Для преодоления возникших разногласий. Стадия преодоления разногласий между советом федерации и государственной думой. шаговый Метод помогает перейти от конфликта к сотрудничеству, от напряжения к гармонии

Если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов. 13

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также федеральный закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы на рассмотрение Совета Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе Согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту, Российской Федерации для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации. 14

Следовательно, данная стадия позволяет урегулирование отношений между двумя палатами.

В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

1) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

2) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;

3) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать Совет Федерации или Государственная Дума.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается не принятым. Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». * В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ

В законотворческой практике нередки случаи, когда Совет Федерации не одобряет принятый Государственной Думой закон либо принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон отклоняется главой государства. Возникающий таким образом конфликт требует своего разрешения. В законодательном процессе выделяются факультативные, или дополнительные, стадии, связанные с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания, а равно между палатами и Президентом РФ разногласий по принятому федеральному закону. На этой стадии применяются специфические конституционные средства разрешения возникшего спора - согласительные процедуры.

В частности, в случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает предложения согласительной комиссии и выразит свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Как отмечалось, одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Конституцией и регламентными нормами предусмотрен порядок (процедуры) рассмотрения палатами закона, в отношении которого Президентом применено право вето.

Регламентами палат Федерального Собрания предусмотрено, что Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон, но в первоочередном порядке. При этом возможны варианты. Во-первых, отклоненный закон рассматривается каждой из палат и большинством голосов принимается ими с учетом замечаний Президента либо в редакции, предложенной Президентом. Во-вторых, Государственная Дума может согласиться с мотивами решения Президента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения. В-третьих, согласно ст. 133 Регламента Государственной Думы палата может создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и Совету Федерации (при необходимости) направить для работы в ней своих представителей. Второй вариант связан с преодолением вето Президента, т.е. отклонением замечаний Президента на закон. В том случае, если федеральный закон будет одобрен при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение 7 дней подлежит обязательному подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).


В обоих случаях возникновения правотворческого конфликта создается согласительная комиссия. Так, при споре палат такая комиссия образуется на паритетных началах по инициативе самих палат Федерального Собрания, а также (как это практикуется) Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Цель комиссии - выработать единый согласованный текст отклоненного верхней палатой федерального закона. При этом согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между палатами, и преследует цель выработать единый текст закона. Решения комиссии принимаются путем раздельного и открытого голосования представителей каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии.

Государственная Дума обсуждает результаты работы согласительной комиссии и принимает решение простым большинством голосов по каждому ее предложению. Решение оформляется протоко- лом - итоговым документом, содержащим предложения по преодолению разногласий палат. В протоколе фиксируются: 1) предложения по преодолению разногласий и 2) обоснования невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии. Кроме протокола по результатам своей работы согласительная комиссия составляет сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. Протокол и таблица подписываются сопредседателями комиссии от каждой из палат. Эти документы и федеральный закон в редакции согласительной комиссии с заключением на него Правового управления вносятся на рассмотрение Совету Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона. В уточненной редакции принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Если Государственная Дума не принимает закон в редакции согласительной комиссии, выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если за данный закон проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов, он считается принятым. В этом случае Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет данный закон для подписания и обнародования (одновременно уведомив об этом Председателя Совета Федерации).

Для устранения разногласий, возникших в связи с примененным Президентом РФ вето в отношении принятого федерального закона, создается трехсторонняя согласительная комиссия, главная задача которой - выработать приемлемое для палат Федерального Собрания и главы государства законотворческое решение.

Ключевые слова: стадия, преодоления, разногласий, совет, федерации, государственная, дума

Особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Гос. Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Гос. Думой законов.

Если ФЗ отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Гос. Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Гос. Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять ФЗ в ранее принятой Гос. Думой редакции; снять ФЗ с повторного рассмотрения Гос. Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Гос. Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Гос. Думой, так и по инициативе Гос. Думы, поддержанной Советом Федерации.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Гос. Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности , стремясь выработать единый текст соответствующего ФЗ. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона , в которые были внесены изменения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также ФЗ в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Гос. Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Гос. Думы на рассмотрение Совета Гос. Думы для определения даты повторного рассмотрения ФЗ.

При повторном рассмотрении ФЗ Гос. Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе.

Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты . ФЗ в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Гос. Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном рассмотрении ФЗ, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае ФЗ считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос. Думы.

Принятый в таком порядке ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Гос. Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.

Для любого конфликта важно подобрать алгоритм решения. Как разрешить конфликтную ситуацию с обоюдной выгодой?

Большинство проблем в организациях связано с нарушениями взаимоотношений между сотрудниками. В условиях неразрешенного конфликта, как правило, невозможно принять оптимальное решение.

Существует множество разных взглядов на конфликт. Одни считают, что конфликт - это противоборство, в котором выигрывает только одна сторона, а вторая несет неизбежные потери. Другие полагают, что конфликт позволяет обнажить и решить возникшие проблемы. Как бы то ни было, конфликт - это следствие непонимания и напряженности, возникших между сторонами. Существует несколько способов преодоления разногласий при развитии конфликта.

1. Избавьтесь от иллюзий

Во время конфликта мы считаем свою позицию единственно верной. В связи с этим у нас могут возникнуть распространенные иллюзии - иллюзия «плохого человека», «камня преткновения» или «выигрыша-проигрыша».

Иллюзия «плохого человека» означает, что в нашем сознании оппонент выступает как человек, обладающий недостаточной компетентностью и не способный принять правильное решение. Наше мнение о противнике невысоко, и он отвечает нам взаимностью. Многим свойственно во время конфликта демонстрировать оппоненту свои далеко не лучшие стороны. Мы прощаем себе недостойное поведение, но выходим из себя, когда противник использует аналогичные методы борьбы. Считаете, что он в своих попытках доказать вам что-то выглядит смешно? Стоит встать на место оппонента и взглянуть на себя со стороны. Нам кажется, что оппонент является живым воплощением всех существующих недостатков. Обоюдность ваших представлений доказывает, что они иллюзорны.

Спровоцировать конфликт может также иллюзия «камня преткновения». Нам кажется, что возникшая проблема невероятно сложна, а интересы оппонента настолько разительно отличаются от наших, что компромисс невозможен. В этой ситуации полезно представить проблему как нечто, случившееся с кем-то другим. Такой способ поможет абстрагироваться от проблемы и найти обходной путь.

Третья распространенная иллюзия - иллюзия «выигрыша-проигрыша», которая заключается в том, что каждый из оппонентов уверен: победа одного из них непременно означает поражение другого.

2. Склоните к переговорам

Часто бывает так, что оппонент не согласен обсуждать возникшие проблемы. Для того чтобы начать переговоры с партнером, стоит убедить его, что он будет в выигрыше, поучаствовав в обсуждении. Поинтересуйтесь, затрагивает ли предмет спора его интересы. Если ответ будет утвердительным, то уклоняться от участия ему смысла нет. Объясните оппоненту: все, что от него требуется, - это высказать свое видение ситуации, воздержаться от проявлений агрессии и внимательно выслушать вас.

3. Выберите место

Условия встречи нужно подготовить заранее. Вам следует выбрать такое помещение, где никто не будет вас отвлекать. Посторонние люди, телефонные звонки, шум - все это может помешать разговору. Постарайтесь найти для беседы отдельную комнату, где сможете обсудить свои проблемы тет-а-тет.

Желательно, чтобы обстановка была предельно комфортной. Плохое освещение, неудобные стулья, а также холод могут нервировать собеседника и сбивать с мысли.

4. Постройте диалог

Беседа обычно состоит из четырех частей: вступление, приглашение к разговору, диалог и прорыв.

Вступление нужно для того, чтобы установить контакт с собеседником. Прежде всего оппонента нужно поблагодарить за то, что тот согласился прийти на встречу.

Покажите, что настроены оптимистично, выразите надежду на успешный исход беседы. Затем сформулируйте вопрос: определите, в чем состоит суть ваших разногласий.

Во время диалога важно не отвлекаться на посторонние вещи. Если замечаете, что собеседник уходит в сторону от предмета разговора, можете осторожно вернуть его к теме вашей беседы. Это сработает лучше, чем критика.

5. Демонстрируйте открытость

Слушать партнера нужно терпеливо, высказывая искренний интерес. Вы должны отметить тот момент, когда ваш собеседник будет готов перейти от противостояния к совместным действиям по преодолению конфликта.

Как только ваш оппонент переключился с противостояния на сотрудничество, в диалоге происходит перелом. Если результаты диалога оказались неудовлетворительными, вы можете взять небольшую паузу, после которой уместно будет сделать шаг к примирению.

Чтобы продемонстрировать открытость в диалоге, также важно поддерживать зрительный контакт с оппонентом, не перебивать и, что особенно важно, не давать советов.

Позвольте собеседнику выговориться. Вы должны взять на себя роль «поглотителя стрел». Ваша задача - дать оппоненту выразить негативные эмоции. Важно удержаться от желания ответить колкостью на претензии партнера. Его высказывания не нанесут вам вреда, зато эмоциональное напряжение будет снято, что позволит быстрее достичь компромисса.

Ваше молчаливое согласие с доводами оппонента должно убедить его в вашей искренности и открытости. Вы же должны понимать, что уступчивость хороша до известных пределов, и оставаться непреклонным, когда речь зайдет о принципиальных для вас вопросах. Ваше мягкое поведение, в свою очередь, сделает собеседника более уступчивым в тех вопросах, которые важны для вас.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: