Религиозное паломничество. О паломничестве. Паломники - это кто такие

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия . Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме , на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

  • Однодневным.

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

  • Ближним.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

  • Дальним.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре . Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне - не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.
Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество - это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Православное паломничество — это некий вид туризма для верующих или нечто большее? Как не превратить поездку в экскурсию? И надо ли вообще ездить по святым местам, если Бог везде Один и Тот же? В этой статье вы найдете советы паломникам, а также интересные факты из истории возникновения паломничества.

Кто такой паломник?

Православное паломничество — это не «экскурсии для верующих», а посещение христианских святынь с целью молитвенного поклонения, покаяния и труда. Само слово «паломник» происходит от «пальма» («palma»). Но о какой пальме идет речь?

Следует обратиться к евангельскому рассказу о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Местные жители и люди с окраин города встречали Его как царя Иудейского и поэтому стелили Ему под ноги пальмовые ветки .

С распространением христианства все больше людей приходило в Иерусалим для молитвы и поклонения святыням. Особое значение для верующих имели семь дней перед Пасхой. В праздник Входа Господнего в Иерусалим приходили с пальмовыми ветками — в память о торжественной встрече Христа с жителями Иерусалима.

Со Святой Земли верующие очень часто привозили эти ветки. Поэтому христиан, побывавших в Иерусалиме, и стали называть паломниками.

Но само поклонение святым местам как особое явление жизни верующего возникло еще задолго до христианства. Более того: то, что мы называем паломничеством, совершали и совершают представители разных религий. Зато наибольшего развития такие путешествия достигли в эпоху христианства. Но обо всем по порядку.

От иудейских традиций до православного паломничества

Согласно ветхозаветной истории, благочестивые иудеи направлялись для молитвы и жертвоприношений к Скинии с Ковчегом Завета. Позже ее заменил Иерусалимский храм.

На Пасху у иудеев было принято посещать Иерусалим. Это мы видим на примере Девы Марии и Иосифа Обручника, которые вместе с 12-летним Иисусом отправились в «паломничество».

На поклонение святыням отправляются и представители иных религий. Например, важной частью жизни мусульман считается хадж — посещение Мекки и Медины. Свои аналоги есть у индусов, буддистов, синтоистов.

Паломничество на Святую Землю

Наибольшего расцвета достигло христианское и, соответственно, православное паломничество. Первым маршрутом стала именно Святая Земля, напрямую связанная с жизнью Христа.

На Страстной неделе множество паломников из разных стран проходили Крестный путь Спасителя . Он тянется от места, где Пилат приговорил Иисуса к смерти, до распятия на Голгофе и погребения.

Над гробом Спасителя была выстроена мраморная часовня, так называемая кувуклия. Именно в этой кувуклии и молится греческий патриарх в Великую субботу. По его молитвам и ожиданиям многих собравшихся верующих снисходит огонь с неба, именуемый Благодатным. Чудо схождения Благодатного огня — еще одна причина паломничеств в Иерусалим.

Точно не известно, когда впервые была явлена такая благодать, но первые описания чуда схождения огня с неба относятся к ІХ веку. Даже в наше время множество паломников независимо от вероисповедания накануне православной Пасхи направляется в Иерусалим, к Храму гроба Господня.

Но вернемся к истории. Среди популярных направлений православного паломничества были Константинополь и Афон, у католиков — Рим, Лорето, Путь святого Иакова.

Паломничества на землях Руси

На Руси после принятия христианства также распространилась практика поклонения святыням. Но побывать на Святой Земле мог себе позволить далеко не каждый. Для этого требовалось длительное время и немалые деньги.

Через несколько веков популярными станут внутренние паломничества. Наши прапрабабушки ничего и не знали о паломнических поездках: они ходили пешком.

Чтобы помолиться и поклониться святыням, верующие приходили в Киево-Печерскую лавру (в пещерах сегодня находятся мощи свыше 120 святых), Почаев (к стопе Богородицы и мощам преподобного Иова), в Троице-Сергиев монастырь (место духовных подвигов Сергия Радонежского). Со временем добавляется Дивеево (здесь находятся мощи Серафима Саровского). Также принято было посещать и менее известные монастыри и храмы (их список сегодня выглядит внушительно).

Даже в светской литературе XIX века можно найти свидетельства о том, как в Великий пост верующие отправлялись в Киев или Почаев, чтобы поклониться святым мощам, помолиться Господу и Богородице, исповедоваться, причаститься и с молитвой возвращаться назад.

Почему православные паломничества — это не религиозный туризм?

Некоторые люди считают, что поездки по святым местам — это время культурно-религиозного времяпровождения. Якобы светские люди в отпуск едут на море или в горы, а христиане — в паломничества. Там они знакомятся с выдающимися святынями, памятками архитектуры, от экскурсоводов узнают много нового… Но это не что иное, как религиозный туризм.

А паломник — это не такой себе счастливый путешественник с фотоаппаратом в руках и рюкзаком за спиной.

О пользе пеших паломничеств

Православное паломничество — это молитва и духовный труд. Конечно, современные условия разбаловали верующих. Тебе больше не надо десятилетиями добираться на Святую Землю или 40 дней Великого поста посвятить тому, чтобы пешком дойти в Киев или Почаев, Троице-Сергиевую лавру или Дивеево.

Когда ты не одну неделю пешком идешь с конкретной целью — попросить Бога о прощении и поклониться святыням, то особо надеешься на помощь Господа. Чувствуешь, насколько Бог тебе нужен, как Он хранит тебя. А Господь, соответственно, через людей посылает тебе пищу и кров.

Когда люди отправлялись на поклонение святыням пешком и без посторонних, у них было достаточно времени, чтобы один на один остаться с Богом.

Побег от суеты

Сегодня поменялись условия, пешие паломничества практически вытеснили паломнические поездки, но в идеале сохранился главный акцент: молитвенный настрой и духовный труд.

Вы едете не для того, чтобы сфотографировать достопримечательности и послушать гида. Вы едете, чтобы отвлечься от мирской суеты, поразмышлять о главном, поблагодарить Господа и попросить Его о чем-то важном, как часто говорят люди, почерпнуть благодати. Для этого тратите свое время, частично отказываетесь от общения с близкими, не жалеете денег на оплату паломнической поездки.

Кто-то спросит: а разве нужно собираться в дорогу, если причаститься можно и на месте, да и молитву нашу Бог услышит в любом уголке мира — будь то в Иерусалиме или в Заполярье?..

Да, Бог везде Один и Тот же, Евхаристия ничем не отличается в любом православном храме. Но отличается наше состояние. Благодаря православному паломничеству у нас есть возможность хоть на короткое время убежать от суеты и сосредоточиться на молитве. Более того, важную роль играет круг общения. Как часто любят твердить современные психологи, мы на 90% состоим из нашего окружения.

Так вот, паломнические поездки — прекрасный шанс расширить круг христианского общения. Бывалые паломники указывают и на то, что важную роль играет состав группы. Если собрались действительно верующие люди, то даже за короткое время вы сполна прочувствуете смысл христианской жизни — атмосферу любви, духовной радости, внимательности, доброжелательности, молитвы и Евхаристии.

  1. Подготовьтесь к поездке. Соберите действительно нужные вам вещи, побольше узнайте о тех святынях, к которым собираетесь. Делайте все это с молитвенным настроем.
  2. Если есть возможность, поисповедуйтесь и причаститесь перед паломнической поездкой. По возможности и желанию возьмите благословение у духовника, обсудите с ним волнующие вас вопросы.
  3. Наперед напишите записки, чтобы во время посещения храмов и монастырей использовать время для молитвы и богослужений, а не шатания у свечного ящика.
  4. Оставьте мирское бремя. Не берите его с собой в автобус, на поезд или в самолет. Это как раз то, что в первую очередь отвлекает вас от молитвы.
  5. Отключите телефон. Самые родные и так знают, где вы. Не думайте о том, какие проблемы вас ждут дома, что скажет начальник и вообще как честному христианину выжить в этом греховном мире.
  6. Если вы едете с друзьями, то постарайтесь на растратить драгоценное время на пустые разговоры или еще хуже — осуждения. Старайтесь сохранять сердечную чистоту.
  7. Обычно в автобусе паломники вместе молятся, поют псалмы или просматривают полезные видео о посещаемых святынях. Настройтесь на полезное времяпровождение.
  8. Сосредоточьтесь на цели конкретно вашей паломнической поездки.
  9. Во время посещения храмов и монастырей уделите внимание богослужениям и Таинствам. В длительных паломничествах верующих благословляют часто причащаться. Постарайтесь использовать этот момент, а не постоянно отвлекаться на свечки, записки, листовки.
  10. Полученную благодать постарайтесь подольше сохранять в своем сердце. Ваша жизнь после посещения святых мест должна меняться, чтобы не получилось так: в монастыре вы вели себя праведно и благочестиво, а дома вернулись ко всем прежним грехам.
  11. Изменяйте в первую очередь себя, а не родных, других участников паломнической поездки. Ваши поступки будут в сто раз красноречивее, чем слова.
  12. Не превращайте православное паломничество в религиозный туризм. Да, нам далеко до наших предков, преодолевавших сотни километров ради поклонения святыням. Но мы способны вложить в нашу поездку хоть несколько лепт духовного подвига и молитвы.

Об истории и важности паломничества рассказывается и в этом видео:

Современное паломничество П ервоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова "паломничество" и "паломник". Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни.

Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти. С начала 90-х годов традиции паломничества начинают активно возрождаться. Многие православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам, начинают создаваться православные паломнические службы. В течение последнего десятилетия этот процесс развивался и принимал все более организованные и разносторонние формы.

Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом? Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим не исчерпывается.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомится с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной. Кроме того, часть вырученных от паломничеств средств поступает на восстановление храмов, при которых действуют некоторые паломнические службы.

Более подробную информацию о современном паломничестве вы найдете в материалах этого бюллетеня.

Паломническая поездка - что это такое?

О дной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX в. академик А.Н.Пыпин в своей "Истории русской литературы", "странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями". "Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Предпринятые в советский период попытки объединить народы бывшей Российской империи на основе ложной и безнравственной коммунистической идеи закончились распадом государства. Сегодня, после почти десяти лет "реформ", вылившихся в развал российской экономики и кризис всех сторон жизни общества, постепенно приходит понимание, - увы, не сразу и не ко всем, - что возрождение России - это прежде всего восстановление ее духовно-нравственных основ. Вновь возникла необходимость, восстанавливая "связь времен", увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся. Вот почему сегодня такое важное значение приобретают паломнические поездки.

Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклонится подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и - шире - приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.

Паломническая служба "Согласие" пытается внести свою посильную лепту в общее дело организации подобного рода поездок. Как же они проходят? Каковы методологические подходы к их проведению? Мы выскажем свои соображения, используя в качестве примера конкретную паломническую поездку - в город Ростов Великий.

Ростов - один из древнейших центров российской государственности, сокровищница духовной и материальной культуры России. Путь из Москвы в Ростов и обратно, укладывающийся в хронологические рамки однодневной поездки, проходит через Переславль-Залесский, сыгравший ключевую роль в становлении Московского государства, и в непосредственной близости от Троице-Сергиевой лавры - одного из духовных центров православного мира. Вот почему поездка по этому маршруту приобретает для паломников особое значение.

Время, проведенное в автобусе, необходимо для подготовки к встрече со святыней. Поэтому уже в самом начале пути делается "посыл" на конечную цель - г. Ростов. Необходимо кратко рассказать и об истории тех мест, которые мы проезжаем по пути.

Уже в XV веке эта дорога стала местом массового паломничества. Люди шли поклониться духовному вождю, "игумену земли Русской", преп. Сергию Радонежскому. В числе тысяч и тысяч паломников отправлялись по Троицко-Переславской дороге и русские государи. Они останавливались в путевых дворцах. Сегодня сооруженные при них храмы и названия местностей (села Алексеевское, Тайнинское, Воздвиженское) постоянно напоминают, что мы являемся продолжателями старой благочестивой традиции.

Рассказ о преп. Сергии Радонежском (мы проезжаем видимый с дороги Радонеж и не видимую, но волнующую своей близостью Сергиеву лавру), родиной которого является Ростов Великий, необходимо вести в широком историческом контексте.

XIV век - это возвышение Москвы и начало собирания вокруг нее русских земель, - процесс, в котором особую роль сыграли монастыри. Задача экскурсовода на этом отрезке пути - кратко, но ярко и убедительно, избегая лекционности (что является грубой ошибкой, увы, многих), раскрыть роль преп. Сергия в созидательных процессах объединения русских земель вокруг Москвы и значение этого великого подвижника для русской духовной культуры.

Въехав на территорию Ярославской области, нужно подготовить паломников к встрече с лежащим на пути г. Переславлем-Залесским, при этом не забывая о конечной цели путешествия - Ростове Великом. Способов здесь предостаточно, ведь Переславль тысячами "духовных нитей" связан с Ростовом.

Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, выстроенный Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким, является древнейшим сохранившимся храмом Северо-Восточной Руси. В этом храме молились свв. Андрей Боголюбский и Дмитрий Донской, здесь венчался св. Александр Невский, в своей мудрой политике неизменно опиравшийся на ростовских князей. Здесь же совершалась хиротония преп. Сергия Радонежского, сподвижник которого, преп. Дмитрий Прилуцкий, стал основателем Переславского Никольского монастыря.

Вне всяких сомнений преп. Сергий хорошо знал ростовского епископа Иакова - основателя монашеской обители, которая получила его имя и к XIX веку снискала себе славу "лавры Ростовской епархии".

Оставшийся путь посвящен истории Ростовской земли и ее духовного центра - Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Именно в эту великую и славную обитель мы и направляемся при въезде в город. Здесь уместно рассказать паломникам о роли монастырей в становлении как государства, так и национальной культуры.

Нет такой сферы деятельности, на развитие которой монастырь не оказал бы прямого и сильного влияния. Письменность и литература, причем не только богословская или богослужебная, но делового, исторического, поэтического жанров; образование; монументальное искусство (архитектура, живопись, скульптура) и малые формы (книжное, орнаментальное, декоративно-прикладное); вообще высшие уровни развития ремесел - все это на раннем этапе средневековья концентрировалось почти исключительно внутри и вне монастыря.

Знания, накопленные предшествующей цивилизацией, как и первые ростки наук нового времени (естественных и точных), часто защищались толстыми стенами монастырей. Наиболее сложные, совершенные технологии, в том числе и агрокультурные; рациональные системы ведения хозяйства; зачатки современных финансовых, банковских, торговых операций; зародыши мануфактурных производств - все это обнаруживается в монастыре, достигая порой высокой степени разработанности.

Если для Киевского государства монастырь являлся одним из ряда важных элементов общественной и государственной структуры, то в развитии Московской земли его место просто исключительно. Именно монастыри стали теми очагами, где созидалась духовная культура, ставшая основой, стержнем будущей великой державы.

Вместе с тем, каждый строящийся монастырь осмысливался еще и как своеобразная "проекция" Небесного Града, Горнего Иерусалима на землю. Насельники монастыря воспринимали при построении "ангельский образ". Монашеская обитель являлась моделью идеального мироустройства, идеального общежития. Со временем она превращалась в центр духовно-нравственного окормления живущей поблизости, а иногда и всероссийской паствы.

Монастырь - место, где ощутимо дыхание вечности, где отходят на второй план наши земные, суетные заботы. Здесь, молитвенно предстоя великим святым земли русской, мы имеем возможность испросить у Господа помощи в нашем духовном выздоровлении и благих начинаниях на пользу ближним...

Поклонившись свят. Иакову (его мощи под спудом), преп. Авраамию и свят. Димитрию Ростовским (их мощи почивают открыто), мы знакомимся с самим монастырем и его современной жизнью. А затем, испив целебной воды из источника свят. Иакова (в центре монастыря), отправляемся в Ростовский кремль. Здесь паломники имеют возможность ознакомиться с различными музейными экспозициями в соответствии с личными предпочтениями.

Большую роль в истории русской духовной и материальной культуры сыграл Богоявленский Авраамиев монастырь, также как и Спасо-Ярославский, живописно расположенный на берегу озера Неро. Посещение этого монастыря входит в обязательную программу пребывания в Ростове. Отсюда мы отправляемся домой. Помня о том, что паломническая поездка - это всегда работа души, обратный путь мы также стремимся провести с пользой. Это ответы на вопросы, информация о предполагаемых поездках, а также чтение акафистов, слушание духовной музыки, и многое другое.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех эти паломничества становятся важным благотворным фактором в жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и Российского государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее русского народа. И в этом великое значение паломничества.

Ю.В.Крестников

П аломническая служба "Монастыри России" работает при московском храме Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. По субботам, воскресеньям, двунадесятым и местным церковным праздникам мы совершаем паломничества в древние обители и города для ознакомления с их историей и святынями, посещаем храмы, где не прерывалась молитва, и храмы, которые только начинают возрождаться.

Нами разработано более 200 маршрутов, включая православные святыни Москвы. Только по московским храмам и монастырям наши паломники совершают в течение года более 60 пешеходных путешествий.

Мы наладили работу с предприятиями и учреждениями, организуем для них поездки по святым местам, составляем специальные маршруты с посещением святынь и музеев Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Валаама и других мест.

Общеобразовательные школы заказывают нам поездки по историческим местам России - в Бородино, Звенигород, Троице-Сергиеву Лавру и другие места. Наши сопровождающие, рассказывая об истории нашей Родины, знакомят с жизнью святых и историей икон и монастырей, показывают неразрывную связь истории России и истории Православной Церкви. В поездках мы стараемся создать теплую атмосферу для ребят, покормить их в монастыре, напоить чаем.

Наша служба также содействует организации самостоятельных паломничеств для иногородних монастырей и приходов, и принимает паломнические группы из других епархий.

Для того, чтобы помочь паломникам выбрать маршрут и подготовиться к поездке, мы выпускаем специальную "Библиотечку паломника", в которой печатаются редкие материалы о православных святынях России: малоизвестных или новых обителях, храмах, чудотворных иконах и святых источниках. Материалы выпускаются в двух вариантах: для прихожан и постоянных паломников с включением соответствующих тропарей и молитв, и для невоцерковленных людей - без тропарей и молитв.

Планируя и совершая паломнические поездки, мы стараемся учитывать запросы наших паломников и разрабатывать планы поездок в зависимости от состава паломнических групп и степени их воцерковленности.

Для людей церковных наши поездки начинаются с соборной молитвы по разработанному службой молитвенному правилу для паломников. Дополнительно к очередной поездке готовится информационный листок с тропарями и молитвами праздникам и святым, которым она посвящена. Такая совместная молитва создает ту необходимую духовную атмосферу, без которой трудно представить паломничество. Далее идет рассказ сопровождающего по теме поездки - о житии святого или празднике, истории обретения святыни или истории образования монастыря. По прибытии в святое место наши паломники принимают участие в богослужении с исповедью и причастием для желающих. После службы насельники обителей или служащие храмов проводят экскурсию, паломники общаются со священнослужителями, посещают святые источники. На обратном пути читаются акафисты святым, у мощей которых мы молились, или чудотворным иконам, на праздновании которых мы присутствовали.

Во время многодневных паломнических поездок для наших паломников предусматривается трапеза при монастырях и храмах, а проживание - в монастырских гостиницах или, если таковых нет, в местных гостиницах.

В поездке с невоцерковленными паломниками наш сопровождающий читает краткое правило для путешествующих с объяснением содержания молитв, рассказывает о святых и истории монастырей и храмов, дает необходимую краеведческую информацию о посещаемых местах, в доступной форме рассказывает о жизни подвижников, об истории Православной Церкви, и отвечает на разнообразные вопросы. Проживание для этих групп организуется в городских гостиницах, а питание - в кафе.

Одной из основных целей наших паломничеств является оказание посильной помощи обителям и храмам. Наши сопровождающие проводят с паломниками в этом отношении определенную разъяснительную работу, показывая, насколько важно и спасительно для богомольцев не просто посещать святые места, но и помогать им возрождаться. Перед поездками мы рассказываем нашим паломникам о том, в чем нуждаются монастыри и храмы, собираем продукты, вещи, книги и все необходимое для пожертвования монастырям, детским приютам и богадельням. Мы также обращаемся к православным читателям через газету "Православная Москва" с просьбами об оказании помощи этим учреждениям.

Главный смысл своей работы видим в приобщении прихожан нашего храма и верующих к паломничеству по святым местам православной России, а также в содействии восстановлению храма Троицы на Грязех у Покровских ворот и ознакомлению православных Москвы и иногородних паломников с его святынями.

Опыт работы православной паломнической службы "Русский Путешественник"

П аломническая служба "Русский Путешественник" зародилась осенью 1996 года при возникновении православной общины храма во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в посёлке Опалиха Красногорского района Московской области. Вначале целью паломнической службы являлось удовлетворение потребностей членов общины в посещении святых мест и поклонении православным святыням. Первой поездкой было посещение памятных мест в Москве, связанных с земной жизнью св.прмц. Вел.Кн. Елисаветы.

Постепенно количество поездок увеличивалось, и услугами паломнической службы стали пользоваться верующие Красногорского благочиния и города Москвы. Сейчас в среднем за год проводится около 25 поездок. "Русский Путешественник" также регулярно организует 1-2 дневные поездки для детей приходских воскресных школ и детских хоров, и коллективные выезды верующих на большие праздничные службы.

Паломническая служба "Русский Путешественник" не является коммерческой структурой, и её деятельность не ориентирована на получение положительного экономического результата. Вся работа паломнической службы осуществляется под духовным окормлением благочинного церквей Красногорского округа Московской епархии протоирея Константина Островского.

Во-первых, мы исходим из того, что наши поездки паломнические, т.е. основное внимание уделяется молитве. Практически все поездки рассчитываются так, чтобы паломники имели возможность участвовать в Литургии, молебнах, чтении акафистов, посещать православные святыни и молиться перед ними. В связи с этим наши поездки начинаются, как правило, в пятницу вечером, ночь проходит в автобусе в дороге, а в субботнее утро группа прибывает в монастырь или в храм к началу Литургии. После Литургии паломники знакомятся с посещаемым монастырем. Обычно мы обращаемся к настоятелю с просьбой благословить кого-нибудь из братии после службы провести с паломниками беседу, познакомить с историей монастыря, рассказать о его святынях и показать их.

Если поездка однодневная, то в субботу поздно вечером группа возвращается в Москву. Дополнительным плюсом этой схемы является то, что в воскресенье, следующее за поездкой, верующие имеют возможность посетить свой храм и там участвовать в службе, а после службы могут отдохнуть перед новой рабочей неделей. Следуя такой организации поездок, можно посещать святые места, находящиеся на расстоянии до 300 - 400 км от Москвы. При посещении святых мест, находящихся далее 400 км от Москвы, поездки занимают 2-3 дня. В этом случае группа возвращается в Москву в воскресенье вечером или в понедельник утром.

Очень важен вопрос подготовки маршрута. После того, как принимается решение о подготовке поездки в какое-то новое место, причём часто место паломничества подсказывают сами паломники, начинается подготовительный этап. Уточняется адрес и подъездные пути, затем ответственный представитель службы паломничества выезжает самостоятельно на личном автотранспорте. Проверяется маршрут следования, состояние дорог, места для возможных санитарных остановок, делается приблизительный расчет времени, затрачиваемого на дорогу. На месте, обычно это бывают монастыри, мы представляемся как паломническая служба и берем благословение на приезд паломников, уточняем возможность организации питания и ночлега. По возможности знакомимся с лицами, отвечающими за приём паломников, и уточняем возможность оперативной связи по телефону. Необходимо также уточнить, к каким святыням будет открыт доступ, расписание богослужений, принятый размер пожертвований при подаче поминальных записок и при заказных молебнах.

Во время паломнического путешествия в автобусе совместно читаются общие молитвы в дорогу, вечернее и утреннее правило, акафисты святым. При аренде автобуса оговаривается благопристойное поведение водителей автобуса: отсутствие или ограниченное курение, отсутствие громкой светской музыки, абсолютно неприемлемы нецензурные выражения.

Следующим важным фактором при организации и проведении паломнической поездки является забота о паломниках. Люди, которые берутся за паломническую деятельность, должны любить своих паломников. Наш внутренний девиз: "Путешествуя вместе, груз дорожных забот мы берем на себя". Большое значение придаётся организации быта во время путешествия и, в частности, организации горячего питания. При подготовке поездки, с монастырями достигается договорённость об организации трапез для паломников. В автобусе во время движения или на кратких остановках паломники обеспечиваются горячим чаем и горячей трапезой из 2-3 блюд. Так как многие паломники соблюдают пост, готовясь к причастию, пища в дорогу берется постная. Очень важно то, что за совместной трапезой, начинающейся и заканчивающейся общей молитвой, паломники, до этого не знакомые друг с другом, сближаются и образуют на время паломничества свою православную общину. Часто паломники продолжают дружить и после поездки. В настоящее время при организации поездок до 75% от всей группы составляют люди, уже совершавшие с нами паломнические путешествия.

Для успешного проведения паломнической поездки важна подготовка руководителя группы. Прежде всего, как уже говорилось, он должен относиться к паломникам с любовью и тактом, стремиться окружить членов группы заботой и вниманием. В то же время руководителю группы необходимо иметь твердость, умение поддерживать дисциплину и находить компромиссные решения при возникновении конфликтных ситуаций. Руководитель группы должен четко представлять себе, что его задача в паломничестве не личная молитва и участие в богослужениях, а забота о группе. Руководитель должен "идти на шаг впереди группы". Например, если получено благословение накормить паломников после литургии в монастырской трапезной, а затем провести экскурсию по монастырю под руководством члена монастырской общины, то до конца службы руководителю следует лично посетить трапезную, встретиться со старшим, ещё раз уточнить количество паломников и место, где будут накрыты столы. После окончания службы, руководитель группы должен организованно провести паломников на трапезу. К концу трапезы руководитель группы должен лично уточнить, кто будет проводить экскурсию, где и когда должна произойти с ним встреча. И так дальше по программе путешествия. Четкая работа руководителя группы позволяет обеспечить выполнение "плотной" программы путешествия без ущемления потребностей паломников в молитве перед православными святынями.

Посещая восстанавливающиеся действующие монастыри и приходские храмы, мы стараемся вместе с паломниками оказывать им посильную материальную помощь. Во время предварительной записи рассказываем людям, которые собираются в паломничество, о нуждах тех монастырей, куда мы едем. В результате многие паломники берут с собой и жертвуют монастырским общинам продукты, одежду, хозяйственную утварь. Отправляясь с нами повторно, паломники берут с собой пожертвования от православных общин, членами которых они состоят. Часто группа паломников делится своей общей трапезой, приготовленной в дорогу, с теми, кто просит подаяния у храмов.

Важной стороной паломнических поездок является их миссионерское действие. В нашей практике случается, что верующие берут с собой в паломничество невоцерковлённых родственников или знакомых. Посещение святых мест, поклонение православным святыням помогают людям, до этого не веровавшим в Бога, находить свою дорогу в храм. Некоторые верующие, особенно те, которые живут в Москве и в суете большого города не могут найти себе духовника, обретают духовных наставников в тех монастырях, где они были в паломничестве, где исповедывались и причащались. Многие люди рассказывают нам, что после коллективной паломнической поездки они посещают эти святые места уже самостоятельно.

Наши планы на будущее связаны, в частности, с разработкой новых маршрутов. Земля наша богата святынями. О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли. Если вы знаете о таких местах, подскажите нам, может быть это даст толчок к организации нового паломнического маршрута, и к святыням, которые стали дороги вам, приобщатся другие верующие.

Баранов Е.Н.
Директор службы
"Русский Путешественник"

Виртуальное паломничество

К онечно, ничто не заменит реального посещения святых мест, однако не всегда есть возможность совершить такое паломничество - особенно в далекие от дома места. Интенсивный ритм жизни, жесткая привязанность к служебным и семейным обязанностям, постоянная занятость не позволяют совершать долгие путешествия. Еще одним препятствием к паломничествам оказываются финансовые проблемы - путешествия сейчас стоят дорого, а зарплаты у многих низкие. Впрочем, даже людям обеспеченным и/или располагающим достаточным временем все равно невозможно побывать во всех местах, связанных с известными православными святынями.

Но узнать больше о таких местах стремится, наверное, любой православный человек. Помочь в этом может так называемое виртуальное паломничество. Слово "виртуальный" в данном случае означает "не реальный, но близкий к реальному по сути и результату". Широкое распространение этот термин получил в последние годы с развитием компьютерных технологий, где он применяется при моделировании реальных объектов и процессов.

Хотя применительно к паломничествам термин "виртуальный" стал употребляться совсем недавно, сам способ знакомства со святынями через их описание имеет давнюю историю. Еще в XII веке игумен Даниил написал на основе впечатлений своего путешествия в Святую землю знаменитую книгу "Паломник", содержащую описания увиденного им от Царьграда до Иерусалима. Эта книга пользовалась огромной популярностью среди благочестивых русских людей на протяжении нескольких столетий. Она и множество более поздних описаний паломнических путешествий помогали православным верующим узнать о святых местах, мысленно перенестись туда и духовно соприкоснуться со святынями.

Развитием традиции "книжного" паломничества явилось появление в 1885 г. журнала "Русский паломник", который в конце XIX и начале XX века читали во всех уголках России. Примечательно, что в журнале с таким названием помимо описаний и фотографий святых мест публиковался широкий спектр материалов духовной направленности. Это свидетельствует о расширенном понимании слова "паломничество" - как пути духовного просвещения и возрастания в вере.

Интересно, что издание журнала "Русский паломник", прерванное с приходом к власти большевиков, было возобновлено в начале 90-х годов Валаамским обществом Америки. Одной из главных целей журнала, как и прежде, стало знакомство с русскими монастырями и другими святынями людей, не имеющих возможности там побывать. "Немногим из нас Господь посылает возможность паломничать по Св. Руси, - говорится в одном из номеров журнала, - ... Через "Паломник" и сидя дома можно как бы паломничать и в домашней келье своей возносить молитвы за возрождающиеся обители". Та же мысль высказывается в письме читателя журнала:

"К сожалению, я не имею возможности посетить Святые места, да и вряд ли когда-нибудь буду иметь. Но у меня есть свой способ паломничества. Уже много лет я собираю газетные и журнальные вырезки с фотографиями и описаниями Святых мест, изображениями икон. С их помощью я "побывал" в Палестине и на Афоне, в Египте и на Синае, в Киево-Печерской лавре и Оптиной пустыни и во многих других местах. А недавно, с помощью "Русского паломника", я побывал в Калифорнии, на том месте, где отец Серафим Роуз с товарищами основал монастырь. Спасибо журналу за это".

Подобную возможность паломничества предоставляют также телепередачи и видеофильмы. В церковных лавках сейчас можно найти множество видеокассет с фильмами о православных святынях. В последние годы появились и CD-ROM, позволяющие побывать, например, в православных монастырях. Загрузив такой диск на своем компьютере, можно не только прочитать об истории монастыря и посмотреть его фотографии, но и пройти с экскурсоводом по монастырской территории, зайти в храмы, поприсутствовать на богослужении - все это, разумеется, в виртуальном пространстве.

Новые возможности виртуального паломничества открылись с появлением сети Интернет. Собственно, именно применительно к Интернет стал употребляться термин "виртуально паломничество". Здесь вы действительно совершаете виртуальное путешествие, отыскивая нужный сайт среди множества других, заходя на него, перемещаясь по его страницам, а затем переходя на следующий сайт.

Где же могут пролегать маршруты таких путешествий? Как и в истории реальных паломничеств, начать, наверное, стоит с посещения Святой земли. Для этого можно отправиться на сайт http://kcm.co.kr/HolyLand/index_e.html . Тексты сайта доступны только на английском языке, но основное его содержание составляют фотографии библейских мест. Выбрав на главной странице интересующее вас место, вы попадаете в раздел с несколькими его фотографиями и кратким описанием. Каждую из фотографий можно посмотреть отдельно в увеличенном формате.

Кроме Святой земли, традиционным местом паломничеств православных русских людей был Афон. Существует красивый сайт, посвященный этому месту. Зайдя на него, вы находите карту Афонского полуострова с обозначениями монастырей. Выбрав нужный монастырь из списка гиперссылок, вы можете загрузить множество его фотографий. На сайте присутствуют также статьи об истории и географии Афона, монашеской жизни, и другие интересные материалы. Есть и русскоязычный сайт, посвященный Афону . Пока на нем представлена информация только по трем монастырям, зато текстовая часть достаточно подробна.

Следующий виртуальный маршрут может проходить через русские монастыри. Увлекательное виртуальное паломничество можно совершить на Валаам. При заходе на сайт Валаамского монастыря вам предлагается загрузить карту о. Валаам. Карта очень удобная, снабжена легендой с расшифровкой всех условных обозначений, схемой маршрутов и указателем расстояний от главной монастырской усадьбы до каждого скита. Обозначения монастыря и скитов выполнены в виде гиперссылок. Щелкая мышкой на нужном ските, вы попадаете в посвященный ему раздел. Здесь вас ожидают несколько масштабируемых фотографий скита и рассказ о его истории. На сайте можно также познакомиться с летописью Валаамской обители и ее наиболее почитаемыми иконами.

Желаем счастливого виртуального пути! Надеемся, что виртуальное паломничество не только поможет вам больше узнать о церковных святынях, но и послужит дополнительным стимулом посетить хотя бы некоторые из них, совершив паломничество реальное.

Православные паломнические службы

Организация Контактные координаты Предлагаемые виды паломничеств
Паломническая служба общества "Радонеж" 246-45-17, 423-54-33 Святыни Москвы, однодневные поездки, двухдневные путешествия, многодневные путешествия, путешествия за рубеж
Сектор православного паломничества Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Тел.: 952-26-84. Факс: 230-26-19. Телефакс: 954-06-60. Паломнические визиты во Святую Землю и к православным святыням Италии (Рим, Венеция, Флоренция, Бари
Паломническая служба "Монастыри России" 335-35-80 (с 8.00 до 22.00) Паломничество по Москве (храмы, монастыри, чудотворные иконы), святыни средней полосы России,
С.-Петербург.
Православное религиозное объединение "На пути к храму" 203-04-12 (среда, с 17.00 до 19.00), 134-48-66 Святыни средней полосы России,
С.-Петербург
Паломническая служба "Согласие" при журнале "Фома" 935-34-69, 712-07-66, 486-97-93 Одно- и двух-трех дневные поездки.
Святыни средней полосы России,
С.-Петербург, монастыри Мордовии, Чернигов-Киев-Почаевская Лавра, в летний период Соловки и Валаам
Храм Введения в Барашах 164-79-69 (с 10.00 до 19.00) Однодневные поездки по монастырям Подмосковья, Дивеево, Псково-Печерский монастырь, С.-Петербург, Валаам.
Православная паломническая служба "Благовест" 339-27-06
Православная паломническая служба "Русский путешественник" 564-98-32 Святыни средней полосы России

Паломничество (религия)

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру . Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс .

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира .

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Примечания

7. [Паломническая служба "Ковчег"]

8. [Паломническая служба "Монастыри России"]

См. также

  • Места паломничества

Ссылки

  • Шейнман М. М. Паломничество .
  • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество // Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX–X вв.

Что такое "паломничество"?

Понятие "паломник" происходит от слова "пальмовник", что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки.

Из истории паломничества:

В средние века на Западе пунктом отправления паломников служила Венеция. Паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

В России паломничества в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. К XII в. страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных богослужителей.

С половины XV в. в российском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных.

Хождения в Святую Землю возобновляются лишь во второй половине XVI в. Но чаще это, так сказать, «официальные паломничества», совершаемые людьми, которых посылало московское правительство на Восток с поручениями и милостыней. А с XVIII в. начинает преобладать новое, более сознательное и критическое отношение к Востоку.

Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины II (вторая половина XVIII в.) мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. Однако в XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль, конечно же, в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.

Куда отправляются паломники?

Св ятыни Вселенского Православия – это прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать как место традиционного отдыха современных россиян, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III–IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.

Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.

В Италии для православных паломников два самых важных города – это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.

Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе – терновый венец Спасителя.

В нашем Богом спасаемом Отечестве паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм паломничества. Например, многодневные крестные ходы к определённой святыне или от одной святыни к другой. Многие паломники приезжают в Москву и Санкт-Петербург. В Екатеринбурге возобновились крестные ходы к Царским мученикам. Практически в каждой епархии есть святыни, к которым направляются православные люди, проживающие в соседних городах и селениях. Огромную роль играют созданные более чем в 50 епархиях паломнические службы, которые организуют эту работу, направляют людей, благословляют, принимают, окормляют их в храмах, монастырях и приходах. К чудотворным иконамСпасителя и Божией Матери, к святым источникам, честным мощам Божьих праведников отправляются и поклоняются миллионы людей в России.

Много святынь, которым поклоняются русские православные паломники, на Украине и в Белоруссии. Это прежде всего Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: