Папа римский франциск. Регенсбургская речь папы римского и ее интерпретация в историографии Личная жизнь папы Франциска

Крупным религиозным актом, который вызвал резонанс мировой общественности, и вывел отношения между Западом и Востоком на новый уровень, стала речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенная им в университете баварского города Регенсбург 12 сентября 2006 года. В данной главе мы рассмотрим речь Папы Римского, а также ознакомимся с точками зрения о предпосылках и природе лекции, а также курсом Ватикана относительно ислама.

Контекст лекции Бенедикта XVI важен для истинного понимания ее смысла. Папа выступал в университете, к которому некогда имел прямое отношение в качестве преподавателя. Можно предположить, что речь скорее научная, но, так как она была ориентирована на довольно широкую аудиторию, а не произносилась на научном симпозиуме, ее можно отнести к публицистике. В течение многих веков Запад был склонен "исключать вопрос Бога" из сферы разумного знания. Такое многовековое пренебрежение религиозной мыслью привело к тому, что Западу сегодня очень трудно начать "столь необходимый" в современных условиях диалог с исламским миром, убежден Папа. "Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", - заявил Бенедикт XVI. Проблема осмысления мира с религиозной точки зрения всегда стояла перед человечеством, стоит сегодня и будет стоять завтра. Вопрос о том, стоит ли в эпоху разума руководствоваться верой, по мнению Папы не утрачивает своей актуальности, а напротив подчеркивает важность изучения богословия в университете. Он заявил, что «…даже перед лицом столь радикального скептицизма все еще необходимо и правильно поднимать вопрос о Боге через разум», - таким образом, имея в виду не только слепое поклонение религиозным догматам, но и логически обоснованные осознанные рассуждения на тему веры в ее современном аспекте. Хорошо известно, что вера (причем не просто глубокая и искренняя, но подчас исступленная и фанатичная) и соответствующие ей религиозные нормы, и диктуемое ими поведение, достаточно резко делят между собой людей на группы. Все попытки сблизить между собой представителей различных религиозных верований в недавнем прошлом и сегодня не приводят к успеху. По мнению Папы, сущностью христианства всегда было слово («logos») с греческого, что одновременно означало и «разум». Богословы-миссионеры, активные приверженцы христианства стремились нести Слово Божие тем народам, которые с этим словом не были знакомы, и тем самым вынуждены были изучать и анализировать многочисленные верования, сравнивать их с христианством.

Папа приводит пример беседы, которая состоялась между византийским императором Мануилом II Палеологом и неким ученым персом около 1391 года. Эту беседу профессор Теодор Коури (аль-Хури) (специалист по истории отношений христианства и ислама, автор одного из наиболее авторитетных переводов Корана на немецкий язык) воспроизвел в своей книге. Император, говоря о методах распространения религиозных взглядов, затрагивает тему джихада - священной войны и обвиняет пророка Мухаммеда в насилии над иноверцами. Папа цитирует фразу Мануила: «…покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое как его приказ, распространять мечом веру, которую он проповедовал».

Император объясняет персу, что «…Богу не нравится кровь, и тот, кто действует без разума («sin logo»), тот противоречит природе Бога. Вера есть плод души, а не тела. Кто… желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать… Чтобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости применять ни руки, ни оружия, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертью…». То есть, нет необходимости угрожать смертью либо насилием, чтобы склонить людей к христианству. Папа Римский фактически обвинил всех мусульман в отсутствии разума в их вере. («Решающим утверждением в этой аргументации против обращения в веру силой является: неразумное деяние претит природе Бога. Издатель Теодор Коури комментирует: для императора, византийца, воспитанного на греческой философии, это утверждение очевидно. Для мусульманского же учения, напротив, Бог абсолютно трансцендентен. Его воля не связана ни с одной из наших категорий, вероятно, даже с категорией разумности»).

Лекция была посвящена историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма. Папа акцентирует свое внимание на научном анализе разных концепций божественного, присущих христианству и исламу. Папа использует цитату не как намек на агрессивность ислама, а как иллюстрацию взаимонепонимания между различными культурами. Цитируя Мануила II о «злом и бесчеловечном» исламе, понтифик сразу оговорился, что антиисламская формулировка Мануила выглядит «удивительно грубо» и «бесцеремонно», но несогласия с ее сутью не высказал. Более того, эта цитата стала одной из отправных точек для одной из мыслей, которую высказал Папа - о том, что в исламе неразумное деяние не противоречит воле Бога (причем под неразумным деянием понимается, в том числе и распространение веры с помощью насилия). Надо отметить, что мекканские суры (главы) отличаются большим вниманием к теоретическим вопросам веры, нежели к практическим вопросам ее распространения, поэтому в нелицеприятных словах Мануила повинен больше политический фактор.

Существуют две точки зрения на «Регенсбургскую лекцию». Одна из них состоит в том, что раз тема ислама занимает в ней сравнительно незначительное место - основная часть лекции посвящена соотношению веры и разума - то цитата из Мануила является случайной. Пример был выбран рискованный, но без всякого высокомерия. Лекция Бенедикта была речью о христианстве, а вовсе не атакой на ислам.

Другую точку зрения можно сформулировать следующим образом: Папа стремился если не определить, то хотя бы наметить позицию Католической церкви в диалоге с исламом. Эту точку зрения поддерживают представители Русской Православной Церкви. Для того, чтобы понять каких именно взглядов придерживается новый Папа, необходимо проследить историю происхождения неоднозначного высказывания византийского императора и выяснить, почему понтифик использовал именно его слова.

Интернет-журнал Сретенского православного монастыря сообщает, что «цитата из православного императора Мануила II, которая вызвала в мире такое повышенное внимание, была произнесена самим Мануилом не в «письме», как по неграмотности объявили некоторые новостные сайты, а в публичном диспуте с мусульманским богословом». Мануил II был вторым сыном императора Иоанна V. Во время ослабленного состояния Византии в борьбе против императора Баязида, Мануил некоторое время находился при дворе султана как вассал, хотя обращение с ним было как с заложником - он подвергался унижениям и фактически был доведён до полуголодного состояния. Диспут проходил в Анкаре в 1391 году, при этом Мануил не побоялся говорить прямо то, что думает, и даже речи не было о том, чтобы за это приносить какие-то извинения. При этом желания и намерения мусульман принести горе христианскому народу и тогда были очень сильными, и это не было связано с какими-либо словами или нападками христиан. Таким образом, Мануил свободно выражал свою точку зрения, он дал мусульманам понять, что, даже будучи в их плену истинный христианин не будет преклоняться перед чуждыми ему традициями.

Возможно, Папа провел определенные параллели между современной ситуацией и положением Византии в конце XIV века, разница которых заключается лишь в методах и способах исламской экспансии: если в XIV веке мусульмане пытались насадить свою власть «сверху» путем военного захвата земель, то сейчас мы видим явные признаки такого внедрения «снизу», когда представители ислама пытаются распространить и навязать западному обществу свои взгляды и традиции, провоцируя тем самым «добровольное» обращение в мусульманство части христианских светских государств. С учетом быстрых темпов освоения мусульманами Запада и роста уже существующих диаспор в передовых странах Европы само существование, а главное, авторитет христианства как религии, символизирующей западную цивилизацию, ставятся под угрозу. Оплот и надежда католиков да и всех христиан мира - Папа Римский - прежде всего озабочен проблемой дискредитации и подавления собственной религии на собственном же пространстве, поэтому именно на его плечи ложится ответственность за поддержание достоинства Запада перед натиском Востока. И вот к этой проблеме Римский папа решил привлечь внимание. И сделал это так хорошо, как только мог. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор действующего лица и выбор цитаты не был сделан случайно.

Эта версия кажется более основательной, если учесть особенности текста лекции (апелляции к формулировкам Мануила содержатся как в начале, так и в конце этого документа) и отношение нынешнего Папы к мусульманству. С приходом к сану Йозефа Ратцингера наблюдается резкая перемена курса христианской католической церкви по отношению к этой религии.

Предыдущий Папа, Иоанн Павел II, сделал ряд шагов навстречу исламу. Так, он принес извинения за преступления католиков в период крестовых походов и в знак уважения к исламу посетил мечеть в Дамаске. Ватикан наладил диалог с мусульманским духовенством и стремился максимально возможно избегать публичной полемики с исламскими деятелями. Иоанн Павел Второй стал первым Папой Римским, пошедшим на открытый диалог с другими конфессиями. После его смерти наряду с соболезнованиями христианских стран последовали и отклики мусульман: в заявлении председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса подчеркивалось, что Иоанна Павла II будут помнить как «выдающегося религиозного деятеля, посвятившего свою жизнь защите мира, свободы и равенства».

С соболезнованиями выступили также палестинские партии и движения, включая Народный фронт освобождения Палестины, большинство членов которого составляют арабы-христиане, ХАМАС и «Исламский джихад». Такое признание со стороны представителей других конфессий очень ценилось Католической церковью, которая в это время устанавливает либо возрождает когда-то утраченные дипломатические отношения с различными странами.

С одной стороны, такое поведение привело к стабилизации положения христианства на мировой арене, упрочению отношений между приверженцами различных вероисповеданий и попытке мирного урегулирования спорных вопросов. Католическая церковь в этот период зарекомендовала себя как терпимый и порядочный союзник любой конфессии, готовый к мирному диалогу. Но с другой стороны, существует точка зрения о том, что по отношению к исламу извинение за «грехи прошлого» переходило «почти в самоуничижение», что не нравилось самим христианам. Создавалось ощущение «мягкотелой», «беззубой» религии, готовой взять на себя все грехи.

Ситуация резко изменилась с избранием нынешнего Папы, которое было с крайней настороженностью встречено в мусульманском мире. Бенедикт проповедует возрождение фундаментальных учений и ритуалов церкви и в первую очередь выступает за расширение служб на латинском языке. Критики полагают, что возрождение традиций может отпугнуть от церкви тех католиков, которые считают, что она должна быть доступной для растущей паствы. Призыв Бенедикта к новому определению уникальной идентичности католической церкви взбудоражил воображение многих кардиналов, которые избрали его папой. Они разделяют его мнение о том, что церковь находится в осаде, и мечтают о лидере, который бы смог противостоять натиску светской жизни и исламу. С какой стороны ни взглянуть, слова Бенедикта выдают его давнюю нелюбовь к исламу.

В то время, пока Иоанн Павел II занимал Святой престол, Йозеф Ратцингер - будущий Папа Бенедикт XVI являлся префектом Конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. Следовательно, сам Ратцингер мог быть исключительно привержен идее о превосходстве католичества над другими религиями и конфессиями. Именно Ратцингер разрабатывал для Иоанна Павла II теологическое обоснование его суждений. В 1999 году Ратцингер написал документ, обращенный ко всему миру от имени Иоанна Павла, говоривший, что все религии, помимо католической веры, несовершенны.

Ратцингер в своих работах писал, что возрождение ислама частично обусловлено материальным богатством ведущих мусульманских стран, которое стало возможным из-за прочной духовной основы, регламентирующей жизнь человека. Одновременно он отмечал, что такую основу старая Европа уже потеряла. Это заявление можно понять как выражение восхищения. Однако, учитывая заботу нового Папы о своей европейской пастве, это далеко не так.

Постоянная тема проповедей, которые Бенедикт читает в качестве Папы, - разложение европейского христианства, и, как подразумевается, опасность распространения ислама. Истоки суровых заявлений Папы можно проследить на примере семинара, который был проведен в сентябре 2005 года в его летней резиденции Кастель Гандольфо. Около 40 его бывших студентов собрались с целью обсудить ислам и католичество. Как рассказывают, Папа назвал диалог с исламом затруднительным. По словам профессора-иезуита Халила Самира, принимавшего участие в семинаре, Бенедикт посетовал на исламский фундаментализм и на то, что в исламе нет простора для интерпретации текстов.

Таким образом, опасения мусульманской стороны по поводу вступления в сан Ратцингера можно назвать оправданными. Целый ряд событий начала понтификата Бенедикта XVI свидетельствует о том, что в отношении ислама происходит ярко выраженное изменение курса. В своей инаугурационной речи Папа перечислил те религии и конфессии, с которыми он намерен сотрудничать в течение собственного понтификата, однако воздержался от упоминания ислама в числе ведущих мировых религий. В ноябре 2005 года Бенедикт XVI лично присутствовал на церемонии беатификации французского священника Шарля де Фуко, жившего в пустыне Сахара и убитого мусульманами во время восстания в Алжире в 1916 году. Хотя решение о его причислении к лику блаженных было принято еще при Иоанне Павле II, присутствие Папы обращает на себя внимание, так как сегодня Бенедикт часто воздерживается от личного участия в беатификационных церемониях. В данном же случае он присоединился к прихожанам в конце торжественной мессы, что нельзя не расценивать как подчеркнутое выражение позиции церкви по отношению к представителям ислама.

Позиция Католической Церкви ясно проявилась в действиях Святого Отца. В феврале 2006 года Папа сместил ключевого участника диалога между католиками и мусульманами и лучшего специалиста по исламскому миру в Ватикане архиепископа Майкла Фитцджеральда с поста главы Папского совета по межрелигиозному диалогу и назначил его нунцием в Египте и своим представителем при Лиге арабских государств. Можно предположить, что это существенное понижение было расценено как следствие серьезного недовольства Папой «примирительной» по отношению к исламу деятельностью этого священнослужителя. Более того, преемником Фитцджеральда стал кардинал Поль Пупар, уже возглавляющий Папский совет по культуре и занимающийся преимущественно проблемами христианства в современной Европе. Это назначение подтверждает мысль о том, что для Бенедикта XVI в данный момент более приоритетна усиленная проповедь христианства в Европе, чем установление межрелигиозного диалога с мусульманами.

В качестве косвенного порицания ислама можно отметить конференцию, посвященную проблеме крестовых походов, которая состоялась под патронажем Ватикана в марте 2006 года. Итальянский историк Роберто де Маттеи заявил во время конференции, что европейцы предприняли крестовые походы «как ответ на вторжение ислама на христианские земли и разорение святых мест». В частности, он утверждал, что осквернение храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 году стало главным основанием для Папы Урбана II провозгласить первый крестовый поход. «Крестоносцы были мучениками, которые положили свои жизни за веру», - отметил де Маттеи. Его поддержал профессор Кембриджа Джонатан Рили-Смит: «Кто просит прощения за крестоносцев, тот не знает истории». Таким образом, даже беглое знакомство с мероприятиями Святого Престола показывает резко противящееся сложившейся ситуации отношение.

Православная церковь придерживается идеи о том, что понтифик знал, что делал, и знал, какая реакция за этим последует. Он сознательно решился на такой шаг. Тем более, что речь не была спонтанной, готовилась заранее для университета. Этот безусловно тщательно выверенный программный стратегический ход, имел не только исламский, но и христианский вектор. Бенедикт XVI дал ясно понять, что целовать Коран Римский папа больше не будет, а также и то, что он, вообще-то, не обязан этого делать. Равно как и не обязан искажать историческую правду в угоду современным политкорректным установкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь Папы Римского была продуманной, и цитата Мануила Палеолога не была случайной. Став Главой святого престола, бывший префект Йозеф Ратцингер, не стал менять курс своих действий по отношению к исламу. Он решил в очередной раз привлечь внимание к проблеме исламского супрематизма в Европе, и сделал при этом ставку на университетскую аудиторию, которая, по мнению Папы, способна была адекватно и рационально воспринять его слова. Возможно, Папа не ожидал столь жесткой реакции экстремистов либо надеялся на то, что мнение умеренных мусульман их переубедит. Папа акцентировал внимание на религиозном диалоге, а не на уничижении ислама как религии, на несовершенстве западной культуры, которая исключает вопрос о Боге из сферы необходимых потребностей для нравственного роста общества.

Апостольский визит Его Святейшества Папы Римского Франциска на Кубу, в Соединенные Штаты Америки и посещение штаб-квартиры Организации Объединенных Наций (19-28 сентября 2015 г.)

Встреча с членами Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО ОТЦА

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк.

По традиции, которая доставляет мне честь, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций пригласил Папу Римского обратиться к этому высокому собранию наций. От своего имени и от имени всей католической общины я хотел бы выразить Вам, господин Пан Ги Мун, сердечную благодарность. Я приветствую всех присутствующих здесь глав государств и правительств, послов, дипломатов и технических сотрудников, их сопровождающих, весь персонал Организации Объединенных Наций, участвовавший в подготовке этой 70-й сессии Генеральной Ассамблеи, сотрудников различных программ и организаций семьи ООН, а также всех тех, кто так или иначе принимает участие в этой встрече. В вашем лице я приветствую граждан всех наций, представленных в этом зале. Я благодарю всех и каждого за ваши труды на службе человечества.

Уже в пятый раз Папа Римский посещает Организацию Объединенных Наций. Это сделали мои предшественники - Папа Павел VI в 1965 г., Папа Иоанн Павел II в 1979 и 1995 гг. и мой самый недавний предшественник, ныне Папа на покое Бенедикт XVI , в 2008 г. Все они выражали уважение Организации, считая ее адекватным юридическим и политическим ответом в настоящий исторический момент, отмеченный нашей технической способностью преодолевать расстояния и границы и, несомненно, все естественные ограничения при осуществлении власти. Этот ответ тем и важен, что технологическая мощь в руках националистических или ложно универсалистских идеологий способна на совершение ужасных зверств. Могу лишь присоединиться к высокой оценке работы ООН, данной моими предшественниками, подтверждая ту важность, которую Католическая Церковь видит в этом институте, и те надежды, которые она возлагает на его деятельность.

Объединенные Нации сейчас отмечают свое семидесятилетие. История этого организованного сообщества государств является одним из важных общих достижений в эпоху необычайно стремительных перемен. Не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающий перечень, мы можем вспомнить о кодификации и развитии международного права, об установлении связанных с правами человека международных норм, об успехах в области гуманитарного права, о разрешении многочисленных конфликтов, об операциях по поддержанию мира и по примирению, а также об огромном числе иных свершений в различных сферах международной деятельности. Все эти достижения можно уподобить лучам, рассеивающим тьму беспорядка, вызванного необузданными амбициями и коллективными формами эгоизма. Конечно, многие серьезные проблемы остаются и сегодня нерешенными, однако очевиден факт, что без этой международной деятельности человечество могло бы и не пережить бесконтрольного использования собственных возможностей. Каждое из этих политических, юридических и технических достижений есть путь к утверждению идеала человеческого братства и средство для его большей реализации.

Я также хочу почтить память всех тех мужчин и женщин, чья преданность делу и самопожертвование принесли благо человечеству за эти семьдесят лет. В частности, я хотел бы вспомнить сегодня тех, кто отдал жизнь за мир и примирение между народами, начиная от Дага Хаммаршёльда и заканчивая многими должностными лицами ООН на всех уровнях, погибшими в ходе гуманитарных миссий, а также миссий по миру и примирению.

Несмотря на все эти достижения, опыт последних семидесяти лет сделал ясным, что реформы и адаптация к вызовам времени всегда необходимы при продвижении к конечной цели - предоставлению всем странам без исключения участия, а также подлинного и справедливого влияния на процесс принятия решений. Потребность в большей справедливости особенно уместна в случае органов эффективной исполнительной власти, таких как Совет Безопасности, финансовые агентства, а также группы и механизмы, специально созданные для борьбы с экономическими кризисами. Это поможет ограничить всякого рода злоупотребления и ростовщичество, особенно когда это касается развивающихся стран. Международные финансовые агентства должны заботиться об устойчивом развитии стран и обеспечивать, чтобы те не подвергались угнетающим системам кредитования, которые, вместо того чтобы содействовать прогрессу, подчиняют людей механизмам, порождающим еще большую нищету, социальное исключение и зависимость.

Работа ООН, в соответствии с принципами, заложенными в Преамбуле и первых Статьях Устава, видится как развитие и продвижение верховенства закона, которое основывается на понимании справедливости как фундаментального условия для достижения идеала всеобщего братства. В этом контексте полезно вспомнить, что идея ограничения власти заложена в самом понятии закона. Предоставить каждому свое, согласно классическому определению справедливости, означает, что ни один индивид или группа не могут считать себя абсолютными, с дозволением попирать права и достоинство других индивидов или их социальных групп. Эффективное распределение власти (политической, экономической, военной, технологической и т.д.) среди множества субъектов, а также создание правовой системы, регулирующей претензии и интересы, является одним из конкретных путей ограничения власти. Тем не менее сегодняшний мир демонстрирует нам множество ложных прав, и в то же время - важные незащищенные сферы, ставшие жертвой плохо осуществляемой власти. Речь идет об окружающей среде и о большом числе исключенных из общества. Эти сферы тесно связаны между собой, а доминирующие в мире политические и экономические отношения делают их все более уязвимыми. Именно поэтому необходимо признать их права, приложив бо льшие усилия по охране окружающей среды и положив конец социальному исключению.

Прежде всего отметим, что истинные «права окружающей среды» существуют, и по двум причинам. Во-первых, потому что мы как человеческие существа являемся частью этой окружающей среды. Мы ей сопричастны, и она привносит этические ограничения, которые человеческая деятельность должна признавать и уважать. Человек, при всех своих выдающихся дарах, которые «демонстрируют исключительность, превышающую физическую и биологическую сферы» , в то же время является частью этих сфер. Он обладает телом, состоящим из физических, химических и биологических элементов, и способен выживать и развиваться, только если экологическая среда является для него благоприятной. Следовательно, любой нанесенный окружающей среде вред - это вред человечеству. Во-вторых, потому что любое творение, в особенности живое, обладает ценностью как таковое - ценностью существования, жизни, красоты и взаимосвязи с другими творениями. Мы, христиане, вместе с представителями других монотеистических религий, верим, что Вселенная является плодом любящего решения Творца. Он позволяет человеку уважительно использовать все созданное Им во благо ближних и во славу Творца. Человек при этом не получал права приносить творениям вред и тем более их уничтожать. Окружающая среда является фундаментальным благом во всех религиях .

Неверное использование и разрушение окружающей среды сопровождаются также постоянным процессом социального исключения. По сути дела, эгоистичная и безграничная жажда власти и материального благополучия приводит к неправильному использованию природных ресурсов и к социальному исключению слабых и обездоленных либо потому, что они наделены иными способностями (инвалиды), либо потому что испытывают нехватку адекватной информации и технической экспертизы, либо потому что не способны на решительные политические действия. Экономическое и социальное исключение - это полное отрицание человеческого братства и серьезное преступление против прав человека и окружающей среды. Самые бедные больше всего страдают от подобных преступлений по трем серьезным причинам: они отвергнуты обществом, вынуждены жить, пользуясь отбросами, и несправедливо страдают от отрицательного воздействия на окружающую среду. Они являются частью широко распространенной сегодня и тихо нарастающей «культуры отбросов».

Драматическая реальность этой ситуации социального исключения и неравенства с их очевидными последствиями заставила меня, вместе со всем христианским народом и многими другими, осознать эту тяжкую ответственность и выступить со всеми теми, кто ищет необходимых и эффективных решений. Принятие «Повестки дня 2030 в области устойчивого развития» в рамках открывающегося сегодня Всемирного саммита - это знак надежды. Я равно убежден, что на Парижской конференции по изменению климата будут приняты основополагающие эффективные соглашения.

Как бы то ни было, торжественных обязательств явно недостаточно, хотя, безусловно, они являются необходимым шагом к разрешению проблем. Ранее приведенное мной классическое определение справедливости содержит в себе в качестве одного из важнейших элементов неизменную и постоянную волю: Iustitia est constans et perpetua voluntas iussum cuique tribuendi (справедливость - это неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. - лат . ). Наш мир требует от всех государственных лидеров воли - действенной, практической и постоянной, конкретных шагов и неотложных мер для сохранения и улучшения природной среды, чтобы тем самым как можно быстрее положить конец явлению социальной и экономической изоляции с ее пагубными последствиями: торговлей людьми, продажей человеческих органов и тканей, сексуальной эксплуатацией мальчиков и девочек, рабским трудом, включая проституцию; торговлей наркотиками и оружием, терроризмом и международной организованной преступностью. Масштаб этих явлений и цена, которую платят ни в чем не повинные люди, столь огромны, что мы должны постараться не впасть в декларативный номинализм, который только усыпит нашу совесть. Мы должны сделать все, чтобы наши институты были действительно эффективными в борьбе против всех этих кар.

Количество проблем и их сложность требуют от нас умения владеть инструментарием оценки. Однако это подразумевает двойную опасность: можно ограничиться бюрократическими экзерсисами, составлением длинных списков прекрасных предложений - целей, задач и статистик - либо решить, что какое-либо одно априорное теоретическое решение даст ответы на все вопросы сразу. Нельзя забывать, что политическая и экономическая деятельность является эффективной лишь тогда, когда она понимается как пруденциальная, благоразумная, с опорой на вековое понятие справедливости и четким осознанием того, что за всеми нашими планами и программами стоят реально существующие мужчины и женщины, которые живут, борются, страдают и очень часто лишены многих прав и вынуждены бедствовать.

Для того чтобы эти реально существующие мужчины и женщины вырвались из крайней нищеты, мы должны позволить им стать достойными хозяевами их судьбы. Невозможно навязать человеку понятия целостного человеческого развития и полного проявления человеческого достоинства. Они должны выстроиться таким образом, чтобы раскрыться для каждого отдельного человека и для каждой отдельно взятой семьи в общении с другими людьми и в разумных отношениях со всеми теми сферами, в которых развивается общественная жизнь. Речь идет о таких сферах, как друзья, общины, города и деревни, школы, бизнес и профсоюзы, провинции, нации и т.д. Это предполагает и требует права на образование - причем также и для девочек (которым в некоторых странах в этом праве отказывают) - обеспечиваемого в первую очередь путем уважения и укрепления основополагающего права семьи на образование детей, а также права церквей и социальных групп на поддержку и содействие семьям в воспитании детей. Построенное таким образом образование является основой реализации «Повестки дня 2030…» и восстановления окружающей среды.

В то же время государственные руководители должны сделать все возможное для обеспечения минимально необходимой духовной и материальной базы для достойной жизни, создания и поддержания семьи как основной ячейки социального развития. На материальном уровне этот абсолютный минимум имеет три имени - жилье, труд и земля; и на духовном уровне - духовная свобода, включающая свободу вероисповедания, право на образование и все остальные гражданские права.

Для всего этого наиболее простой и адекватной мерой и показателем реализации новой «Повестки…» развития будет эффективный, практический и немедленный доступ к основным материальным и духовным благам: жилью, достойной и справедливо оплачиваемой работе, достаточному питанию и питьевой воде; к свободе вероисповедания и, в более общем плане, - духовной свободе и образованию. Эти столпы целостного развития человека имеют общую основу - право на жизнь, и то, что можно было бы назвать правом на существование самой человеческой природы.

Экологический кризис и разрушение биоразнообразия могут поставить под угрозу само существование человеческого рода. Губительные последствия безответственного управления мировой экономикой, в основании которого лежит исключительно стремление к обогащению и власти, должны пониматься как повестка на суд в откровенном размышлении о человеке: «Человек - это не только свобода, которую он создаёт для себя. Человек не создает самого себя. Он есть дух и воля, но также и природа» . Т ворение оказывается под угрозой «там, где мы сами для себя - последняя инстанция… И неверное использование творения начинается там, где мы больше не признаем никакой другой инстанции над собой и не видим ничего, кроме самих себя » . Следовательно, защита окружающей среды и борьба с социальным исключением требуют признания нравственного закона, вписанного в саму природу человека, - закона, подразумевающего естественное различие между мужчиной и женщиной и абсолютное уважение к жизни на всех ее стадиях и во всех ее проявлениях .

Без признания некоторых неоспоримых естественных этических ограничений и без немедленной реализации этих основ целостного развития человека идеал «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «содействовать социальному прогрессу и лучшим стандартам жизни при большей свободе» рискует стать недостижимой иллюзией или, что еще хуже, празднословием, прикрывающим произвол, коррупцию или проведение идеологической колонизации путем навязывания аномальных моделей и стилей жизни, которые чужды идентичности людей и в конечном итоге безответственны.

Война является отрицанием всех прав и насилием над окружающей средой. Если мы хотим поистине целостного человеческого развития, мы должны неустанно работать, чтобы избежать войны между нациями и народами.

Для этого необходимо обеспечить неоспоримое верховенство закона и неустанно прибегать к переговорам, посредничеству и арбитражу, как предлагается в Уставе Организации Объединенных Наций , который являет собой поистине фундаментальную норму права. Опыт семидесяти лет с момента основания Организации Объединенных Наций в целом и опыт первых пятнадцати лет третьего тысячелетия в частности показывает одновременно и эффективность применения международных норм, и неэффективность их неприменения. Когда Устав ООН уважается и применяется прозрачно и честно, без каких-либо скрытых мотивов, как обязательный ориентир для правосудия, а не как средство маскировки обманных намерений, результатом будет мир. Если же, с другой стороны, эта норма рассматривается просто как инструмент, использующийся всякий раз, когда это выгодно, и игнорируемый, когда невыгодно, открывается настоящий ящик Пандоры, выпускающий неуправляемые силы, которые причиняют огромный вред беззащитному населению, культурной и даже биологической среде.

В Преамбуле и первой статье Устава ООН заложены основы структуры международного права: это мир, мирное разрешение споров и развитие дружественных отношений между нациями. Этим положениям серьезно противоречит, а на практике их отрицает, постоянная тенденция к распространению оружия, особенно оружия массового поражения, например, ядерного. Любая этика и закон, основанные на угрозе взаимного уничтожения, - возможно даже уничтожения всего человечества - внутренне противоречивы и являются афронтом всей структуре Организации Объединенных Наций, которые в итоге могут стать «нациями, объединенными страхом и недоверием». Насущно необходимо работать ради мира, свободного от ядерного оружия, полностью выполняя Договор о его нераспространении - как по букве, так и по духу, - стремясь к полному запрещению этих вооружений.

Недавнее соглашение, достигнутое по ядерному вопросу в уязвимом регионе Азии и Ближнего Востока, доказывает потенциал политической доброй воли и закона, осуществляемых с искренностью, терпением и постоянством. Я выражаю надежду на то, что это соглашение будет долговременным и эффективным и принесет желаемые плоды при сотрудничестве всех заинтересованных сторон.

В этом отношении нет недостатка в серьезных доказательствах последствий военного и политического вмешательства, не согласованного между членами международного сообщества. Поэтому, сожалея о необходимости вновь делать это, я должен возобновить свои неоднократные обращения относительно болезненной обстановки на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других африканских странах, где христиане вместе с другими культурными или этническими группами, а также с теми представителями религии большинства, которые не хотят быть втянутыми в ненависть и безумие, были вынуждены стать свидетелями разрушения мест отправления культа, объектов культурного и религиозного наследия, своих домов и имущества, и столкнулись с альтернативой - бежать, или расплатиться собственными жизнями за свою приверженность добру и миру, или же стать рабами.

Эти реалии должны подтолкнуть к серьезному испытанию совести у тех, кто отвечает за поведение в международных отношениях. Не только в случае религиозных или культурных гонений, но и в любой конфликтной ситуации, например, в Украине, Сирии, Ираке, Ливии, Южном Судане и в районе Великих озер, жизнь людей имеет приоритет над партийными интересами, какими бы законными ни были последние. В войнах и конфликтах - конкретные люди, наши братья и сестры, мужчины и женщины, молодые и пожилые, мальчики и девочки, которые плачут, страдают и умирают. Человеческие существа легко превращаются в расходный материал, если наш ответ сводится к составлению списка проблем, стратегий и несогласий.

Как я писал Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций в письме от 9 августа 2014 г., «основополагающее понимание человеческого достоинства обязывает международное сообщество, особенно при применении норм и механизмов международного права, сделать все возможное, чтобы остановить и предотвратить дальнейшее систематическое насилие в отношении этнических и религиозных меньшинств», а также защитить ни в чем не повинные народы.

В этом же ключе я хотел бы упомянуть о еще одном виде конфликта - он не столь очевиден, но незаметно уносит жизни миллионов людей. Это еще один вид войны, опыт которой имеют многие общества в результате торговли наркотиками. Это война, которую принимают как таковую и с которой плохо борются. Наркобизнес по самой своей природе сопровождается торговлей людьми, отмыванием денег, торговлей оружием, эксплуатацией детей и другими формами коррупции. Коррупции, проникшей в различные сферы социальной, политической, военной, художественной и религиозной жизни и во многих случаях породившей параллельную структуру, ставящую под угрозу доверие к нашим институтам.

Я начал свою речь, вспомнив о визитах моих предшественников. Хотелось бы надеяться, что все сказанное мной будет воспринято помимо прочего как продолжение заключительных слов выступления Папы Павла VI . И несмотря на то, что произнес он их почти пятьдесят лет назад, они и сегодня настолько же ценны. Я процитирую: «Час сей требует от нас приостановиться, посвятить этот момент воспоминаниям, размышлениям, даже молитве, чтобы вспомнить о нашем общем происхождении, истории, нашей общей судьбе. Обращение к нравственному сознанию человека никогда не было так необходимо, как сегодня. Потому что опасность исходит не от прогресса и не от науки - и то и другое, используемое с умом, могло бы разрешить многие проблемы, тяготеющие над человечеством» . Среди прочего человеческий гений, если правильно им распорядиться, несомненно, поможет решить серьезные вызовы экологического разрушения и социального исключения. Или как сказал Павел VI : «Истинная опасность кроется в самом человеке, имеющем в своем распоряжении все более могущественные средства, которые подходят как для разрушения, так и для достижения самых величественных завоеваний» .

Общий дом для всех людей нужно продолжать возводить на фундаменте правильного понимания всеобщего братства и уважения к святости жизни - каждого мужчины и каждой женщины, бедных, пожилых, детей, немощных, нерожденных, безработных, брошенных, тех, без кого можно обойтись, потому что они рассматриваются лишь как часть статистики. Кроме того, общий дом для всех мужчин и женщин должен быть построен на понимании сакральности сотворенной природы.

Такое понимание и уважение призывает к высшей степени мудрости - такой, которая принимает трансцендентность, самотрансцендентность, отвергает создание всесильной элиты и признает, что весь смысл индивидуальной и коллективной жизни заключается в бескорыстном служении другим людям, а также в мудром и уважительном использовании творения для общего блага. Повторю слова Павла VI : «Здание современной цивилизации должно покоиться на духовных принципах, способных не просто выступать его опорой, но еще и озарять его» .

Друг за друга братьям стоять,

это - первый закон.

Дружба меж вами должна быть на ять

при любом раскладе времен.

Как только начнется меж вами раздор,

вас сожрут чужаки.

Современный мир, столь очевидно взаимосвязанный, на самом деле, переживает растущую и неуклонную социальную фрагментацию, которая ставит под угрозу «основы общественной жизни» и, следовательно, заканчивается «нашим противостоянием друг другу, когда каждый защищает собственные интересы» .

Наше время призывает нас отдать приоритет действиям, могущим породить новые процессы в обществе, чтобы принести плоды в важных позитивных исторических событиях . Мы не можем позволить себе откладывать «некоторые повестки дня» на завтра. Будущее требует от нас принятия важных и глобальных решений перед лицом мировых конфликтов, увеличивающих число исключенных из общества и нуждающихся.

Достойная всяческих похвал международная юридическая структура Организации Объединенных Наций и вся ее деятельность, как любое начинание человека, может совершенствоваться; в то же время она может быть залогом безопасного и счастливого будущего для последующих поколений. И так и будет, если представители государств сумеют отложить в сторону партийные и идеологические интересы и будут искренне стремиться служить общему благу. Я молюсь Всемогущему Богу, чтобы это было так, и уверяю вас в своей поддержке и молитвах, а также в поддержке и молитвах всех верующих Католической Церкви, чтобы это учреждение, все его государства-члены и сотрудники всегда несли человечеству эффективное служение, которое уважало бы разнообразие и было бы способно выявить, ради общего блага, лучшее в каждом народе и в каждом человеке. Да благословит вас всех Господь. Спасибо. Поэма Хосе Эрнандеса (1834-1886), классика латиноамериканской литературы на испанском языке. - Ред .

Пророчество о римских папах

Пророчество о римских папах


При «Petrus Romanus», «Петре из Рима» наступит время «множества бедствий, Город Семи Холмов будет уничтожен, и Чудовищный Судья будет судить людей».

Два месяца назад белый дым, поднявшийся из трубы Сикстинской капеллы, возвестил: миллиард (и даже несколько больше) католиков обрели нового понтифика. Им, на удивление легко, был избран 78-летний немецкий кардинал Йозеф Ратцингер. Конечно, то, что конклав из 115 кардиналов отдал предпочтение человеку столь пожилому (вспомним: Иоанн Павел II взошел на папский престол в возрасте 58 лет), вызвало немалое удивление. Но тут же в средствах массовой информации заговорили о том, что, дескать, католическая церковь стоит на пороге больших перемен, к которым надо подготовиться, и этот понтифик лишь переходный.

То есть у святых отцов был несколько циничный расчет: выберем, мол, такого папу, который не задержится, и уж потом сделаем выбор основательный.

Трудно сказать, таковыми ли соображениями руководствовались церковные иерархи, но 265-й понтифик избран, и по традиции он взял себе новое имя - Бенедикт XVI. Но вопрос - то о переходности остается - к чему собираются переходить?

Видение в Риме

Тут-то и стоит вспомнить древнее предсказание (а о нем волей-неволей, но вспоминали кардиналы в Сикстинской капелле), коему ни много, ни мало почти девять веков.

Жил в XII веке в Ирландии Малахия О"Моргер, епископ Армага и Кашеля, и вот в 1139 году в возрасте 45 лет отправился он в Рим за паллиумом (шерстяным плащом, положенным архиепископу) и отчетом о положении дел в своих епархиях. Во главе католической церкви стоял Иннокентий II, переживавший тогда не лучшие времена: его враги избрали антипапу Анаклета II, и тот захватил у законного понтифика половину Рима вместе с собором Святого Петра... Малахии же в Риме было страшное видение. Увидел он, что беды, навалившиеся на Иннокентия, не идут ни в какое сравнение с несчастьями, которые ждут в будущем церковь и все человечество.

Из Рима епископ Армага и Кашеля уехал во Францию, в аббатство Клерво. Там он записал свои видения - естественно, на латыни (которая тогда - так же, как сейчас, - являлась официальным языком католической церкви) и, как и положено пророчествам, иносказательно. В этой рукописи Валахия дает характеристики - в виде кратких, но емких «девизов» из двух трех латинских слов - будущим понтификам, общим числом 112, начиная с того, которому лишь предстояло сменить Иннокентия II (им оказался Целестин II, пробывший наместником святого Петра всего пять месяцев). Свой труд епископ отослал понтифику.

Прочитал ли Иннокентий, поглощенный войной на несколько фронтов сразу, послание из Клерво, неизвестно, а если и прочитал, что он мог предпринять? Только утешиться: мне было плохо, но то ли еще будет после меня! Во всяком случае, манускрипт попал в ватиканский архив и пролежал там до конца XVI века.

Откровение или фальшивка?

В 1595 году бенедиктинский монах Арнольд де Вион извлек этот любопытный документ на свет божий и издал его в Венеции под названием «Пророчество о римских папах».

С тех пор вокруг книги святого Малахии (он после смерти был канонизирован) страсти не утихают. Споры вспыхивают с новой силой всякий раз, когда происходят выборы нового понтифика.

Скептики утверждают, что эти так называемые «пророчества» написаны вовсе не святым Малахией: по мнению сомневающихся, книга откровений - фальшивка, составленная иезуитами и подсунутая ими доверчивому де Виону. Свою версию они обосновывают тем, что определения понтификов, занимавших святой престол до конца XVI века, отличаются удивительной точностью, когда же речь заходит о папах, правивших после издания книги, «девизы» становятся туманными и иносказательными.

Еще один аргумент таков: в трудах известных средневековых авторов о предсказаниях Малахии нет ни слова. Но на это можно возразить - рукопись четыре с половиной века пылилась в архивах и была недоступна.

Следует признать, что довод о туманности описаний пап имеет под собой основания. Трактовать эти характеристики можно по-разному. Тем интереснее попытаться разобраться, насколько действительность совпадает с предсказаниями почти девятивековой давности.

От «тяжести креста до трудов Солнца»

Для примера возьмем несколько последних понтификов.

257-го папу Пия IX, 101-го в списке Малахии, занимавшего трон святого Петра с 1846 по 1878 год, предсказатель определил так: «Crux de Cruce». В переводе с латыни это означает «крест от креста», или «тяжесть креста». То есть указывает на очень тяжелое правление данного понтифика. Действительно, когда Пий IX заступил на престол, Папская область занимала около трети Апеннинского полуострова. Но в результате Рисоджименто - национально-освободительного движения, изгнавшего иноземных захватчиков и объединившего Италию, - владения понтифика сократились до холма Монте-Ватикано, площадью в половину квадратного километра. Понтифик фактически стал узником и до самой смерти не мог выйти за пределы Ватикана. То, что на его плечи легла куда более тяжелая ноша, чем несли его предшественники, очевидно.

102-го папу Малахия называет «Lumen in caelo» - это выражение можно перевести как «свет в небесах». Речь, конечно, идет о свете духовном. Лев XIII (1878-1903) внес большой вклад в теологию, написал несколько выдающихся энциклик (посланий) о католической вере. К тому же заметим: на его фамильном гербе была изображена комета.

Следующего понтифика, Пия X, правившего с 1903 по 1914 год, причислили к лику святых. У Малахии он значится как «Ignis ardens», то есть «обжигающий огонь».

«Pastor et nauta», «пастырь и мореход» - точная характеристика Иоанна XXIII (1958- 1962), 107-го папы в списке Малахии. До избрания на святой престол кардинал Ронкалли был патриархом (пастырем) портового города Венеция и его почетным лоцманом.

Павел VI (1963-78), 108-й понтифик, обозначен словами «Flos florum» - что переводится как «цветок цветов». На гербе этого папы имелось три лилии.

Иоанн Павел I (1978) назван «De medietate Lunae», то есть «половинка луны». Папой он пробыл меньше месяца.

110-й папа Иоанн Павел II (1978-2005) у Малахии охарактеризован словами «De labore Solis». С латыни это переводится как «от трудов солнца». Известно, что Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 года, в день частичного солнечного затмения и такое же затмение случилось в день его похорон.

Насколько точны видения святого Малахии, предоставляем судить вам.

«Слава олив»

И вот теперь Бенедикт XVI, 111-й, предпоследний в списке ирландского епископа. По определению Малахии, «Gloria olivae» - «слава олив».

Определение истолковывают по-разному. Одни до избрания Йозефа Ратцингера полагали, что это намек на смуглый, оливковый цвет кожи будущего понтифика. И действительно, перед выборами достаточно высоко оценивались шансы кардиналов из Латинской Америки и даже Африки (оливковое дерево с библейских времен считается символом Черного континента). Другие утверждали, что Малахия имел в виду Масличную (Оливковую) гору в Иерусалиме, и, следовательно, пророчество указывает на еврея по национальности. Архиепископ Парижа, кардинал Жан Люстигер, еще один папабили - то есть претендент на папскую тиару, по национальности еврей.

Были даже такие, что прочили престол святого Петра бывшему архиепископу Милана, кардиналу Карло Мария Мартини. Эти исходили из его фамилии: мол, в мартини часто добавляют оливки.

Но и после избрания Йозефа Ратцингера сторонники Малахии уверены: ирландец не ошибся и в этот раз. Оливковая ветвь означает мир и является символом ордена бенедиктинцев. Членов этого ордена еще называют оливковцами. Ратцингер к ордену бенедиктинцев не относится, но имя Бенедикт, что переводится как «благословение», надо думать, принял не случайно. Известно, что святой Бенедикт, живший в VI веке, предсказывал: его последователь возглавит католическую церковь перед возвращением Христа и поведет верующих на последнюю битву со злом.

Вот тут-то мы подходим к главному пункту пророчеств ирландского святого.

Все ли древние пророчества сбываются?

Главное предсказание Малахии гласит: во время правления сто двенадцатого главы католической церкви (или двести шестьдесят шестого, если считать от святого Петра) наступит конец света.

Против своего обыкновения, последнему Папе Римскому Малахия посвящает целый абзац, в котором говорится следующее: "В конце времен место Святой Римской Церкви будет занимать Петр Римский, который будет кормить безвольных, совершая множество бедствий. В это время Город Семи Холмов будет уничтожен, и Чудовищный Судья будет судить народы. Конец".

Любопытно определение: «Петр из Рима». Последний зовется как первый. Был Ромул, основатель Рима, - и Ромул, последний римский император. Был Константин, первый император Византии, - и Константин, император последний. Был святой Петр, которому Христос сказал, что тот станет камнем, на котором он поставит свою церковь,- и будет Петр, последний наместник того Петра.

Из манускрипта можно узнать и точную дату столь знаменательного события. Малахия пишет, что середина понтификата 73-го папы из его списка будет соответствовать середине срока от даты написания им этого труда до конца света. Написал епископ «Пророчество о римских папах» в 1143 году, 73-й папа в его списке - Сикст V (1585-1590), середина понтификата которого - 1588 год. Значит, дата конца света - год 2033-й. Вот такие страсти ожидают нас!

Однако... как к этому пророчеству, известному уже четыре века, относится сама конгрегация Ватикана?

Судя по всему - с полным равнодушием. Иначе, почему бы им избирать старика Ратцингера? Если бы иерархи церкви верили пророчеству Малахии, то сделали бы все возможное, чтобы отодвинуть то самое роковое папство как можно дальше, например, избрали на святой престол человека молодого… Они же с удивительной быстротой проголосовали за переходного понтифика. Стало быть, на следующего 266-го папу (или 112-го из списка святого Малахии) возлагают большие надежды. Ну что ж, поживем – увидим!

Папа римский Франциск – верховный правитель Святого Престола и суверен Ватикана. Ранее он являлся кардиналом и архиепископом Буэнос-Айреса. Его светское имя – Хорхе Марио Бергольо.

Он – член Общества Иисуса, отказавшийся от мирских благ в 23 года, единственный за всю историю папа-предстоятель этого аскетического монашеского ордена и первый из Америки, из Южного полушария и не из Европы (со времен правившего в VIII веке Григория III из Сирии).

Детство и юность

Глава католиков появился на свет 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе, Аргентина. Он - самый старший из 5 детей эмигранта из Италии и уроженки аргентинской столицы итальянского происхождения. Его отец был рабочим на железной дороге, мать – домохозяйкой.


В детстве Хорхе был почтительным и добрым мальчиком. После школы он учился в техническом техникуме, защитил диплом химика. Затем трудился по специальности в химической лаборатории, подрабатывал вышибалой в ночном баре.


В 21 год он перенес тяжелейшую болезнь – пневмонию с угрозой для жизни и с удалением части легкого. Практически воскреснув, он захотел посвятить себя служению богу. В 1958 году он примкнул к приверженцам Общества Иисуса. В качестве новиция (послушника) он изучал гуманитарные дисциплины в Сантьяго. Пройдя этап новициата в 1960 году, стал иезуитом.

На пути к папству

В 1967 году юноша проходил духовное обучение в колледже Святого Иосифа родного города, заслужил академическую степень лицензиата по философии, преподавал в католических учебных заведениях столицы и Санта-Фе. Также он посещал философско-богословское отделение в столичном колледже Сан-Мигель, являлся мастером новициев и занимал пост профессора теологии.


В 33-летнем возрасте молодой человек был рукоположен в сан священника. В 1970-1971 гг. завершил третий этап духовного обучения в знаменитом университете Алькала-де-Энарес, расположенном в пригороде Мадрида, где учились многие выдающиеся личности – Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Мигель-де-Сервантес. В 1973 году Хорхе принял завершающий, четвертый обет – подчинение Папе, и вскоре получил звание провинциального настоятеля Аргентины.

По истечению срока полномочий на этой должности в 1980 году его утвердили ректором родного учебного заведения Святого Иосифа. Перед тем как приступить к новым обязанностям, в течение трех месяцев он изучал английский язык в Дублине, в иезуитском центре Миллтаунского института теологии и философии. Через 6 лет пребывания на должности он провел несколько месяцев во Франкфурте, обучаясь в магистратуре, Хорхе защитил докторскую научную работу и, по возвращению, занял очередной высокий пост – духовного директора архиепископии и исповедника в Кордове.


В 1992-м решением высшего богословского руководства он был признан вспомогательным епископом столицы. В том же году его посвятили в епископы, а через 5 лет назначили коадъютором кардинала, архиепископа Антонио Кваррачино, то есть преемником с правом автоматического обретения должности «по наследству».

В итоге после ухода из жизни Кваррачино в 1998 году Бергольо стал кардиналом и обрел звание кардинала-священника собора Сан-Роберто Беллармино. В новой должности он получил пять постов в административном органе Святого Престола и Ватикана – в Римской курии.

В 2001 году он лично выезжал в хоспис для умирающих от СПИДа бедняков. Он омыл и поцеловал ноги двенадцати страждущих, подчеркнув, что сам Христос не чурался прокаженных.

В 2005-2011 гг. он был главой Конференции епископов всей страны.

Папа Римский Франциск официально вступил на престол

В 2013-м на конклаве Бергольо избрали верховным суверенным понтификом, папой римским. По статусу он получил также титул Принца и Великого Магистра Суверенного военного Мальтийского ордена. В качестве папского имени он взял имя Франциска в честь католического святого, покровителя нищих.

В 2016 году в здании аэропорта Гаваны он встретился со святейшим патриархом Кириллом . По итогам встречи, прошедшей на столь высоком уровне впервые со времен Великой схизмы (церковного раскола) 1054 года, был подписан документ, призывающий к всехристианскому единству.

Личная жизнь папы Франциска

Глава католиков известен личной скромностью, простотой в общении, приверженностью социальной справедливости, доктринальным консерватизмом. Он всегда пользовался общественным транспортом, отказывался от подарков, а также придерживался традиционных церковных взглядов относительно священнического безбрачия, гомосексуализма, абортов, контрацепции, эвтаназии, рукоположения женщин в священники.

После избрания папой он предпочел поселиться не в роскошных папских покоях Апостольского дворца, а в гостевом доме. Выбрал серебро для изготовления папского перстня (вместо золота), носил облачения, лишенные дорогих украшений, питался в обычной столовой для священников.

Он является поклонником выдающегося литератора и философа Федора Достоевского и отечественных классиков – Хорхе Борхеса и Леопольдо Маречаля. Ежегодная рождественская речь Папы Римского (2017 год)

Понтифик по-прежнему старается провести свой день рождения в кругу людей, особенно нуждающихся в его заботе. Ранее он отмечал его в компании бездомных, а в 2017 году посетил больных детей в ватиканской больнице Santa Marta.

Выступая с балкона собора святого Петра с традиционным рождественским благословением, он призвал верующих молиться за мир и помогать мигрантам, вынужденным покинуть родину из-за вооруженных конфликтов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: