Индивидуальный план обучения в школе беларуси. Домашнее обучение в Беларуси: плюсы и минусы. Учиться по индивидуальному плану можно, но сложно

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. НО! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната .
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3.Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4.Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь. (Девушки, кто в курсе, дайте ссылку на соответствующий документ Минобра, если есть такой).

Экстернат в Беларуси разрешён только в старшей школе, 11-12 классы (или 10-11? сколько сейчас люди в школе учатся? Я с этими реформами уже совсем запуталась). Для младшей школы - только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права... Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие - в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы - штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив - это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это - теория. Практика, как всегда в нашей стране, гораздо интереснее .

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии либо откровенная ложь работников образования кучерятся и расцветают махровым цветом. Причём делают они это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «...информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено.»

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): -" Ну, это можно только, если мама - учительница"; или - "Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы"; или - "Новый Закон не предусматривает образования в семье".

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой:" А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?". Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона "Об образовании". И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

"Пришли мы в школу по месту прописки и рассказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти "посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается". Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. "Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить". Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима "явка в школу минимум один раз в месяц".

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду. "

А вот другая история:

«Калі каму цікава, нас перавялі на індывідуальны план. Спачатку было страшна - мы першыя ў раёне, але 59 - за, 1 - супраць. З боку адміністрацыі школы мы сустрэлі самае дабрадушнае стаўленне. На педнарадзе адзіны голас быў супраць нас - голас сацыяльнага педагога (псіхолаг падтрымала).

Бюракратычна ўсё вельмі проста. ДА 31.08 Вы павінны падаць заяву ў школу. Падставаў ніякіх не трэба. Проста мы так хочам. Але па-людзку лепей знайсці "атмазку" - мала часу на заняткі спортам ці заняткі музыкай...

Бліжэйшая педнарада разглядае Вашу просьбу. Мы на ёй прысутнічалі. Папярэдне мелі размову з дырактарам і завучам. Яны нас падтрымалі пасля падрабязнай размовы, як мы плануем вывучэнне прадметаў. Мы вельмі доўга і маляўніча распавядалі пра свае веды, бабуляў і дзядуляў, што дапамогут нам растлумачыць фізіку і біялогію...

У законе мы не знайшлі прычын, па якім нам могут адмовіць. Але пасля размовы з намі дырэктар мела гаворку з інспектарам і юрыстам - бо мы былі першымі ў раёне. Нарада галасавала па нашаму пытанню: 59 - за, 1 - супраць - сацыяльны педагог. Адказ сацыяльнаму педагогу - а як жа сацыялізацыя - дзіцё будзе наведваць гурткі.

Увага! Пры напісанні заявы Вы пазначаеце ўсе прадметы, што будут вывучацца дома. Можна нешта пакінуць і школе. Прыкладам, мы ангельскую мову вывучаем у школе. Пры гэтым па астатнім прадметам ў класным журнале пішацца - "навучанне па індывідуальным плане". Што дае магчымасць вярнуцца да звычайнага наведвання школы ў любы дзень. Праверка ведаў - адзін раз за чвэрць па кожнаму прадмету, пажадана пісьмовы тэст - прыблізна пытанняў на 10 і часам на 45 хвілін - аркушы з тэстамі збіраюцца завучам. Апасацца трэба толькі асабістага стаўлення настаўнікаў. Каб не пачалі "рэзаць". У нас мястэчка малое - нас палічылі дзівакамі.

Па паперам мы вывучаем у школе ангельскую мову і фізічную культуру. На практыцы - я не ведаю, як выглядае настаўнік фізкультуры (завуч сказала, што сама з ім дамовіцца). Ангельская мова выкладаецца 2 разы на тыдзень + факультатыў. Гэтыя заняткі мы наведваем у адвольным парадку. Бывае месяц не з’яўляемся ў школе, бывае 3 разы на тыдзень. У класным журнале насупраць імя дачкі напісана - займаецца па ІП. Таму бягучых адзнак не мае.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух - трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах.»

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане - это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседней, или в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так - статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

"Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать."

Данная статья подготовлена по материалам форумов

В последние годы в Беларуси набирает популярность такое явление, как обучение по индивидуальному плану. При этом, с одной стороны, это позволяет родителям контролировать учебный процесс, а с другой - общество нередко осуждает такое решение. Об основных плюсах и минусах обучения по индивидуальному плану «АиФ» рассказала основатель сообщества родителей «Человек играющий» Татьяна АПЕТ .

Возможность обучаться по индивидуальному плану у белорусов существует уже давно. Так, в Кодексе об образовании прописано, что индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также теми, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Свой план

- Как перейти на индивидуальный учебный план?

Перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану довольно просто. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы с указанием причины такого решения. Это могут быть, например, занятия спортом, музыкой, другим серьезным увлечением, которые не позволяют ребенку каждый день ходить в школу, а также частые командировки родителей, - говорит Татьяна Апет. - После того, как все формальности с администрацией учебного заведения будут соблюдены, ребенку составят индивидуальный план обучения, в котором будет указано, какие предметы он должен освоить к концу года. В каждом конкретном случае с директором школы можно оговорить нюансы учебной программы, но посещать школу для сдачи контрольных работ все же придется.

- Насколько трудно ребенку учиться дома?

Есть очень разные истории и разные дети. Важно учитывать возраст ребенка. Мне кажется разумным обучение по индивидуальному плану в начальной школе. Программа эта несложная, в крайнем случае можно нанять репетитора. В старших классах можно уже думать о дистанционном обучении либо обучении в малых группах. Здесь необходима родительская кооперация. Например, родители договариваются и берут одного учителя по истории и географии для нескольких детей.

Индивидуальное обучение или обучение в малой группе, как правило, не вызывает сложностей у детей, зато проблемы возникают у родителей. Помимо технической организации процесса, необходимо еще перестроиться психологически. Ведь мало у кого есть пример обучения где-то еще, кроме как в советской школе. Успешный опыт перевода детей на индивидуальный план я встречала у людей, которые ранее самостоятельно учились чему-то. Например, они учили второй иностранный язык с репетитором (и важно, что они это делали не для поступления, а ради удовольствия). В наши дни учить детей может только человек, который сам постоянно обучается и находится в поиске новых знаний.

Сейчас многие люди следуют модной тенденции переводить детей на домашнее обучение, не оговорив с семьей возможные риски и не узнав у ребенка его собственных желаний. После чего наступает момент ступора, когда взрослые ждут от ребенка действий, а он просто сидит и ничего не делает. Если в таком случае начать поддаваться панике и сразу же думать о том, чтобы вернуть его обратно в школу, то можно причинить ребенку серьезный психологический дискомфорт. Здесь важно понимать, что без поддержки семьи и предоставления времени на адаптацию ничего не выйдет.

А друзья?

- Как бороться с нехваткой общения?

Нехватка общения - это самая распространенная иллюзия по поводу домашнего образования. У детей, обучающихся самостоятельно, гораздо больше свободного времени, чем у детей, которые проводят полдня в школе, а затем еще 2-3 часа - за домашним заданием.

Кроме того, можно найти малую группу по интересам, чтобы учиться вместе. По некоторым предметам детям могут помогать родители, а для других можно нанять группового репетитора. На таких занятиях создается очень дружелюбная и творческая атмосфера. Главное при этом - заранее оговорить с другими семьями цели, которые вы преследуете. Бывают группы для обучения какому-то предмету или навыку, а бывают - просто для общения.

- Какую пользу может принести домашнее обучение?

Прежде всего, главное достоинство индивидуального обучения - свобода в выборе методов получения информации. Кто-то легче воспринимает на слух, кому-то важно зарисовать услышанное, кто-то запомнит, пересказав другому, и т.д. Во-вторых, ребенок может соблюдать удобный для себя режим дня. В-третьих, обучаясь по индивидуальному плану, можно построить свою учебную программу таким образом, чтобы любимым предметам уделялось больше внимания, а по другим изучались лишь необходимые основы.

У обучения по индивидуальному плану есть множество плюсов, но подойдет оно не всем. Не каждый родитель способен взять на себя такую ответственность. Не каждый готов погружаться в тему современного образования. Кроме того, семейное обучение требует огромной веры в себя и своего ребенка. Поэтому перед принятием решения о переводе ребенка на индивидуальный план нужно быть максимально честным с собой и своими близкими. Нужно взвесить все плюсы и минусы применительно к своему конкретному случаю и, конечно же, прислушаться к своему ребенку. Сейчас существуют специалисты, которые могут проконсультировать по вопросам семейного образования. На начальном этапе можно обратиться к ним. Обучение по индивидуальному плану - это серьезный шаг, который очень сильно меняет жизнь всей семьи. А в какую сторону - решаете только вы сами!

Домашнее образование, т.е. такая форма обучения, при которой дети не посещают школу, а получают знания дома, в семье, а родители организуют этот процесс, привлекает к себе все больше внимания в различных странах мира, включая Беларусь. По оценкам экспертов, домашнее образование - самая быстро растущая и развивающаяся современная форма образования.

Поскольку интерес к домашнему обучению в Беларуси растет, родители все чаще задаются вопросом: что говорит законодательство Беларуси о домашнем образовании? Есть ли у семьи право учить детей дома, вне школы?

Получить ответ на этот вопрос можно, проведя системный анализ норм белорусского законодательства с учетом международно-правового контекста.

Можно ли в Беларуси обучать ребенка дома?

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об образовании", дети могут обучаться по индивидуальному учебному плану. Реализует это школа, к которой прикреплен ребенок. Существует возможность обучения в форме экстерната только в старших классах.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Как реализовать в Беларуси домашнее обучение ребенка в рамках Закона?

В соответствии с международными договорами, Соглашением о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем(общем), начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании , документы об образовании таких стран, как:

  • Азербайджанская Республика
  • Кыргызская Республика
  • Республика Абхазия
  • Республика Армения
  • Республика Беларусь
  • Республика Казахстан
  • Республика Молдова
  • Республика Таджикистан
  • Республика Южная Осетия
  • Туркменистан
  • Украина,
  • являются эквивалентными. Следовательно, семьи из Беларуси, желающие обучать своего ребенка дома, могут реализовать такую возможность в рамках международного договора между странами. Ребенок может учиться в российской школе в форме семейного образования, а государственным контролирующим органам республики Беларусь родители могут предоставить официальный документ российской школы, признаваемый эквивалентным белорусскому.
  • Какой аттестат, российский или белорусский, получит ребенок, обучающийся по такой схеме?

Можно получить как российский, так и белорусский документ.

Если семье нужен аттестат российского образца, то ребенок должен сдать единые государственные экзамены в России (3 обязательных предмета в 11 классе, 4 предмета в 9 классе). Допускаются к их сдаче учащиеся, не имеющие академической задолженности по всем предметам, то есть прошедшие промежуточную аттестацию по всем общеобразовательным предметам. Такой допуск выдается российской школой, в которой обучающийся дома проходит промежуточную аттестацию. Свидетельство о сдаче государственных экзаменов является основанием для выдачи аттестата государственного образца.

Если семье нужен белорусский аттестат, то ребенок предоставляет в белорусскую школу свидетельство о промежуточной аттестации по всем предметам с оценками, выданное российской школой, являющееся эквивалентным белорусскому.

Нужно приезжать ребенку в Россию, чтобы приняться в школу, и на сдачу промежуточной аттестации?

В нашей школе все происходит дистанционно. Документы посылаются по почте или с курьером. Аттестация проходит тоже дистанционно. Подтверждающие документы отправляются в виде скана, а оригиналы - по почте или с курьером.

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Порядок приема детей-иностранцев в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения России устанавливает учредитель образовательного учреждения.


В настоящее время домашнее образование как альтернатива школе становится все более популярным. Давайте разберемся, что же это такое, всегда ли можно перевести ребенка на индивидуальное обучение дома и как это сделать.

Что такое домашнее обучение

У школьников и их родителей есть выбор: учиться в учреждении образования (далее — школа) или учиться дома — индивидуально <1> .

Под так называемым домашним обучением в статье понимается получение школьником общего среднего образования дома – самостоятельно по индивидуальному учебному плану <2> . В этом случае за получение ребенком знаний ответственны сами родители: они могут заниматься с ним по индивидуальному учебному плану самостоятельно или (и) обратиться к репетиторам.

На заметку
Самостоятельно (не в школе) можно изучать как все школьные предметы, так и только один или несколько из них <3> . Например, дома по индивидуальному учебному плану школьник занимается только математикой, а в школе вместе с другими учениками — всеми остальными предметами.

При желании, полагаем, перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану можно на любой период, согласованный с руководством школы: четверть, полугодие, учебный год и т.д.

При этом, даже находясь на таком обучении, ребенок все равно будет числиться в списках учеников школы, будет закреплен за своим классом <4> .

Кто может перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Такая возможность есть <5> :

1) у учеников, которые на протяжении учебного года по уважительным причинам постоянно или временно не могут посещать занятия в школе и (или) проходить вовремя аттестацию . Конкретного перечня таких причин нет. Руководство школы по своему усмотрению решает, считать причину уважительной или нет <6> .

На заметку
Обычно уважительными причинами для перевода школьника на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану считаются:
— частое отсутствие ребенка в городе (стране), постоянные переезды и т.п. Например, если родители в разводе, а ребенок несколько месяцев живет с мамой в одном городе, несколько – с папой в другом;
— работа родителей, которая, к примеру, не позволяет им вовремя приводить ребенка в школу и забирать из нее из-за регулярных командировок;
— частые болезни ребенка;
— семейные обстоятельства. Например, в неполной семье с маленьким ребенком у родителя не получается вовремя забирать школьника после занятий;
— иные причины;

2) одаренных и талантливых учеников . Речь, например, идет о школьниках, которые профессионально занимаются спортом и часто пропускают занятия из-за тренировок, соревнований, сборов. Или, скажем, о юных артистах, которые много времени проводят на гастролях, репетициях, конкурсах и т.п. Другими словами, если ребенок чем-то серьезно занимается и поэтому посещает уроки нерегулярно, это уже может быть основанием для перевода его на домашнее обучение.

Обратите внимание!
Несмотря на желание ребенка и родителей учиться дома по индивидуальному учебному плану, окончательное решение по этому вопросу принимает руководство школы на свое усмотрение <7> .

Как перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Для этого прежде всего подайте заявление на имя директора школы <8> . Утвержденной формы такого заявления нет. Полагаем, в нем важно указать:

— Ф.И.О. (ваши и ребенка);

— причину, по которой хотите перевести ребенка на домашнее обучение;

— период, в течение которого хотите, чтобы ребенок находился на домашнем обучении.

Пример формулировки заявления
С 1 сентября 2017 г. прошу перевести мою дочь, Иванову Иванку Ивановну, ученицу 7 «А» класса, на обучение по индивидуальному учебному плану по всем школьным предметам.
Причина – частая смена места жительства в связи с характером работы родителей.

Решение по вашему заявлению должно быть принято в течение 10 календарных дней со дня его подачи и может быть <9> :

1) положительным , т.е. руководство школы даст согласие на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. В этом случае вам в течение пяти календарных дней после получения такого согласия в письменной форме сообщат о периодичности и формах проведения аттестации <10> . Кроме того, школа должна будет разработать и утвердить индивидуальный учебный план для вашего ребенка <11> ;

2) отрицательным , т.е. руководство школы откажет в домашнем обучении по индивидуальному учебному плану. В такой ситуации вы можете обратиться за разъяснениями к руководству школы или в органы образования при исполкомах и (или) администрациях вашего города (района), облисполкомах (далее – органы образования) <12> .

Справочно
Общая информация об органах образования находится на сайте Министерства образования Республики Беларусь . Также у каждой школы, органа образования обычно есть свой сайт (или раздел на сайте). Там вы найдете адрес, телефон, часы приема и другие сведения.

О домашнем обучении и экзаменах экстерном корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.

- Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании - сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств .

Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?

- Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации - освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану .

Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?

- Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.

- Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?

- Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обу­чении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет .

- Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?

- Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси .

Справочно

В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 - 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: