Дополнительное обучение в средней школе. Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов. Клуб юных астрономов в Московском планетарии

27 октября 2019 года в 12.00 по местному времени в России и за рубежом в пятый раз пройдёт Географический диктант РГО. Масштабная международная просветительская акция, инициатором которой является Председатель Попечительского Совета Общества, Президент Российской Федерации Владимир Путин, давно стала традиционным событием для всех людей, неравнодушных к романтике географических открытий, исследований и путешествий. Людей, примером для которых служат героические личности первооткрывателей, чей неподдельный интерес вызывают удивительные закономерности и взаимосвязи в природе, кто серьезно задумывается над решением вызовов и задач, поставленных перед современным обществом.По традиции Диктант будет проходить очно на специально организованных площадках, а также онлайн на сайте проекта: dictant.rgo.ru.В нашей школе географический диктант будет проходить в воскресенье, 27 октября, на базе ШК-11 в кабинетах №№ 401; 402; 404.Начало в 12.00. Приглашаем всех желающих к участию.

Способы оплаты

Памятка для родителей

Каждый километр жизни школьника должен быть насыщен образованием

Прошли уже те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Теперь само время диктует новые правила и требования, а в выигрыше оказывается та школа, которая с этим считается. Есть ли в Южном Бутово такие современные школы, готовность которых идти в ногу со временем определяется не будущем временем, а настоящим? Почему так важно, чтобы основное и дополнительное образование в школе были равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами? Какая риторика дополнительного образования сегодня? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора ГБОУ Школы № 2009 по дополнительному образованию Трошина Ольга Анатольевна.

О дополнительном образовании

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 год, гл.1, ст.2).
Дополнительное образование включено в систему непрерывного образования, объединяющего все уровни образования.

"Продвинутые" старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах. Давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.

Современным школьникам достаточно часто приходится сталкиваться тем, что полученных в школе фундаментальных знаний (несмотря на их достаточно высокий уровень) для поступления в ведущие ВУЗы не хватает. Мало того, сами педагоги все чаще и чаще говорят о том, что старшеклассникам, которые планируют получать высшее образование, необходимо заранее побеспокоиться о дополнительной подготовке к вступительным экзаменам (точнее, к ЕГЭ, поскольку именно его результаты рассматриваются приемной комиссией при поступлении в российские университеты).

Подготовиться к вступительным экзаменам сегодня можно несколькими способами:

  • пройти апробированные курсы или прослушать лекции с возможностью обратной связи на соответствующих веб-ресурсах;
  • нанять репетитора, который "подтянет" по определенному предмету;
  • поступить на курсы подготовки к ЕГЭ.

Однако у всех этих способов имеется один, но существенный недостаток – они направлены скорее на расширение фундаментальных знаний, чем на подготовку к обучению в ВУЗе. Поэтому наиболее "продвинутые" старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах.


Сразу скажем, что такой вид дополнительного образования имеет еще целый ряд преимуществ. Во-первых, занятия ведут преподаватели ВУЗа, что позволяет школьникам и их родителям выяснить профессионализм преподавательского состава еще до поступления в учебное заведение. Во-вторых, посещение подготовительных курсов дает возможность познакомиться с инфраструктурой ВУЗа, благодаря чему вчерашний школьник намного быстрее осваивается в стенах альма-матер. В-третьих, прямое общение с преподавателями и студентами помогает ребятам понять, правильный выбор профессии они сделали или нет. Соответственно, на этом этапе у них еще есть возможность исправить ошибку (если она была допущена) и тем самым не "потерять" несколько лет своей жизни.

Ну а теперь давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.

Довузовская подготовка на базе МГУ

Факультет дополнительного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова охватывает практически все направления и аспекты довузовской подготовки. В частности, здесь проводятся занятия для учеников младшей школы (1-4 класс) по развивающей программе "Занимательная математика". На базе каждого факультета работают подготовительные курсы, где школьники могут "подтянуть" свои знания по определенному предмету. Различные кружки и образовательные курсы, организованные на базе МГУ, позволяют школьникам совместить учебу со своими увлечениями, а центр профориентации – определиться с будущей профессией.

Отдельного разговора заслуживает Малая академия МГУ, которая помогает школьникам не только подготовиться к вступительным экзаменам, но и "найти себя". Основные направления работы Малой академии включают в себя:


Довузовская подготовка в МГИМО

Деятельность факультета довузовской подготовки МГИМО направлена на успешную сдачу школьниками ЕГЭ, развитие системы профориентации, создание всех необходимых условий для усовершенствования профильной подготовки, проведение предметных школьных олимпиад и т.д.

Школьникам предлагается на выбор два варианта программы обучения "Абитуриент": рассчитанную на учеников 10-11 классов (2 года), и ускоренный вариант (1 год), предназначенный для 11-классников. Оба варианта программы "Абитуриент" включают в себя занятия направленные на:

  • подготовку школьников к ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, а также по другим профильным предметам университета;
  • подготовку старшеклассников к дополнительным вступительным экзаменам ВУЗа.

Также на базе МГИМО реализуются модульные программы изучения иностранных языков (немецкий, английский, испанский, французский), ориентированные как на подготовку к ЕГЭ, так и на усовершенствование общеразговорных знаний.

Довузовская подготовка УФУ

Факультет довузовской подготовки УФУ предлагает большое количество образовательных программ , направленных на ликвидацию разрыва между уровнем фундаментальных знаний, получаемых в школе, и требованиями, которые предъявляются университетом к студентам 1 курса. Программы ориентированы на старшеклассников и учитывают:

  • уровень знаний и характер увлечений школьников;
  • особенности школьного расписания;
  • особенности факультета, на который собирает поступать школьник;
  • место жительства и финансовые возможности слушателя.

Школьники могут проходить довузовскую подготовку либо на вечерних курсах, которые включают в себя занятия по математике, физике, русскому языку, химии, английскому языку, информатике, обществознанию и истории, либо на воскресных курсах, где школьник может "подтянуть" свои знания по математике, физике, химии, истории, русскому языку и обществознании.

Основные функции довузовской подготовки школьников


Важно понимать, что все программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции:

  • развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей;
  • воспитательная – помогает становлению личности ребенка и повышает его уровень социальной адаптации;
  • компенсирующая – обеспечивает ликвидацию пробелов в фундаментальных знаниях, полученных в школе;
  • корректирующая – ориентирована на приведение существующего уровня школьного образования в соответствие с требованиями ВУЗов;
  • адаптирующая – облегчает адаптацию школьника к учебному процессу в ВУЗе и жизни в студенческом сообществе.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: довузовская подготовка – это эффективный инструмент социально-профессиональной адаптации школьника, который стремиться к получению высшего образования .

Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций. Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи. Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников. Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний». Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта. Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности. За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение. Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями. Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину - у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом. Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно. Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений. Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: