Образование имен существительных. Продуктивные способы образования имен существительных. Иммиграционный потенциал имен существительных

  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
  • Оборудование:

    • перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы, постановка целей

    Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

    Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.

    III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

    Дайте определение имени существительного.

    Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

    (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

    а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель ;

    б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник ;

    в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор ;

    г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег ;

    д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец .)

    Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

    (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

    Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

    IV. Повторение морфемного состава имён существительных

    Какие морфемы записаны на доске?

    На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

    (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

    Выберите суффиксы других частей речи.

    Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька .

    Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

    В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

    Какие слова записали?

    V. Орфографическая работа

    Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

    сокровищ:

    безветрие

    К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

    (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

    Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

    Как вы думаете, какое будет задание?

    Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

    (1 ученик за доской)

    Проверьте. Кто не согласен?

    Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

    Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

    Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

    Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

    Объясните написание окончаний.

    VI. Работа с перфокартами

    Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

    Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

    Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

    Приготовьте перфокарты, листочки.

    шёл к станции по дороге по аллее
    беседовал о профессии об отзыве о героизме
    рассказывал о берёзе о лекции о брошюре
    говорил о Марии о Наталье о Маше
    сидел на ели на постели на ёлке
    говорил Дарье Ксении Даше
    писал в тетради в тетрадке в альбоме
    материал по истории по географии по химии
    беседа о космосе медицине растении

    Сдайте работы.

    VII. Работа с текстом

    На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

    Прочитаем текст.

    Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето: . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .

    У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

    Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

    Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

    Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

    Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

    Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя ) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

    Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

    Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

    VIII. Подведение итогов

    Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

    Оценки за урок: Тетради сдать.

    IX. Домашнее задание

    Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).

    Лексический состав русского языка непрерывно обогащается на протяжении всей его истории. Одна из самых распространенных частей речи - существительное. Образуются новые слова в этой части речи при помощи четырех главных, самых продуктивных способов образования имен существительных. Самый действенный и простой из них - морфологический. Также существует морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический способ.

    Суффиксальный способ

    Вначале следует рассмотреть виды морфологического способа образования имен существительных в русском языке. Самый простой и продуктивный среди них - суффиксальный. При использовании такого способа к уже существующим именам существительным, глаголам или прилагательным, иногда только к их основам, прибавляют суффикс, в результате получается новое имя существительное.

    Чаще всего при таком способе образования используют (ученик, отличник), -щик (ямщик, каменщик), -ик (чаще всего при его помощи происходит образование формы существительных уменьшительно-ласкательного характера, например, столик), -ист (баянист, анархист), -тор (изолятор, фиксатор), -ость (используют при образовании например, трусость или храбрость), -ие (ье) (для имен существительных со значением места, например, полесье или заречье) и некоторые другие.

    Имена существительные женского рода, обозначающие род деятельности или другой признак, зачастую образуются напрямую от глагола или от существительного мужского рода. Часто для такого способа образования имен существительных используются суффиксы -ниц-а (правительница, работница), -чиц-а (щиц-а) (летчица, экскаваторщица), -иц-а (певица, владелица) и некоторые другие.

    Бессуффиксальный способ

    Является одним из самых непростых способов среди перечисленных. Именно с ним часто связаны трудные случаи образования форм имен существительных.

    На самом деле, если как следует освоить этот вид морфологического словообразования, то он не покажется вам таким уж и сложным. Чаще всего бессуфиксальным способом образуют так называемые Берется начальная форма глагола, которая также называется инфинитивом, после чего отсекается часть слова, например, от глагола "входить" с помощью отсечения частей слова -и- и -ть образовано отглагольное существительное вход. В русском языке можно встретить множество подобных слов, образованных при помощи этого способа.

    Немного реже можно встретить существительные, образованные от имен прилагательных, при помощи того же бессуфиксального способа и отсечения окончания слова. Например, существительное "даль" образовано от прилагательного далекий.

    Префиксальный способ

    Префиксальный (он же приставочный) способ образования имен существительных в русском языке является одним из самых простых и в то же время распространенных. При использовании этого способа к уже существующему существительному прибавляется приставка, которая меняет его значение, однако новое слово всегда принадлежит к той же части речи.

    Наиболее частые случаи применения такого способа: приставка обозначает противоположность чему-либо, новое слово часто становится антонимом к исходному слову (социальность - асоциальность, вменяемость - невменяемость, реклама - антиреклама, предел - беспредел). Префикс обозначает увеличение значения (человек - сверхчеловек, модель - супермодель, звук - ультразвук). Приставка указывает на положение ниже (заголовок - подзаголовок, президент - вице-президент). Префикс указывает на повторность действия (выбора - перевыборы, трансляция - ретрансляция).

    Префиксально-суффиксальный способ

    При префиксально-суффиксальном способе образования имен существительных к исходному слову одновременно прибавляют и приставку, и суффикс. Можно условно выделить две группы приставок и суффиксов, которые участвуют в таком способе словообразования.

    Первая группа. Префикс обозначает отсутствие чего-либо или обратную направленность, а суффикс означает расстояние или средство против чего-либо. Например: вера - безверие, работа - безработица, грипп - антигриппин.

    Вторая группа. И приставка, и суффикс имеют пространственное значение. Например: междуречье, побережье.

    Словосложение

    При использовании словосложения складываются две или более основ уже существующих слов и в результате получают новое. При помощи такого способа зачастую происходит образование сложных имен существительных.

    Вот основные случаи применения словосложения в русском языке:

    Соединяются две основы, именная и глагольная при помощи соединительное гласной о или е, редко используются суффиксы. Например: пылесос, краскотерка.

    Соединяются две основы существительных, используется соединительная гласная или дефис вместо нее. Например: юго-восток, машиностроение.

    Соединяются основы имени существительного и имени прилагательного при помощи соединительной гласной о. Например: чернозем, Кисловодск.

    Соединяются при использовании суффикса основы имени существительного и имени числительного. Например: пятиугольник, трехлетка.

    Соединяются основы имени существительного и местоимения при помощи суффикса. Например: самокритика, самоконтроль.

    Соединяются основа имени существительного и словообразовательные элементы международного использования. Например: агропромышленность, автоклуб, велотрек, киноклуб, зоотехник.

    Усечение

    Усечение вряд ли можно отнести к основным способам образования имен существительных, он используется не слишком часто и слова, образованные при помощи усечения, зачастую используются в разговорной речи.

    При использовании этого способа происходит усечение основы исходного слова, например: специалист - спец, заведующий - зав.

    Лексико-семантический способ

    Лексико-семантический способ относится к более сложным и менее распространенным в современном русском языке. При использовании такого способа переосмысляется лексическое и грамматическое значение уже существующего в языке существительного, без изменения его внешней формы. Часто такие слова являются омонимами уже существующих, полностью теряя все лексические связи с исходным словом.

    Например: бригадир (в значении военного чина) и бригадир (в значении руководителя бригады на производстве).

    Лексико-синтаксический способ

    При использовании лексико-семантического способа образования имен существительных новое слово возникает благодаря слиянию устоявшегося словосочетания. Например: кровопролитие, сумасшедший.

    В разговорной речи часто можно встретить существительные, которые образованы по такой схеме. Часто эти слова образованы на базе при использовании суффикса -к. Например: высотка, визитка. Также очень часто такой способ словообразования встречается в названиях продуктов (гречка, тушенка, сгущенка).

    Субстантивация

    Субстантивация также иногда называется морфолого-синтаксическим способом. В таких случаях слово без изменения его внешней формы. Чаще всего в разряд имен существительных переходят Например: учительская, булочная, знакомый.

    Иногда также можно встретить случаи субстантивации причастий. Например: пострадавший, курящий.

    Образование множественного числа имен существительных

    Помимо образования новых слов, в частности, имен существительных, трудности также может вызвать их изменение по формам, родам, падежам и числам. Чаще всего у носителей языка и людей изучающих его с нуля проблемы возникают именно с образованием имен существительных множественного числа.

    Наиболее базовые правила таковы: к существительным мужского рода прибавляют окончание -ы (и) во множественном числе, к существительным женского рода - окончание -ы или -и (в зависимости от окончания в единственном числе), к существительным среднего рода - окончания -а или -я, также в зависимости от окончания в единственном числе.

    Однако существует множество слов, которые не поддаются общепринятым правилам русского литературного языка при образовании формы множественного числа. Написание таких слов стоит проверять в словарях или других источниках. Наиболее распространенные случаи: директор (правильно - директора), слесарь (правильно и слесари и слесаря), крем (правильно - крема) и другие.

    Освоив все способы словообразования имен существительных, можно с легкостью создавать неологизмы русского языка в устной речи, также это поможет с грамматическим разбором предложения и изменением слова по падежам, родам и числам.

    В современном русском языке имена существительные образуются разными способами:

    • 1. лексико-семантическое словообразование;
    • 2. лексико-синтаксический способ;
    • 3. морфолого-синтаксический способ;
    • 4. морфологическое словообразование.

    Лексико-семантическое словообразование

    Значительное количество существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов. Так, слово приобретает новое смысловое значение, которое сосуществует с уже имеющимся значением - появляются слова-омонимы: бригадир , пионер , кулак , завод , мир , бабка . Например, бригадир (военный чин в русской армии XVIII в., средний между полковником и генерал-майором) и бригадир (руководитель производственной бригады), пионер (солдат сапёрной части инженерных войск в Англии, Германии и в Российском государстве до 30-х годов XIX в.), пионер (тот, кто одним из первых пришёл и поселился на новой неисследованной территории), пионер (тот, кто положил начало чему-нибудь новому в области науки или культуры) и пионер (член детской коммунистической организации).

    Лексико-синтаксический способ

    Образование слов из словосочетаний, объединённых в одно слово в процессе употребления в языке: времяпрепровождение (время препровождение), кровопролитие (крови пролитие), тяжелораненый (тяжело раненный), сумасшедший (с ума сшедший).

    При образовании слов из словосочетаний (прилагательное + существительное) на базе с помощью суффикса -к - образуется , определяемое имя опускается. Этот способ характерен для разговорной речи:

    • пятиэтажный дом
    • высотное здание
    • наличные деньги
    • зачётная книжка
    • духовой шкаф
    • визитная карточка
    • пятиэтажк а
    • высотк а
    • наличк а
    • зачётк а
    • духовк а
    • визитк а

    Лексико-синтаксический способ широко используется при наименовании различных круп: гречка , пшёнка , овсянка , а также других продуктов - тушёнка .

    Морфолого-синтаксический способ

    Достаточно продуктивным способом образования существительных является субстантивация - переход слов других частей речи в разряд имён существительных. Чаще всего происходит субстантивация прилагательных: булочная , прохожий , военный , штатский , рабочий , семейный , рядовой , пеший , конный , котельная , запятая , лесничий , операционная , столовая ; реже - субстантивация : заведующий , трудящиеся , пострадавшая .

    • прилагательные
    • приёмная комната
    • больной человек
    • слабительное средство
    • существительные
    • приёмная
    • больной
    • слабительное

    Морфологическое словообразование

    Наиболее продуктивный способ обогащения лексики современного русского языка - морфологическое словообразование. Основные виды образования слов: суффиксальный, суффиксально-префиксальный (аффиксация), безаффиксный способ и сложение основ.

    Аффиксация - образование нового слова путём присоединения к его основе словообразовательного элемента: суффикса, или суффикса и приставки одновременно.

    суффиксальный способ

    • зе мл -
    • земл яч -
    • земл яч -
    • -як -
    • -к -
    • -еств -
    • земляк
    • землячка
    • землячество

    префиксальный способ

    • путник
    • приятель
    • заголовок
    • не -
    • под -
    • спутник
    • неприятель
    • подзаголовок

    Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

    Способы словообразования существительных

    1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
    2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
    3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
    4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
    5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
    6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

    Суффиксальный способ словообразования

    Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

    1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
    2. Имена отвлечённые образуются:
      • от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
      • от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
      • Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

    Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов. Способы словообразования существительных Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.). Суффиксальный способ словообразования Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп: Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович. Имена отвлечённые образуются: от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б (а), -ти, -отн (я), -н (я), -овн (я). Примеры: любование, стрельба, родня; от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин (а), -изн (а), -от (а), -ет (а), -ств (о) (-еств (о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество; Имена собирательные образуются суффиксами -еств (о), -ств (о), -н (я), -ёжь, -в (а), -от (а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: