Иоанн предтеченский монастырь. Иоанно-предтеченский монастырь. Воскресные и праздничные дни

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва)- это действующий памятник федерального и даже мирового значения. По его существованию и архитектурным изменениям можно проследить практически все прошлое Москвы, с ее завоеванием, пожарами и восстановлением. Он мог просто затеряться в истории и подвергнуться варварскому разрушению. Но, благодаря вере и стараниям многих россиян, он и сейчас радует наш взор.

Святой Иоанн Предтеча

Этого святого почитают практически так же, как и саму Деву Марию. Ведь именно он возвестил о будущем рождении Христа. И поэтому в его честь было возведено огромное количество храмов и церквей, как в России, так и в мире. Одним из самых известных является Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве.

Родился этот необыкновенный ребенок в семье богослужителей Захарии и Елизаветы. Предрек его появление отцу архангел Гавриил. Он сказал, что будущий ребенок - Предтеча великого мессии. Не поверив, Захария поплатился немотой.

До 30 лет Иоанн находился в пустыне. Он вел жизнь праведника, за что заслужил уважение и поклонение иерусалимского народа. К нему часто приходили принять великое таинство крещения. По преданию, сам Христос пришел к Иоанну. Там, в пустыне, в реке Иордан, он был крещен.

За свои проповеди и рассказы о мессии, а также за обличение многих власть имущих Иоанну Крестителю отрубили голову. В дальнейшем часть его мощей были отданы в различные монастыри в качестве святыни.

Архитектурный ансамбль

Иоанно Предтеченский женский монастырь находится практически в самом сердце Москвы. Он расположен на высоком живописном холме, который огибает старинный путь в Рязань и Владимир, называемый «Солянкой».

Эта территория с давних древних времен принадлежала российскому великокняжескому дому. Когда-то здесь была загородная резиденция и обширные сады. Именно они дали названия местным монастырям и храмам - в «Старых садах».

На внешний вид монастыря и прилегающих территорий очень повлияли пожары, разорения и разрушения. Поэтому увидеть его первозданный образ сегодня невозможно.

Изначально это был классический одноглавый храм. В архитектуре присутствовали три притвора. Поэтому сверху храм казался крестообразным.

Сейчас мы можем наблюдать только восстановленный комплекс, который разработал в XIX веке известный и уважаемый академик Быковский.

В центре ансамбля располагается его главная часть - Собор с громадным граненым куполом. Территория монастыря отделена старинной каменной стеной. А возле главных Святых ворот устроились две башни-колокольни. В восточной части виден специальный больничный корпус с церковью. При этом абсолютно все здания соединены галереями.

На северо-западе сохранился келейно-трапезный корпус. Сегодня эта часть комплекса находится в ведении российского МВД. К сожалению, она постепенно приходит в упадок.

История создания

Иоанно-Предтеченский монастырь - достаточно древнее сооружение. После стольких произошедших событий практически не сохранилось документальных свидетельств его создания. Поэтому в некоторых источниках данные немного отличаются.

Первое упоминание об этом монастыре можно встретить в сохранившихся летописях 1415 года. В них описывалось рождение князя Изначально этот монастырь был мужским. И только в 1530 г., после перенесения на Кулишки, в честь рождения Иоанна Васильевича, его посвятили в женский.

Основным праздником, в день которого совершались праздничные выходы царей, было 29 августа. Он был посвящен Также московские князья посещали монастырь и в Пасху. Тогда раздавалась милостыня и красочные пасхальные яйца.

Появилось и еще одно название - Иоанно Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Со временем он обрастал новыми комплексами и землями, подаренными царями и власть имущими. Однако он столь же часто разрушался, как и строился. И во все времена у этого святого места были могущественные и добродетельные покровители.

История монастыря в царской России

Несмотря на многовековое прошлое, наибольшее признание Иоанно-Предтеченская обитель обрела во времена правления Они с царицей Евдокией Лукьяновной ежегодно совершали к монастырю праздничные выходы в день поминовения Иоанна Предтечи. В эти времена были достроены трапезная, каменная колокольня и отлит новый колокол.

Тогда же начала приживаться традиция для служилых и княжеских семей хоронить в монастыре близких. Содержалась обитель на вклады этих семей, а также отчисления из казны государевой.

Значительных изменений в архитектуре и общей жизни Иоанно-Предтеченский женский монастырь претерпел в годы правления Петра I. Тогда был принят указ о замене многочисленных деревянных келий на каменные. Со временем менялся и сам социальный состав монашествующих. Теперь руководить обителью стали все больше выходцы из купечества и духовенства.

После сожжения Москвы и упразднения многих монастырей Иоанно-Предтеченский монастырь смог восстановиться и даже обновиться. Это произошло благодаря святителю Филарету и Марии Мазуриной.

Период СССР

С приходом «народной» власти христианство и любая другая религия и ее служители жестоко преследовались. Гонениям подверглись и обитатели Предтеченского монастыря. Новая власть решила устроить в обители специальные концентрационные лагеря.

Именно он был первым закрыт для прихожан. Власть арестовала все банковские счета, конфисковала движимое и даже недвижимое имущество, а также закрыла действующий лазарет. Монахини и послушники благодаря доносам подвергались гонениям и всяческим ущемлениям.

И уже в 1931 году все его оставшиеся обитатели были арестованы по необоснованным и весьма распространенным обвинениям в антисоветской агитации. Многих из монахинь сослали в Казахстан.

К 80-м годам практически вся территория обители была отдана под муниципальные и административные нужды. Большая часть принадлежала и принадлежит МВД с ведомственными бассейном и баней. На территории также находились тир, типография и хранилище специального государственного архива.

Только после развала СССР Иоанно-Предтеченский монастырь стали постепенно восстанавливать. Постепенно в него возвращались прихожане и служители, а также стали освобождаться занятые ранее помещения.

Известные обитатели монастыря

В разное время здесь побывали самые разные люди, из разных сословий и разного возраста. И, конечно же, причины у них были у каждого свои. Сюда приходили люди верующие, со сложной судьбой или для искупления грехов.

В годы царизма Иоанно-Предтеченский женский монастырь практически полностью содержался на деньги великих князей. Все богатое сословие делало определенные вклады, участвовало в жизни монастыря. К концу жизни сюда уходили члены знатных семей. Здесь же они хоронили своих умерших родственников. И монастырь стал родовой обителью для власть имущих.

Но не только добровольцы принимали постриг. По царскому указу в монастырь ссылались неугодные и опасные для власти люди. Одной из самых известных обитательниц на рубеже смутных XVIII-XIX веков была известная княжна Августа Тараканова. Ее, как прямую наследницу трона, дочь от тайного брака и Разумовского, насильно постригли и лишили возможности жить свободно.

Здесь же была заключена и известная мучительница крестьян - Салтычиха. На ее совести более 140 загубленных душ. провела в склепе 11 лет. Затем ее заставили жить в специальной открытой клетке, на виду у всех прихожан.

Были здесь и свои юродивые, которые почитались как святые. Например, история рассказывает о схиномонахине Марфе. Ее почитала супруга Михаила Федоровича, как помощницу при родах. И даже после смерти Марфы остался обычай служить на ее могиле для удачного разрешения беременности.

Святыни Иоанно-Предтеченского монастыря

Вера пораждает множество чудесных вещей. Конечно, место возведения монастыря было выбрано обычными людьми, а не знамениями, как Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Но за столько лет, благодаря вере и поклонению, Московская обитель заслужила славу чудотворной.

За многовековую историю у этого места накопилось достаточно предметов для поклонения. Помимо чудотворных икон, в монастыре есть частички святых мощей:

  • Св. Иоанна Предтечи.
  • Преподобного Алексия.
  • Апостола Матфея.
  • Св. Николая Чудотворца.
  • Целителя великомученика Пантелеймона и многие др.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Вязьма)

Во имя великого Пророка построено множество церквей и храмов. В России, помимо Московского одноименного монастыря, известен еще Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Вязьма). Он был основан в смоленской области, по разным данным, в 1536 г. или 1542 г.

В начале истории монастыря его посетили российские государи Борис Годунов и Иван Грозный. Период Смуты и войн он переживал практически также, как и другие обители. Его много раз грабили и разрушали, и уже невозможно увидеть его первоначальный вид.

В XVIII веке здесь организовали специальную семинарию, а потом и Духовное училище. В период Советской власти большая часть комплекса была разрушена, а восстановительные работы и ведутся по сей день.

Вконтакте

Основан в XV веке.

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба запустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь.

N. A. Naidenov , Public Domain

В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» - Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным - сожжены).

XIX век

В 1812 году монастырь оказался в центре и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка. Был заново отстроен в 1860–1879 годах, с использованием подклетов старых зданий, в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего (1801–1885), став вершиной творчества архитектора.


Krassotkin , CC0 1.0

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828–1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783–1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича - Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.


Lodo27 , GNU 1.2

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 - «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня - подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.


Николай Аввакумов , GNU 1.2

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Иоанно-Предтеченская женская церковь находится на высоком холме, прямо в сердце Москвы, неподалеку от величественного Кремля и уникального Китай-города.
11 сентября (по старому календарю – 29 августа) столичная святыня отмечает свой престольный праздник. Это день усекновения головы Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса.

В этом месте ярче всего можно ощутить дух святого проповедника – пророка Иоанна, который рассказал всем о благодатном явлении Иисуса Христа в наш мир. Что касается святынь, то наиболее популярной из них является рукотворный образ Иоанна Крестителя. Он всем известен по той причине, что несёт в себе волшебную силу избавить человека от разнообразных болезней головы. Также образ помогает искренне раскаяться, направить ход мыслей в нужное русло, чтобы всё сознание верующего было устремлено к Спасителю.
Зачастую в монастырь приходили могущественные правители династии Романовых, которые также были и щедрыми спонсорами. В эту эпоху собор процветал и набирал всё большую популярность в России. Это длилось недолго, так как в 1812 году святыня подвергалась неоднократному разорению и грабежу. Начиная с 1860 года, она снова пыталась отстраиваться и возобновляться. Силами М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского был создан истинный шедевр европейского искусства в столице России. Окончание грандиозного строительства по реставрации храма выполнил настоятель Николо-Угрешской святыни.

Когда он был возобновлён, то первой настоятельницей стала чинная игумения Рафаила Ровинская, которую несколько лет назад перевели в Москву из Аносиной пустыни. Соответственно, самыми первыми насельницами были аносинские сёстры. Среди небесных покровителей храма были: священнослужитель Николай Чудотворец, святейшая Елизавета Чудотворица (из Константинополя), в честь которой здесь освятили стоящий рядом монастырь.

Время смуты для Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве началось в 1918 году, который закрыли и быстро превратили в концлагерь советского правительства. Работа монастырских соборов в 1931 году была полностью приостановлена, а обитатели московской святыни были арестованы и в срочном порядке отправлены в тюремное заключение. Немногие из них вернулись обратно, и после прислуживали священнику Илариону в посёлке Виноградово. Летом 1938 года они были пойманы, и возле Москвы на Бутовском полигоне НКВД расстреляны, в числе которых находился священнослужитель женского монастыря столицы Алексий Скворцов.

Начиная с 2004 года, Алексия признали священномучеником и прославили в монастыре Новомучеников и Исповедников Российских 20-го века. Возвращаясь в прошлое, то в середине 1992 года Иоанно-Предтеченскую святыню передали во владение Русской Православной Церкви. Её приписали к храму святейшего князя Владимира, который находился в Старых Садах. Здешний руководитель Сергий Романов стал основоположником возрождения монашеского движения в стенах святого места.

Решением Священного Синода 11 августа 2000 года было принято открыть Иоанно-Предтеченский монастырь для женщин. Святейший Патриарх Московский и всия Руси Алексий II благословил стать настоятельницей игуменью Афанасию из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, что в Эстонии.
Это дало весомый толчок для развития и становления общины. Интересно то, что большее количество территории и монастырских сооружений в современном контексте занимает Московский Университет МВД, но, несмотря на этот недостаток, святыня способна развиваться, возрождаться и вести реставрацию Предтеченского собора и множества прилегающих колоколен. Несомненно, он нуждается в щедрых благотворителях, которые смогут помочь как морально, так и материально.

Не так много людей замечает, что на стыке улицы Профсоюзной и улицы имени Ленина (Кремлёвской) расположен маленький монастырь. Буквально перед известной всем площадью у Спасской башни Казанского кремля!

Действительно, улицы эти понемногу сходятся, а вот заканчиваются они таким удивительным способом.

Меня всегда удивляло - как может существовать монастырь в центре огромного мегаполиса, шум, суета, потоки машин и людей, вечная толкотня от свадебных кортежей, масса туристов, которые лезут во все места, и рядом настоящий монастырь. А ведь жизнь в монастыре достаточно жёсткая и строгая, можно ли среди большого города по-настоящему забыть о мире, и посвятить свою жизнь одному Богу…

Другое дело, когда монастырь расположен в глухом лесу, как, например, Сергиева пустынь в Килемарской тайге, там никто и ничто не мешает монаху…

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В Казани, оказывается, существует такое предание про Иоанном монастырь, мол, сам Иоанн Предтеча, который был основателем всего монашества, завещал, что все монастыри, названные в честь его имени, всегда будут нищенствовать. То есть всегда им будет недоставать самого необходимого, и всегда эти монастыри, как сам Иоанн Предтеча, будут пользоваться самым малым, что можно взять от мира.

Так и происходит с этим монастырем, располагаясь в центре столицы Татарстана, он едва сводит концы с концами, впрочем, как и завещал всем монахам - сам Предтеча.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Интересен и такой факт, что в центре татарской столицы и в центре православной Казани - расположен монастырь в честь такого святого, которого почитают не только христиане, но и мусульмане - это крайне символично!

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).

Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, — и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).

Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Отец Иоанна - Захария фигурирует в Коране как «Закарийа» — один из пророков и праведников (салихун), отец Йахйи (Иоанна Крестителя) и опекун Марйам (девы Марии). После гибели сына он скрылся от преследователей в дупле дерева, но был выдан Иблисом (сатаной). Враги срубили дерево и распилили его вместе с Закарийей. Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии — библейском пророке.

ИОАННОВ МОНАСТЫРЬ

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.

Из за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние, так как выгорели дубовые связи, проложенные внутри стен. В 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша, а строительством руководили архитекторы П.М. Тюфилин, В.В. Суслов. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. Собор был освящен 18 декабря 1899 года и простоял до 30-х годов XX века. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Главный престол был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1897 году на колокольню повесили стопудовый колокол. С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 велось строительство нового настоятельского и братского корпуса. В советское время в нем размещалось «Общество охраны памятников» и разные конторы-кооперативы. Перед монастырем стояла часовня, построенная, возможно, архитектором В.И. Кафтыревым в 1774 году, после пугачевщины. За монастырем она была закреплена в 1848 году. В советские годы она была снесена.

В1918 году монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке.

В 1929 году монастырь был закрыт и лишь в 1992 году вновь передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС МОНАСТЫРЯ


Святыни монастыря:

часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. Начало вечернего богослужения в 16-00, утреннего - в 8-00 (в праздничные дни в 6-00 и 8-30.

Братия монастыря:

Настоятель - игумен Нектарий (Демин). Насельники - священноинок Игорь (Асеев), иерей Михаил Илькин, иерей Артемий Заворохин - казначей, иеромонах Митрофаний (Нейков), иеродиакон Сергий (Ибашаев), диакон инок Стефан (Карпов).

ИКОНОСТАС В ХРАМЕ МОНАСТЫРЯ

ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

XVI век

Монастырь был основан около 1567 года святителем казанским (1564—1566 гг.) Германом, первоначально как подворье основанного ранее в 1555 году св. Германом Свияжского Успенского монастыря, в котором он в течение 9 лет был настоятелем. Подворье упоминается в писцовой книге 1565 года.

В 1594 году митрополит казанский Гермоген, будущий Патриарх Всея Руси прославленный в лике святых, просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января Феодор Иоаннович издал указ об открытии монастыря.


XVII век

Первоначально все постройки были деревянными. В 1649 г. пожар уничтожил все строения, после чего в 1649—1652 гг. монастырь заново отстроен в камне на средства богатого московского купца «торгового человека гостиной сотни» (в те времена это самый высокий купеческий титул после «гостя», купцы принадлежавшие к гостиной сотне торговали со странами Востока и Запада по водным путям и были очень состоятельными людьми, имели фамилии, в документах именовались полным именем) Гавриила Фёдорова-Антипина.

Таким образом центр города украсил уникальный ансамбль, все строения которого возведены не просто в одну эпоху, а практически единовременно в 1649-52 гг. За три года был выстроен великолепный холодный 3-шатровый Иоанно-Предтеченский собор с двумя приделами, 5-купольная Введенская церковь с тесаными наличниками и восьмигранная колокольня с огневидными кокошниками и небольшим куполом (примечательно, что маковка купола (под металлом) полностью сложена из кирпича). Первоначально трехшатровый храм назывался, возможно, Входоиерусалимским, (позднее был переименован в честь одного из упраздненных в XVIII в. приделов (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) в честь Иоанна Предтечи) и 7 сентября 1652 г. освящен митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием. Этот храм имел три разновеликих глухих шатра на трех восьмигранных основаниях, которые опирались на свод, перекрывавший удлиненный четверик. К храму примыкала трапезная, окруженная с трех сторон арочной галереей.

Предтеченский собор до реконструкции 1887 г. Литография Андре Дюрана, 1839 г.


Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887—1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани.

КРЕСТ ВО ДВОРЕ МОНАСТЫРЯ

XVIII век

Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. По екатерининской реформе 1764 года монастырь подлежал упразднению и Архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять Иоанно-Предтеченский монастырь, который хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать.

XIX век

Новый пожар в 1815 году стал поводом для нового большого строительства в Ивановском монастыре в XIX веке. Казанцы собрали огромную сумму — 53 тысячи рублей для восстановления поврежденных строений, 5 тысяч рублей пожертвовал лично император Александр I. Под руководством специально созданной комиссии были капитально отреставрированы Введенская церковь и братские кельи, у Предтеченского собора перестроены алтарь, ризница, построены кельи между собором и колокольней (сохранились, примыкают к колокольне с юга), обновлены фрески собора. Однако собор из-за полученных повреждений к конце XIX века окончательно обветшал, к тому же небольшое помещение храма уже не вмещало увеличивающееся количество прихожан.

Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий Раев (1882 года по 1887 год) решил разобрать древний собор и построить его копию. Несмотря на то, что это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и казанской интеллигенции, требовавших сохранить памятник XVII века, архиепископ Палладий воплотил свою строительную инициативу в жизнь, и в 1887—1894 гг. был построен новый собор в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, повторяющий внешний облик и планировку храма XVII века, но в больших размерах (36х26 м вместо 30х19 м).

В новом соборе было 5 престолов: наверху боковые приделы: свт. Иннокентия Иркутского и свт. Германа Казанского, на нижнем этаже два придела: во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и во имя свв. Седми отроков, пострадавших во Эфесе. Изменилась планировка, вместо бесстолпной планировки древнего храма, в новом были установлены 4 мощных столпа, пол выложен мозаикой в византийском стиле. Сооружение храма (2 млн кирпичей) обошлось почти 100000 рублей, из которых монастырь был в состоянии выделять лишь около 2 тыс. руб. (то есть всего 14 тыс. за 7 лет стройки — около 14 % суммы). Остальные 86 % по обычаю поступали от частных лиц, так 7 тысяч пожертвовал купец М. И. Попов, 6 тыс. рублей мещанин В. И. Шорин. Большая заслуга в сборе пожертвований принадлежит выдающемуся администратору игумену Экзакустодиану. На оставшиеся средства из оставшихся от старого собора кирпичей перестроена монастырская ограда и отстроен в камне пространный (23 на 15 м) Настоятельский корпус.

В 1885—1909 годах настоятелем стал архимандрит Экзакустодиан (Евгений Каменский) (1831—1909), выпускник Вологодской духовной семинарии, назначенный в 1867 году в Казань после пребывания в Спасо-Каменном и Григорьево-Пельшемском монастырях Вологодской епархии. При нём монастырь превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе.

Таким образом до переворота 1917 года монастырский ансамбль помимо двух храмов составляли: 1) Каменный трехэтажный настоятельский корпус. 2) Примыкающий к зимнему храму корпус, каменный, трехэтажный, занятый кельями братии. 3) Каменный двухэтажный корпус, обращенный лицевым фасадом к гостиному двору. 4) Каменные погреба.

Монастырь имел в собственности: 1) Пахотная и сенокосная земля при с. Тарлашах, Казанского уезда, в количестве 18 десятин 1450 саж. 2) Пахотная и сенокосная земля в томже уезде при с. Каймарах в количестве 11 десятин 2054 саж. 3) Пахотная земля при дер. Мрясовых Челнах, Спасского уезда, в количестве 70 десятин. 4) Рыбные ловли в Лаишевском уезде при с. Тетееве. 5) Мукомольная мельница при дер. Диком Поле, Лаишевского уезда. 6) Земля, отчасти занятая лесом, в количестве 76 десятин 1656 саж. вблизи Казани, за Кизической слободой.

XX век

После 1918 года в Кафедральный Благовещенский собор, архиерейский дом и здание консистории в Кремле стали недоступны из-за объявления Кремля закрытым военным городком. Епархиальное управление по распоряжению епископа Анатолия разместилось в Иоанно-Предтеченском монастыре, а роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — собор Богородицкого монастыря. Игумен Ивановского монастыря Ефрем был назначен настоятелем в Свияжский Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита, а в ноябре 1922 того же года был арестован и сослан в Усть-Цильму (после ссылки жил в Рязани).

В монастыре разместился временно управляющий казанской епархией архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов) вместе с о. Варсонофием и о. Венедиктом и чудом уцелевшим во время расстрела иеромонахом Успенского Зилантова монастыря Иосифом (Тюриным). 26 сентября из Москвы возвратился епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), вступивший во временное управление епархией.

К январю 1920 года большевики вытеснили белогвардейцев из всей Восточной Сибири до Байкала, была восстановлена связь патриарха Тихона с казанским митрополитом Иаковом (Пятницким), который отказался возвращаться на Казанскую кафедру, в занятый большевиками город. 8 апреля 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским был назначен Кирилл (Смирнов) и несмотря на то, что большевики не давали разрешения на выезд владыки из Москвы, 26 июня (9 июля), в день празднования Седмиезерной Смоленской иконы Божьей Матери. владыка прибыл около 12 часов в Казань и успел в полном архиерейском облачении встретить Крестный ход с иконой в соборе Богородицкого монастыря, который тогда был кафедральным. В Богородицком монастыре святитель Кирилл и поселился, ежедневно, в течение своего двухлетнего пребывания в Казани, пешком отправляясь в Иоанно-Предтеченский монастырь, где находилось епархиальное управление. В1937 году владыку Кирилла расстреляли.

В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, иеромонахи Иоанно-Предтеченского монастыря Иоанн (Широков), Феофан (Еланский) и иеродиакон Серафим (Шамшев) были арестованы и сосланы на три года на Соловки.

В 1926 году община Иоанно-Предтеченского религиозного общества, придерживающегося староцерковного, тихоновского направления составляла 100 человек. Настоятельские обязанности и председательство в приходском совете с 1926 года исполнял епископ Мамадышский Андроник (Богословский), обязанности секретаря — иеромонах Палладий (Шерстенников) позже переведен в Кизический монастырь с возведением в сан архимандрита. Вся Казань знала и уважала старца-епископа и за время его настоятельства никто не смел поднять руку на обитель.

В 1927 году Ивановский монастырь перешёл к обновленцам («обнагленцам», как их называли в Казани), община которых составляла 27 человек. Староцерковная община Ивановского монастыре присоединилась к общине Николо-Вешняковской церкви.

Весной 1929 году община Георгиевской церкви, пытаясь спасти свой храм от сноса, указала на закрытые храмы Казани, среди которых был и Предтеченский собор Ивановского монастыря. В итоге Георгиевскую церковь спасти от разрушения не удалось, вместе с тем городские власти начали активную работу по ликвидации Предтеченского собора. Обновленцам, занимавшим теперь Ивановский монастырь, позволили вынести в Покровский храм, также занятый «живоцерковниками» иконостас и Образ Спасителя. 8 июня 1930 года отдел по делам музеев в ТЦИКе запросил строительный материал для ремонта стен кремля, для чего решили использовать монастырскую ограду, трехшатровый Предтеченский собор и часовню.

В конце 1920-х в первые годы управления епархией в Ивановском монастыре жил епископ казанский Афанасий (затем он управлял епархией проживая в доме при Богоявленской церкви, после его конфискации в доме № 6 по улице Кирпичнозаводской).

К 1935 году обновленцы получили Тихвинскую и Варлаамовскую церкви. Обновленческое движение в Казани изначально имело немного сторонников, в связи с чем Введенский храм Ивановского монастыря стал малопосещаемым, чем и не преминули воспользоваться уполномоченные органы, решением заседания Культкомиссии от 27 ноября 1936 года Введенская церковь монастыря была закрыта, в ней разместили мастерскую «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям».

ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ГОРОД КАЗАНЬ

Возрождение монастыря

В 1992 монастырь вернули Казанской епархии. Первым игуменом стал постриженник Троице-Сергиевой лавры игумен Давид (Кораблев). В монастыре восстановлена рака святителя Германа, в которую вложена частица его мощей. При строительстве казанского метрополитена, несмотря на многочисленные письма и обращения общин Ивановского монастыря и Никольского собора, между монастырем и кафедральным Никольским собором, практически вплотную, был вырыт огромный котлован, в результате чего в Введенском храме постройки середины 17 века по стенам пошли большие трещины. Несмотря на косметический ремонт, памятникам был нанесен серьёзный урон.

С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. Известен своей благотворительной деятельностью (единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, обеспечение временной работой бездомных и т. п.).

Архитектурный ансамбль монастыря

Колокольня

Архимандритский корпус

Братский корпус

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм


ЖИТИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Пророк Иоанн Предтеча и Креститель Господень - после Божией Матери самый чтимый из людей святой. О нем Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Иоанн Предтеча был по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа для своей важной миссии. По учению ветхозаветной Церкви перед приходом Мессии должен явиться его предшественник - предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Мессии и указать на Него. Таковым предуготовителем и стал пророк Иоанн, выросший в посте и молитве суровым аскетом-отшельником. Он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки иудейского общества и горячо призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн совершал крещение - омовение в воде Иордана погружением как символ и таинство очищения от грехов посредством схождения на крещаемого Духа Святаго (отсюда и имя - Креститель). Поскольку пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие, то иудеи, ожидавшие Мессию, признали Предтечу в аскете-подвижнике Иоанне, многие приняли крещение в Иордане. Таинство Крещения стало и первым таинством Христианской Церкви, условием вхождения в нее, это таинство принял от Иоанна Крестителя Сам основатель Церкви - Христос Сын Божий.

Рождение Иоанна Предтечи было чудом Божиим. Как повествует Евангелие от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80), праведные родители св. Иоанна Предтечи и Крестителя Христова - священник Захария и Елизавета - достигли старости, но не имели детей. Однажды Захария, совершая службу в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын - провозвестник ожидаемого людьми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до времени исполнения слов Архангела он был поражен немотой.

Мальчик родился за полгода до рождения Иисуса Христа, родители нарекли его Иоанном, как им было предсказано.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Одна из самых удивительных мужских обителей – Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, был создан в XVII веке известным в мире православия святым Питиримом, просветителем местного края. На берегу полноводной Цны, среди вековых сосен и дубов Трегуляевского леса, вольно раскинулась обитель.

Немало удивительных историй связано и с самой обителью, и с ее основателем, святителем Питиримом. Вот лишь одна из них, до сих пор живущая в сердцах обитателей монастыря, связанная непосредственно с основанием в этих местах мужской обители.

…Происходило это сентябрьскими днями 1688 года. Очень любивший гулять в одиночестве под сенью вековых деревьев в изредка выпадавшие ему вольные часы, предаваясь мыслям о величии Создателя, святитель Питирим на этот раз вышел к берегам Цны не один, а с навестившими его святителем Воронежским Митрофаном и келейником Питирима, иноком Иннокентием. Было это на второй день по Воздвиженью Креста Господня. Святитель Питирим вспоминал свои молодые годы, проведенные в Вяземской обители, затронувшей самые сокровенные струны души. Он поделился с братьями во Христе своими мечтами о возведении здесь, на берегу Цны, обители, в которой иноки могли бы славить Господа, и которая всегда напоминала бы ему Вяземскую обитель. Святитель Питирим указал на место, где хотел бы видеть будущую мужскую обитель.

Прочитав идущие от самого сердца слова молитвы, духовные братья согласились со святителем, что о лучшем месте для обители и мечтать нельзя. В память монастыре юности святителя Питирима новая обитель получила имя Иоанна Предтечи. Поначалу, правда, обычно звали это место Предтеченской пустынью, и лишь спустя почти полвека пустынь стали называть монастырем.

Но еще ранее, в 1691 году, над брегами Цны встал во всей своей красе первый храм Предтеченской пустыни, освященный самим Питиримом. Возведен он был из крепких сосновых бревен, и век бы стоять ему, да случилась беда, и небывалый пожар 1717 года уничтожил храм, а заодно – и большинство монастырских построек.Добровольные пожертвования горожан помогли воздвигнуть в монастыре новый, еще более красивый храм. Спустя полвека рядом с Предтеченской церковью вырос еще один храм – Введенская церковь. Опасения нового пожара стали причиной того, что в монастыре стали строиться только лишь каменные строения. Уже в конце восемнадцатого века монастырь опоясала каменная стена.

Немало добрых дел для иноков Предтеченского монастыря сделал епископ Тамбовский Феофил. Именно он способствовал строительству в монастыре главного храма Рождества Иоанна Предтечи. Во главе строительства поставлен был Нафанаил, бывший послушник из Сарова. Поэтому выстроенная церковь была схожа многими деталями с Успенским храмом известной всему православному миру Саровской пустыни.Удивительно, но факт: на протяжении целого столетия и храм, и стоящая неподалеку колокольня ни разу не перестраивались.

Истинным же украшением Предтеченского монастыря стал возведенный в конце XIX века храм Спаса Нерукотворного. Строительство церкви, правда, велось несколько лет, и виной тому была нехватка средств. Братия монастыря по численности была небольшой. Основой существования его были проценты с основного накопившегося капитала, а также выручка от хозяйственных занятий иноков – огородничества, бортничества, лесной торговли.

Монастырь всегда привлекал многочисленных паломников и прекрасным расположением своим, и крепким духовным устроением. У многих жителей Тамбова и окрестных селений вошло в традицию в святые дни Великого поста приезжать в монастырь, поститься вместе с монахами.

Когда в окрестностях Тамбова полыхали бои Гражданской войны, новые власти приняли решение разместить в стенах монастыря колонию. Немало трагических событий было вписано в историю монастырских стен в двадцатые годы. Несмотря на объявленные было монастырские храмы памятниками архитектуры в 1929 году, воинствующие атеисты добились от властей принятия решения о разрушении храмов. Исчезли кресты над Цной, и бывшую обитель заняла воинская часть.

И лишь в конце минувшего века невероятными усилиями архиепископа Евгения началось восстановление обители. На месте этом вновь был возведен храм обретения мощей святителя Питирима – человека, усилиями которого выросла обитель на брегах Цны.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: