благо.»

Головоломка «Найди ключ»

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

Ответ. «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

Криптограмма «О достоянии»

Расшифруйте высказывание Плутарха. Как вы его понимаете?

Ответ. «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение».

Криптограмма «Шифровка»

Используя ключ, ты сможешь прочесть пословицу о здоровье.

Ключ

Ответ. «Курить – здоровью вредить».

Экологический ребус

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Кроссворд «Ученые и поэты о экологии и жизни»

По горизонтали.

1. Древняя проблема взаимосвязи человека и природы в наше время приобрела новое, подчас громкое звучание. Об этом строки поэта:

«Стали люди сильные как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках».

5. Поэт, писавший о преобразовании природы человеком:

«Где вчера качались лодки –
Заработали лебедки.
Где шумел речной тростник –
Разъезжает паровик.
Где вчера плескались рыбы –
Динамит взрывает глыбы».

6. Немецкий естествоиспытатель, предложивший термин «экология».

7. Известный американский эколог, автор учебника об экологии:

«Когда наука о доме (экология) и наука о ведении домашнего хозяйства (экономика) сольются и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами, относительно будущего человечества».

12. Известный русский ученый, математик, уделявший большое внимание экологии:

«Мир, в котором живет человек – это просто комплекс ограниченных ресурсов, которые от интенсивного потребления или истощаются, или – как воздух и вода – приходят в негодность».

14. Русский поэт, дипломат, давший определение природной среды:

«...Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа,
в ней есть свобода.
В ней есть любовь,
в ней есть язык...»

15. Великий русский поэт, высказавший очень актуальную на сегодняшний день мысль:

«Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле».

16. О необходимости сохранения воды, воздуха, земли писал этот

«Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда:
Целы они –
все возродится снова...»

«Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади.
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди».

«В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так ли сяк
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг».

3. Поэт, написавший о ваврарском отношении человека к природе:

«Палим во что попало –
жаден глаз!
И рубим, и взрываем, и корежим.
Природа-мать
ждет милости от нас,
А взять ее у нас она,
увы, не может!»

4. Известный русский писатель, поэт, написавший о единстве человека и природы:

Вы, моря шумного пучины;
Ты, неба вечного простор,
И ты, светил блестящий хор,
И вы родной Земли вершины,
Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?

8. О круговороте веществ писал немецкий поэт:

«Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать».

9. Великий драматург и поэт, в XVI в. определивший одну из основных задач экологии:

«Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете».

10. Поэт, предупреждавший о последствиях экологической неграмотности человека:

«Неужто береза – калека,
Склонившись к последней реке,
Последнего человека
Увидит в ее кипятке?»

11. Поэт, написавший обращения природы к человеку с призывом задуматься о его власти:

«Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами,
И твердит природы голос:
«В вашей власти,
в вашей власти,
Чтоб все не раскололось
На бесчисленные части!»

13. Итальянский естествоиспытатель (XVII в.), изучивший вопросы зарождения организмов и давший краткую формулу «Все живое происходит от живого», получившую название принципа имени этого ученого.

Ответы

По горизонтали.

1. Плотников. 5. Маршак. 6. Геккель. 7. Одум. 12. Моисеев. 14. Тютчев. 15. Пушкин. 16. Пришвин. 17. Куняева.

По вертикали.

2. Твардовский. 3. Викулов. 4. Толстой. 8. Гете. 9. Шекспир. 10. Евтушенко. 11. Мартынов. 13. Реди.

Игровые задания по экологии

Головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Головоломка «Фигура»

Решить эту головоломку вам помогут слова «гид», «врач», «нос», «ты», «шелк», «зябь». Пронумеруйте буквы в этих словах и замените ими цифры.
Если вы сделаете это правильно, то сможете прочитать высказывание Эпихарма о наивысшем благе для человека.
Согласны ли вы с этими словами? Может, есть что-то ценнее?

Ответ. «Для человека здоровье есть наибольшее благо.»

Головоломка «Найди ключ»

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

Ответ. «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

Криптограмма «О достоянии»

Расшифруйте высказывание Плутарха. Как вы его понимаете?

Ответ. «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение».

Криптограмма «Шифровка»

Используя ключ, ты сможешь прочесть пословицу о здоровье.

Ключ

Ответ. «Курить – здоровью вредить».

Экологический ребус

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Кроссворд «Ученые и поэты о экологии и жизни»

По горизонтали.

1. Древняя проблема взаимосвязи человека и природы в наше время приобрела новое, подчас громкое звучание. Об этом строки поэта:

«Стали люди сильные как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках».

5. Поэт, писавший о преобразовании природы человеком:

«Где вчера качались лодки –
Заработали лебедки.
Где шумел речной тростник –
Разъезжает паровик.
Где вчера плескались рыбы –
Динамит взрывает глыбы».

6. Немецкий естествоиспытатель, предложивший термин «экология».

7. Известный американский эколог, автор учебника об экологии:

«Когда наука о доме (экология) и наука о ведении домашнего хозяйства (экономика) сольются и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами, относительно будущего человечества».

12. Известный русский ученый, математик, уделявший большое внимание экологии:

«Мир, в котором живет человек – это просто комплекс ограниченных ресурсов, которые от интенсивного потребления или истощаются, или – как воздух и вода – приходят в негодность».

14. Русский поэт, дипломат, давший определение природной среды:

«...Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа,
в ней есть свобода.
В ней есть любовь,
в ней есть язык...»

15. Великий русский поэт, высказавший очень актуальную на сегодняшний день мысль:

«Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле».

16. О необходимости сохранения воды, воздуха, земли писал этот

«Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда:
Целы они –
все возродится снова...»

«Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади.
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди».

«В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так ли сяк
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг».

3. Поэт, написавший о ваврарском отношении человека к природе:

«Палим во что попало –
жаден глаз!
И рубим, и взрываем, и корежим.
Природа-мать
ждет милости от нас,
А взять ее у нас она,
увы, не может!»

4. Известный русский писатель, поэт, написавший о единстве человека и природы:

Вы, моря шумного пучины;
Ты, неба вечного простор,
И ты, светил блестящий хор,
И вы родной Земли вершины,
Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?

8. О круговороте веществ писал немецкий поэт:

«Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать».

9. Великий драматург и поэт, в XVI в. определивший одну из основных задач экологии:

«Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете».

10. Поэт, предупреждавший о последствиях экологической неграмотности человека:

«Неужто береза – калека,
Склонившись к последней реке,
Последнего человека
Увидит в ее кипятке?»

11. Поэт, написавший обращения природы к человеку с призывом задуматься о его власти:

«Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами,
И твердит природы голос:
«В вашей власти,
в вашей власти,
Чтоб все не раскололось
На бесчисленные части!»

13. Итальянский естествоиспытатель (XVII в.), изучивший вопросы зарождения организмов и давший краткую формулу «Все живое происходит от живого», получившую название принципа имени этого ученого.

Ответы

По горизонтали.

1. Плотников. 5. Маршак. 6. Геккель. 7. Одум. 12. Моисеев. 14. Тютчев. 15. Пушкин. 16. Пришвин. 17. Куняева.

По вертикали.

2. Твардовский. 3. Викулов. 4. Толстой. 8. Гете. 9. Шекспир. 10. Евтушенко. 11. Мартынов. 13. Реди.

Экологические ребусы в использовании математического планшета с детьми дошкольного возраста.

Басова И.В., воспитатель

МДОБУ детский сад №5 г. Белорецк

В нашем детском саду в своей работе я использую математический планшет для развития мелкой моторики рук, для интеллектуального развития детей моей группы. Как показала практика, дети с удовольствием играют на планшете, любят его за оригинальность, мобильность, простоту.

Они пользуются не только книгой - приложением, но и сами придумывают новые схемы, любят в них зашифровывать нарисованные резиночками предметы, геометрические фигуры.

Так как этот год в Башкортостане объявлен годом экологии, то в работе с детьми я стала использовать экологические ребусы, т.е. организую своих детей на развитие активности, связной речи, что в настоящее время остается наиболее важным, актуальным.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Ее изучение формирует у детей настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Цель проводимых мною занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников посредством использования математического планшета через экологическое воспитание. Использование экологических ребусов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Однажды я попробовала использовать планшет для решения необычных экологических ребусов. И мы сейчас вместе с моими детьми с увлечением ищем ответы на нестандартные вопросы с помощью любимого пособия, что кроме развития логики, способствует формированию у детей тонкой моторики (работой мелких мышц), дифференцированного восприятия и сенсомоторной памяти. Например, я загадываю ребус на экологическую тему, прошу детей из множества резиночек выбрать резиночки нужного цвета, выложить на своих планшетах заданный мною рисунок (три лесные елочки).

И самое главное задание на логику: определить самую высокую елочку и как удалить из середины самую длинную елочку, не трогая ее? Подобные ребусы не вызывают затруднений у детей, а наоборот, развивают усидчивость, интерес, и желание справляться с трудными заданиями.

Список литературы:

    Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет». Издательство «Рипол Классик, Дом. XXI век»

    Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. «Развитие математических представлений у дошкольников». 2015г.

    Волкова Т.А. «Игры с математическим планшетом для детского сада».

Экологический ребус Ответ: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии» . (В. Распутин) Головоломка «Найди начало» Ответ: «Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым, – очистить вокруг себя воздух» . (Р. Ролан.) Головоломка «Ловкость глаз и. . . » Ответ: «Наше будущее – в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями. » Животные: жираф, собака, дикобраз, лошадь, кабан, коза, носорог. Головоломка «Дерево» Ответ: Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.) Остров Пасхи Ответ: 2 -5 -1 -8 -9 -3 -6 -7 -4

Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод. 1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана. 2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой. 3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй. 4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега. 5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов. 6. Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу. 7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз. 8. Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти. 9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен. 10. Вывод сделайте сами.

Ученики делятся на группы: Эксперты по водным ресурсам Эксперты по климату Эксперты по лесным ресурсам Конструкторы

Задание I группа Действительно ли мы потребляем так много воды, что существует опасность истощения ее запасов? Ø Каковы причины возможного недостатка воды в ряде районов в мире? Ø Где и как используется вода? Ø К чему приводит загрязнение вод Мирового океана? Ø Что необходимо сделать для сохранения водных ресурсов.

Задание II группа Зависит ли климат на Земле от состояния атмосферы? Ø Что является причиной загрязнения атмосферы? Ø Каковы последствия загрязнения атмосферы? Ø Что такое «парниковый эффект» ? Плюсы и минусы «парникового эффекта»

Задание III группа Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни» . Почему так считает ученый? Ø Какие последствия влечет за собой вырубка лесов? Ø Каково прямое и непрямое влияние человека на растительный и животный мир?

«Решение экологических проблем» - Воздействие угледобычи на экологию. Загрязнение воздуха. Основные виды загрязнения: минеральными веществами, органическими веществами пром. Загрязнение местности. В год 6 млн. га земель превращаются в пустыню. Не тронутые человеком леса занимают 15 млрд. га (в Росси, Канаде, Амазонки). Надо быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей.

«Математические ребусы» - Аксиома. Пирамида. Назад. Медиана. Гипотенуза. Вектор. Хорда. Последний ребус. Конус. Математические ребусы. Апофема. Касательная.

«Лабиринты и ребусы» - Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. Содержи рабочий стол в чистоте. Каждая клеточка может быть использована только один раз. Играем в шахматы. Лабиринт. Разгадайте ребус. Ответ: «Пробирки с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

«Экологическая школа» - III этап проекта. До «единение». Проект. Классы дошкольного обучения Адаптация к школьной жизни для дошколят 5-6 лет. Разработан школьной детской организацией «ЕДИНЕНИЕ» в 2008 году. Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». Защита исследовательских работ на ежегодной школьной научно-практической конференции.

«Экологическая проблема» - Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. Кроме индустриализации, углублению экологической проблемы способствовали ядерные испытания, проводимые в трех средах географической оболочки Земли. необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

«Экологические игры» - 2. Работа с детьми. Научно-методическая литература: ИОС- типа путешествия. Мини- огород. 1. Создание развивающей экологической среды. Цель исследования: «Игра как метод экологического воспитания дошкольников». Мини-лабора-тория. Предметно-развивающая экологическая среда (уголок природы). ИОС- с литературными персонажами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: