Рассказ о посещение древних храмов. Величественные храмы Древнего Египта. Фото с названиями. Египетский Храм Хатшепсут

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ

Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Этот путь связан с познанием человека той эпохи, его суждений, его представлений о природе и мире. Поэтому, если на наше счастье от этой глубокой древности до нас дошла лишь строчка, говорящая о взглядах создателя этих непонятных, иной раз даже каких-то таинственных сооружений, то мы получим в руки путеводную нить - ключ к пониманию существа заинтересовавших нас произведений - их композиции, составляющих частей, тех или иных приемов и отдельных детален, которые в совокупности определяют архитектурный замысел.

Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив - столицы Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба... и поверг твоих врагов под твои сандалии... земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта - в Карнаке, Луксоре и Эдфу. Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника - фараона.

1. Храм Хонсу в Карнаке. XII в. до н. э. План

Из истории мы знаем, что храм - это, по представлениям того времени, земное жилище бога. Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. А эта зависимость, эта связь не случайны. Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона - заказчика и вдохновителя постройки.

Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо было приготовиться пройти ряд этапов - «ступеней очищения». С этой-то целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения - во времени. Эта система поражает нас и сейчас своей продуманностью и вниманием к каждой детали (илл. 1).

Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов - овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии. Каждый из сфинксов наделен деталью, которая создает представление о роли и значении идущего мимо этих своеобразных скульптур человека - голова каждого сфинкса опирается на небольшую человеческую фигурку. Различие в масштабе настолько велико, что сперва даже можно не заметить этой фигурки, но ее неоднократное повторение заставляет, наконец, глаз не только остановиться на ней, но и сопоставить ее с монументальной формой животного. А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. Этот прием сопоставления масштабов, неоднократно повторяемый в архитектуре египетского храма, позволял достигнуть необычайно эффектных результатов, порабощая сознание древнего египтянина.

Наконец, мы перед храмом, вернее перед его входом, поскольку само здание храма невидимо за двумя широкими и высокими стенами-пилонами, скрывающими его от нашего взора. В древности по сторонам храма располагались обнесенные высокими оградами сады. Ими могли пользоваться только жрецы, что не позволяло видеть храм с боковых точек зрения.

Оба сужающиеся ввысь пилона отгораживают внешнее пространство от того, что ждет нас за ними. Перед пилонами поставлены четыре огромные статуи фараона - строителя храма, как бы охраняющие вход и вместе с тем его прославляющие. На плоскостях стен пилонов видна многометровая фигура фараона в мчащейся колеснице, поражающая маленькие фигурки врагов. Вновь это масштабное сопоставление фигур зрительно увеличивает пилоны, делает их поистине грандиозными. Этой же цели служил и другой, уже чисто архитектурный прием, заставляющий еще сильнее почувствовать всю колоссальность архитектурных форм. Между пилонами расположен портал входа в храм. Нетрудно заметить, что его большой размер согласован с размером скульптур и изображений на пилонах. Однако некогда в этот портал был вставлен другой, деревянный, значительно меньший, сквозь который проходили люди. Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества.

Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Вдоль стен идут колоннады (см. обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией - бороздой. Вглядываясь в эти изображения, мы видим, что их рисунок часто не считается с каменной кладкой стен. Более того, кладка порой как бы подчинена рисунку, поскольку различные по величине блоки камня не образуют ровных рядов, а предстают компактной единой массой так называемой циклопической кладки, поверх которой бегут линии рисунка фигур. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия. Неровный, пляшущий свет факелов не только заставлял четче выглядеть божественные изображения, но и таинственно изменял их очертания благодаря бегущим полосам света и тени. Фигуры как бы оживали, двигались, изменялись.

2. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Кон. XIV - нач. XIII вв. до н. э.

Это умение воспользоваться светом и тенью с целью обрисовать массивность стен архитектор Древнего Египта показал в такой детали, как венчающая часть пилона. Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки, и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры.

За двором расположен гипостильный зал - «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. 2). Колонны заканчиваются капителями, то собранными в бутоны, то распускающимися, в священный цветок Нила - лотос. Колонны уподоблялись каменному лесу, воздвигнутому по воле фараона, а перекрытие, окрашенное в синий цвет с золотыми звездами и изображениями парящих птиц, символизировало небо. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Свет проникал сюда либо через дверь, либо через окна, размещенные под потолком, там, где более высокие колонны прохода сменялись низкими. Далее, за гипостильным залом, располагалось святилище, совершенно лишенное света, куда могли войти лишь жрецы.

Нетрудно заметить, что архитектурная композиция египетского храма, всего его грандиозного по размаху комплекса рассчитана на последовательное восприятие в течение определенного времени. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Затем следует зрительно тесный проход между гигантскими пилонами, за которыми открывается пространство двора храма. Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом - «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. И, наконец, это необыкновенное - изображение божества - появлялось, несомое жрецами, возможно, в то мгновение, когда последний луч заходящего солнца, освещая таинственное святилище, проникал сквозь двери, преднамеренно расположенные друг против друга.

Какая последовательность, какая логика композиционного построения, тесно связанная с восприятием мира и природы в ту далекую от нас эпоху!

Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

Введение во храм За время Реконкисты могущества достигли не только светские, но и духовные феодалы. Архиепископы, епископы и аббаты захватывали либо получали в дар крупные земельные участки, где возводили монастыри и храмы. Испанские священники не скупились на убранство

Из книги Пекин и Великая Китайская стена автора Грицак Елена

Храм Святого Лаврентия Решив построить замок недалеко от столицы, Филипп II мечтал провести остаток жизни наедине с собой и Богом. Кроме того, королю требовалась выполнить волю отца, завещавшего устроить достойную усыпальницу себе, королеве и последующим монархам из рода

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Храм неба Пройдя через ворота Цяньмынь, гости Пекина попадали в кварталы Тяньцяо, что в переводе с китайского означало «Небесный мост». Столь поэтичное название не совсем подходило заселенному беднотой району. Впрочем, оно возникло слишком давно, в те времена, когда

Из книги Основы понимания архитектуры автора Ильин Михаил Андрекевич

I Гранитный храм Раньше он был известен как храм Сфинкса, потому что стоит неподалеку от этого исторического памятника; однако на плане видно, что нет оснований предполагать, что между Сфинксом и храмом непременно существует какая-то связь.Впервые раскопки в храме

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

II Храм Сфинкса Между лапами Сфинкса расположилась небольшая открытая молельня без крыши, слишком маленькая, чтобы называться храмом. Впервые ее обнаружил в 1817 году Кавилья, работавший на Английское историческое общество.Грудь и лапы мифического чудовища составляют

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

III Храм ступенчатой пирамиды Сбоку от ступенчатой пирамиды находятся храмы, которые являются древнейшими известными постройками в Египте; они датируются III династией и воздвигнуты фараоном Джосером, строителем ступенчатой пирамиды. Они имеют чрезвычайно важное

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

VI Абидос. Храм Сети I Самый прекрасный храм во всем Египте – это храм, построенный Сети I, фараоном XIX династии, для поклонения предкам. Храм отличается своеобразной схемой, которой он, по-видимому, обязан тому, что из-за подземного источника воды фундамент стал небезопасен;

Из книги автора

VII Абидос. Храм Рамсеса II Этот храм пострадал больше, чем любой другой египетский храм, от сознательного разрушения. Мариетт говорит, что старожилы ближайших к храму деревень рассказали ему, как, по их воспоминаниям, Селим-паша, владелец деревень, систематически уничтожал

Из книги автора

XIV Карнак. Храм Птаха Этот маленький храм, хотя и является независимым сооружением, находится внутри ограды на севере от Большого храма Амона. Скорее всего, на этом месте еще во времена XII династии находилось святилище, которое в эпоху XVIII династии перестроили Хатшепсут и

Из книги автора

Из книги автора

XX Луксорский храм Современный Луксор получил свое название от руин храма, стоящего посреди города. С ходом времени сооружение пришло в упадок, превратилось в руины и утратило свою святость. Селение постепенно поглотило его, и мало-помалу внутри и вокруг развалин храма

Из книги автора

ХРАМ В ФИЛЯХ В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях (илл. 9) вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия. Действительно, уже при

Из книги автора

Храм Христа Спасителя Берега Москвы-реки в кадрах «Третьей Мещанской» еще не убраны в камень (набережные реконструировали начиная с 1930-х). Храм Христа Спасителя от этого кажется парящим в воздухе; электростанция на Болотной набережной и маленькие, почти игрушечные дома

Из книги автора

Храм Александра Невского Снова уникальные кадры – появляется величественный храм Александра Невского на Миусской площади. По масштабам он уступал лишь храму Христа Спасителя. Оба были варварски уничтожены. Так выглядит Миусская площадь в наше времяХрам на Миусской

Из книги автора

«Египетский» дом Интерес к искусству Древнего Египта возник после похода Наполеона. К чести завоевателя следует отнести то, что впервые вместе с военными в загадочную древнюю страну прибыли ученые. Это в Египте при нападении мамелюков Наполеон командовал: «Пехота - в

Из книги автора

«Забытый храм» Ярошенко, кажется, единственный раз в жизни не скрывает огорчения, растерянности даже: «…чтобы можно было распорядиться с нашим обществом так легко и просто, не встретив ни сопротивления, ни стыдливости…»Дубовской, глядя на Ярошенко, бывало

ВЫДАЮЩИЕСЯ ХРАМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, КОТОРЫЕ СТОЯТ ВАШЕГО ПОСЕЩЕНИЯ

ВЫДАЮЩИЕСЯ ХРАМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, КОТОРЫЕ СТОЯТ ВАШЕГО ПОСЕЩЕНИЯ

Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.
ВЕЛИКИЙ ХРАМ МЕДИНЕТ-АБУ
Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу — самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу. Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома

ХРАМ КОМ ОМБО
Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.
КОЛОССЫ МЕМНОНА
Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.
ХРАМЫ ОСТРОВА ФИЛЕ
Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.


ХРАМ ЭДФУ
Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).
ХРАМ СЕТИ I В АБИДОСЕ
Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список — хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.
ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ ХАТШЕПСУТ
Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.
ЛУКСОРСКИЙ ХРАМ
Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет — самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.
АБУ СИМБЕЛ
Храмы-близнецы Абу-Симбел были вырезаны в склоне горы во время господства фараона Рамзеса Великого в 13-м веке до н.э. Он создал Абу-Симбел, как вечный памятник себе и его королеве Нефертари. Комплекс был полностью перемещен в 1960-х, чтобы избежать затопления водами рукотворного Озера Нассер. Это гигантское искусственное водохранилище было сформировано после создания дамбы на реке Нил. Абу-Симбел остается одной из главных туристических достопримечательностей Египта.
КАРНАКСКИЙ ХРАМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.

Величественные пирамиды Гизы, спрятанные от посторонних глаз гробницы Долины Царей являются не единственными памятниками цивилизации, некогда процветавшей по обоим берегам Нила. Наряду с некрополями огромный интерес представляют и древнеегипетские храмы. Названия и фото самых показательных сооружений мы поместим в данной статье.

Но сначала нужно уяснить концепцию храма в Древнем Египте. Это не была церковь в современном смысле этого слова - помещение, служащее для собрания верующих и для установления контакта души с Богом. Нет, храм был домом, скорее, дворцом. Здесь жил определенный Бог, как обитает богатый человек в своих хоромах. У него были свои слуги - жрецы. Каждый день они, пройдя обряд очищения, одевали статую Бога, зажигали перед нею кадильницы и благовония, приносили жертву согласно календарю. В храм могли входить только жрецы - и никто больше. Иногда Бог выходил из дворца, чтобы посетить кого-либо из своей родни. Он путешествовал в лодке (ковчеге), которую вели на буксире обычные корабли. Только тогда простой народ мог лицезреть своего бога.

Развитие сакральной архитектуры

Как известно, история Древнего Египта насчитывает несколько длительных периодов - царств. Храмовое зодчество развивалось постепенно. Оно во многом зависело от религиозных взглядов, которые тоже с веками претерпевали изменения. К сожалению, храмы перестраивались сообразно новой концепции, и до нас дошли лишь сооружения, относящиеся к Новому Царству. Также неплохо сохранились поминальные эпохи. Но они посвящены посмертному культу фараонов и примыкают к их гробницам-пирамидам. Здесь же мы рассмотрим древнеегипетские храмы Нового Царства. Это обиталище вечного Бога. У такого храма своя концепция и, соответственно, своя архитектура. «Дворец» Бога предполагал помещения для официоза и частные, приватные покои. В последние могли входить лишь избранные жрецы, прошедшие тщательнейшее очищение (омовение, депиляция волос, принятие соды). Бог обитал во внутреннем помещении без окон. То есть, он был скрыт от глаз людей.

Дворец Бога в 3000 году до н. э.

Пять тысяч лет тому древнеегипетские храмы (фото представляет поминальную святыню Хефрена) имели форму гигантского параллелепипеда с наклонными внешними стенами и венчающим их карнизом. Это был настоящий царский дворец с просторными внутренними помещениями, располагавшимися вдоль главной оси. Это были церемониальные залы и приемные, где бог выслушивал просьбы. Далее, за вестибюлем и комнатами для складирования подношений, шли покои «хозяина дома». Непосредственное святилище бога располагалось в центре. Его окружали четыре или шесть главных молелен. Рядом были ризницы и другие помещения для ритуальных служб. Главные залы были поделены большими колоннами на два-три нефа. Крыши как таковой не было. Фактически это были внутренние дворы с портиками.

Древнеегипетские храмы Среднего Царства

Начиная с Тутмоса I и особенно фараона-женщины Хатшепсут (1505-1484 гг. до н.э.) планировка святилищ меняется. Характерной особенностью храмов становится монументальность залов, ведущих в святая святых. Контраст с маленькой каморкой просто потрясающий. В этой комнатке стоял изысканный ковчег. Массивные стены древних храмов заменило множество ризниц и молелен. Но главным новшеством стало необычайное богатство росписей. Они покрывали колонны, потолок, стены, пол. Как типический образчик сакральной архитектуры того времени можно назвать древнеегипетские храмы в Карнаке (Амона-Ра) и в Дэйр-эль-Бахри (святилище царицы Хатшепсут). Интерьер и росписи подчеркивают функцию каждого помещения. А сам храм предстает как синтез космоса и бога. Пол - это земля, расписанный звездами потолок - небо, капители колон - цветы, на архитраве можно увидеть

Храм в 1500 году до н. э.

Постепенно в отправление культа стали включаться верующие-миряне. Естественно, они не допускались в «святая святых» и даже в храм. Но в планировке сакральных построек начиная с 1500 года появляется новшество - один или более дворов, обрамленных колоннадой. Туда допускался простой люд для участия в религиозных церемониях. Так что же представляли собой храмы Нового Царства в Древнем Египте? Где они были расположены? Они тянутся вдоль всего Нила - от Абу-Симбела в верхнем течении до Абидоса (севернее современного Луксора). Каждый ном (область) имел своего бога-покровителя (или ипостась Амона-Ра). Поэтому древнеегипетские храмы названия носили соответствующие: Осириса, Хатор, Исиды, Хнум, Тота, Нехбет, Гора, Себека. Отдельно следует упомянуть святилища фараонов, которых также считали богами: Рамсеса II, Сети I, Тутмоса III и других.

План древнеегипетского храма Нового Царства

Рассмотрим его на классическом примере Карнакского святилища Амона. Храм должен был иметь выход к реке. Для этого от Нила прорывался канал. Он заканчивался у самого храма небольшой прямоугольной пристанью, где стояла пришвартованная богато украшенная ладья. имели многочисленную родню, которую посещали в их «жилищах» на дни рождения. От набережной шла «дорога процессий». Ее обрамляли сфинксы или изваяния бога, предстающего в ипостаси священного животного. Пилоны были фасадами, предваряющими древнеегипетские храмы. Фото показывает массивное строение из камня со слегка наклоненными стенами. Оно повторяет иероглиф «горизонт». На рассвете солнце появлялось аккурат между башнями пилона. Его стены были богато декорированы. До сих пор сохранились отверстия для древков флагов. За пилоном располагался прямоугольный двор, обнесенный стеной. По всему его периметру шли колонны, поддерживающие узкую несплошную крышу, которая служила защитой не от дождя, а от солнца. Пройдя двор, человек попадал в колонный зал. Круглые столбы, поддерживающие крышу, были стилизованы под заросли папируса. В самом дальнем конце зала находилось святилище. На кубической подставке в маленькой комнатке с низким потолком покоилась переносная ладья. Здесь и обитал бог.

Вокруг храма

Прилегающая территория внутри внешних стен (теменоса) также считалась святой. Там находились помещения вспомогательные. Это могли быть комнаты для приехавших «погостить» богов и для их ковчегов. Склады для подношений, культовых предметов занимали не одну комнату. Наконец, были предусмотрены небольшие помещения для жрецов, где они проходили процедуры очищения своего тела перед тем, как войти в святилище. Храмы Египта Нового Царства всегда имели на своей территории священное озеро. Оно служило для очищения жрецов. Согласно верованиям, Хепри каждое утро поднимался освеженный из озера, чтобы следовать по небосклону. Кроме этого водоема были и колодцы. Древнеегипетские храмы, названия и фото которых мы здесь приводили, имели на пристани особое помещение - причал для ладьи. Когда ковчег с богом выносили на своих плечах жрецы из святилища, то они делали остановку в этой небольшой часовне с двумя входами.

Обелиски и колоссы

Храмы Египта часто имели дополнительные элементы, располагавшиеся за оградой теменоса. Иногда перед святилищем ставили колоссов. Это гигантские парные статуи фараонов, которые построили тот или иной храм. Примечательными здесь являются колоссы Мемнона. Само святилище не сохранилось - лишь две статуи Аменхотепа III возвышаются по сей день. Если храм был посвящен солнцу, перед его входом устанавливали обелиски - также обычно парами.

Эпоха Птолемеев и Римский период

Как удивительны эти древнеегипетские храмы: сколько лет они служили жилищем богов и не поддавались ни переменам, ни даже завоеваниям. Когда поглотила эти земли в плане религиозного культа мало что изменилось. Скорее наоборот. Римские императоры стали носить картуши с иероглифами, культ Осириса становится одним из государственных в империи. Однако происходит и взаимопроникновение культур. Религиозные воззрения развиваются, и постепенно человечество приходит к почитанию единого Бога.

11.01.2017

Луксорский храм — один из памятников древнейшей египетской цивилизации, находится на месте уже не существующего города Фивы. В древности египтяне называли этот храм «ипут-ресит», что переводится как «южные тайные покои».

Общая информация о Луксорском храме

Построен этот храм на восточном берегу реки Нил. Раньше там находился один из центров египетской цивилизации, Фивы, а ныне это территория города Луксор. Храм располагался в южной части Фив, поэтому и получил название «южных покоев». Конечно, до наших времен памятник сохранился не в первозданном виде, но на некоторых колоннах еще можно увидеть следы первоначальной краски, а в полуразрушенном храме – разглядеть очертания залов. Изначально Луксорский храм был соединен с Карнакским аллеей сфинксов, мощенной каменной аллеей длиной около трех километров, по обеим сторонам которой располагаются сфинксы. Аллея была создана при правлении фараона Нектабена I.

Красота и масштабы Луксорского храма поражают воображение. Он достигает в длину 260 метров. По бокам входа располагаются пилоны высотой более 20 метров и длиной около 70 метров. Первый пилон был воздвигнут при Рамзесе II. Он украшен сценами его побед. В древности по бокам от входа в храм стояли шесть статуй этого фараона. До наших времен сохранились только три из них. Так же у северного входа можно увидеть обелиск. Второй обелиск, который стоял здесь, был увезен во Францию в конце 19 века.

Мохаммед Али, правитель Египта в то время, подарил его Филиппу Луи, французскому королю, который преподнес Мохаммеду в качестве подарка французские часы.

Войдя в храм, вы попадете в перистильный двор, который был создан при Рамзесе втором. Этот двор ведет к колоннаде, возведенной уже при Аменхотепе третьем. Аллея из колонн протянулась на сто метров и состоит из 14 рядов столпов, выполненных в форме папируса. Следом вы попадете в следующую колоннаду, тоже построенную при Аменхотепе – гипостильный зал. Эту колоннаду образуют 32 колонны, которые ведут в святилище храма. Во времена Византийского правительства этот внутренний храм служил для отречения от языческой религии в пользу византийского христианства. Затем, пройдя дальше, можно увидеть самую позднюю из построек – храм Амона, который воздвигнут во времена Византийской империи Александром Македонским.

История Луксорского храма

Луксорский храм относится к постройкам XIV-IX веков до н.э. За свою многотысячелетнюю историю эта постройка пережила и мирные времена, и вражеские нашествия. Основан он был в XIV веке до н.э. фараоном Аменхотепом третьим в эпоху начала Нового царства. Хотя споры по поводу этого до сих пор не утихают. Есть предположение, что начало храма было положено еще в эпоху Среднего царства, об этом гласили надписи на стенах Белого храма.

На протяжении нескольких веков каждый правитель во время своего царствования добавлял пристройки в это величественное здание. Например, во времена правления Хоремхеба и Тутанхамона был добавлен двор, включающий в себя 74 колонны и статуи фараонов. А Рамзес решил оставить наследие и память о себе в виде пилона, который изображал его подвиги в борьбе с хеттами, и северного перистиля.

Храм исполнял свое назначение вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. В 320 году до н.э. Александр попытался возродить славу храма времен Аменхотепа. И пока Римская империя господствовала в Египте храмы комплекса стали центром поклонения римскому императору, который объявил себя сыном Амона. Птолемей, полководец Александра, назначенный наместником Египта после смерти Македонского, разрушил прекрасный город Фивы и его храмы в 84 году до н.э.

В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами. К этому времени весь храм и его сооружения большей частью были скрыты под слоем речного ила. В ХIII веке на месте храма (а точнее на его вершине) была построена мечеть Абу Хаггаг. Ныне можно увидеть только один из оставшихся минаретов.

В 18-19 веках путешественники делали зарисовки торчащих из-под земли колонн. А в конце 19 века Гастон Мосперо, французский археолог, организовал раскопки храма. Датой открытия храма принято считать 1884 год. Активные раскопки начали проводить только с 1930-х годов. А в 1989 под полом храма нашли 26 статуй. Возможно, что эти священные изваяния были спрятаны священнослужителями, чтобы уберечь от разрушения во время вторжения. Их можно увидеть и по сей день в Луксорском музее. Сейчас туристы могут любоваться храмом, как наследием древних цивилизаций.

Культурное (религиозное) значение Луксорского храма

Храмовый комплекс был посвящен фиванской божественной триаде: Амону-Ра, его жене, богине Мут, и их сыну Хонсу. В древние времена Луксорский храм, построенный на берегу Нила, был соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. Это было очень важным моментом в религии того времени. Ведь именно по этой дороге проходило шествие во время праздника Опет. Этот праздник отмечали каждый год, когда воды Нила становились багровыми и выходили из берегов.

Во время половодья на воду спускали божественную ладью, которая следовала из Карнакского храма до Луксорского и обратно. Эта пышная процессия служила для обновления Бога-царя, равно как и для обновления земель после долгой засухи. Эти празднества проходили на протяжении трех тысяч лет, пока Македонский не захватил Египет. Во времена Византийского правления некоторые залы были превращены в христианские святилища.

Как вы помните из истории Древнего мира, фараоны были посланниками богов, их сила и власть приравнивалась к божественной. Но фараоны не имели связи с богами пока не проходили коронацию. До этого правитель считался простым смертным. Именно Луксорский храм был связующим звеном между царем и богами, он был олицетворением божественной природы власти правителя Египта. Также храм считался символом творения мира.

Текущее состояние Луксорского храма

До нашего времени храм сохранился в отличном состоянии. Еще можно отчетливо увидеть и границы залов и архитектурные строения вплоть, до рисунков на колоннах. Храм в древности многократно реставрировался и реконструировался. А его отличное состояние приписывают огромным слоям земли, которые вырастали вокруг него с течением времени. Единственно, что мы с вами не сможем увидеть высокую ограду, которую, по словам некоторых историков, воздвиг Рамзес. Она скрывала от глаз обычных верующих величественность здания и множество красивых статуй. Но до сих пор проводятся раскопки аллеи сфинксов.

Туристы нескончаемым потоком приезжают на экскурсии в этот храм. Луксор популярен тем, что ранее здесь находился древний египетский город Фивы, оставивший после себя множество архитектурных шедевров. Каждый турист, побывавший в Египте, обязательно должен посетить этот великий памятник архитектуры.

Где находится Луксорский храм, что можно посмотреть рядом

Луксорский храм являлся одной из значимых построек «Города живых» (так называлась часть города, на восточном берегу Нила). Ныне храм находится в центре египетского города Луксора. Очень необычно выглядят руины древней постройки среди современных магазинчиков и зданий. Туристы облюбовали Луксор из-за его богатой древней культуры. Приехав с экскурсией в этот город, вам и одного дня будет мало. Вы можете посетить Луксорский музей, где выставлена коллекция памятников древности. Так же обязательно посмотрите экспозицию недавно найденных статуй у ограды храма.

Многие туристы, посещая Луксорский храм, не проходят мимо Долины Царей («города мертвых»), а так же едут в Карнак увидеть второй прекрасный памятник древности (Карнакский храм).

Как добраться до Луксорского храма

Храм находится в Египте, в центре города Луксор. Экскурсионные автобусы ездят к храму постоянно из разных курортов Египта. Туроператор организует поездки для туристов, и билет на экскурсию можно приобрести в гостинице, в которой вы проживаете.

Заключение

Луксорский музей принимает посетителей с девяти утра до часу дня и с 16.00 до 21.00 (летом с 17 до 22). За вход надо будет заплатить 12 LE. Сам храм работает с семи утра до девяти часов вечера. Здесь за вход с вас возьмут 20 LE. Многие, кто побывал уже на экскурсиях в Луксоре, советуют посетить храм ночью (вечером). Удачно выбранная подсветка покажет это монументальное строение с другой, совершенно удивительной, стороны.

11.01.2017

Храмы Египта — жилища Богов, сооружения возведенные древними египтянами для служения культу. Таинственная сила этих исторических памятников, расположенных на территории Египта, восхищает и подавляет своим величием. Ежегодно миллионы туристов, привлеченные магией и тайнами великой цивилизации, отправляются на африканский континент, чтобы самим попытаться разгадать загадки древних фараонов.

Общая информация

Архитектурные постройки времен Древнего Египта — это величайшее наследие всего человечества. Огромное значение в религиозной жизни древних египтян занимали храмы, которые строились, как дома для многочисленных Богов.

Храм был местом, куда мог войти далеко не каждый египтянин. Здесь религиозные служители выполняли ритуалы поклонения Богам, нацеленные на поддержание хрупкого равновесия во вселенной. До сегодняшних дней сохранились почти все постройки времен Среднего Царства, постепенно разраставшиеся и превращавшиеся в величественные храмовые комплексы. В основном все сооружения, выполненные из нубийского песчаника, расположились в районе верхнего Нила.

Луксорский храм

Недалеко от города Луксор, на правом берегу Нила, расположен прекрасный Луксорский храм. Это величественное сооружение — одно из самых доступных для посещения мест. Оно представляет собой храм 3-х богов: Амона, Мут и Хонсу. Торжественность и монументальность этой постройки воплощает в себе все особенности архитектуры Нового царства.

Луксорский храм, называемый древними египтянами Ипет-Ресит, что переводиться как «Южное святилище», было местом, где устраивались различные праздники и торжества, связанные с религией. Знаменитая аллея сфинксов помнит величественные процессии и роскошные церемонии.

Наиболее удачное для посещения храма время – это вечер. Отсутствие изнуряющей жары, толп туристов и прекрасно организованная система освещения, массивные трапециевидные башни – пилоны, многочисленные колонны и статуи фараонов, заставят почувствовать энергетику и дух давно ушедших времен.

Карнакский храм или храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра это одно из крупнейших храмовых сооружений, построенных в Древнем Египте. Это главное святилище эпохи Нового Царства было известно в те времена под именем Ипет-Иуст. Карнакский храм, расположенный на расстоянии 3-х км от Луксорского храма, граничит с северной частью современного Луксора. Это сооружение было построено для служения культа, посвященного верховному божеству древних Египтян, богу солнца Амону-Ра.

То, что сохранилось от величественного храмового комплекса, самого большого по площади в Древнем Египте, включает в себя постройки посвященные богине- матери Мут, жене Амона-Ра, а также ее сыну лунному богу Хонсу и богу – творцу Пта (Птах). Строительство Карнакского храма продолжалось более 1000 лет. Амон-Ра, стал верховным богом Египта в то время, когда столица царства была перенесена в Фивы, чьим покровителем и был этот египетский бог Солнца.

Храм Амона –Ра был связан с Луксорским храмом при помощи «бесконечной» аллеи сфинксов, по которой во время религиозных праздников и фестивалей, выдвигались пышные процессии, направляющиеся в «южное святилище».

Погребальный храм Рамсеса III

Не менее важным сооружением, возведенным в эпоху Нового царства, является погребальный храм Рамсеса III. Мединет –Абу, так на арабском звучит название этого некрополя. Прекрасно сохранившийся основной храм поражает своими габаритами и заслуживает того, чтобы считаться самым крупным из ныне существующих древнеегипетских храмов. Поистине не постижима его историческая и культурная ценности.

Величественная архитектура этого сооружения, известна благодаря его испещренным иероглифами стенам, рассказывающим об истории победы Рамсеса над Народами моря. Да и вход в храмовый комплекс напоминает о военной славе фараона, создавая впечатление, что здесь построена крепость. Он обрамлен двумя массивными башнями, ширина каждой из которых составляет около 63 метров. На территории комплекса царит особая атмосфера, усиливающаяся еще тем, что в этом месте нет огромного наплыва туристов.

Храм Сети в Абидосе

Одним из важнейших археологических мест Египта является Абидос, где некогда были возведены порядка 10 ныне разрушенных храмов. Исторически Абидос был центром религиозного культа посвященного поклонению царю загробного мира древних египтян – Осирису и его супруге Исиде.

До наших дней неплохо сохранился храм, который начали возводить при фараоне Сети I, и который был законченный при Рамсесе II. Стены храма и его величественные колонны покрыты иероглифами, описывающими священные обряды и ритуалы, посвященные служению главным божествам египетской мифологии. Несмотря на господствующий культ Осириса, на территории храма также расположено святилище, посвященное богу Амону-Ра.

Особым значением в мире археологии является запечатленный на стене этого храма знаменитый список царей Египта, включающий в себя перечисление всех правящих династий фараонов. Ближе к вечеру это место, расположенное вблизи поселения Эль-Араба-эль-Мадфуна, не особо многолюдно. В основном сюда можно добраться, приобретя однодневный автобусный тур. Самостоятельные поездки для посещения храма крайне не рекомендованы, в связи с тем, что эти земли считаются территорией радикальных суннитских организаций.

Храм Исиды в Филах

Древнеегипетская богиня Исис, сестра и жена Осириса, являлась олицетворением женственности и красоты, материнства и супружеской верности. Она была одной из самых почитаемых богинь в египетской мифологии, чей культ также широко распространился за пределами Египетского царства. Изида была почитаема в древних государствах Греции и Риме.

В настоящее время храм Исиды, построенный на острове Филе, перенесен на остров Агилика, расположенный в нескольких сотнях метров выше по течению великого Нила. Этот небольшой, но прекрасный храм был построен, чтобы прославить Великую реку. Он был собран из перевезенных с затопленного Филе блоков.

Храм встречает путешественников своими массивными пилонами, гигантскими башнями, колоннами и постройками. Рядом с храмом расположились украшенная колоннами беседка – это храм Нектанеба I, справа од святилища Исиды расположен поражающий своими пропорциями павильон Траяна, далее возведенный Пталомеем храм богини неба и любви – Хатхор.

Храмы Рамсеса II и Нефертари

В 250 км от Асуана находиться скала Абу-Симбел, известная высеченными в ней храмами фараона Рамсесса II и его супруги царственной Нефертари. Эти храмы являлись также обозначением южной границы Египетского государства. Небольшие по своей величине, эти храмы имеют огромное культурное и историческое значение. Каждая деталь рельефов и многочисленных скульптур была выполнена с высочайшей искусностью, увековечивая труд лучших художников и мастеров того периода. Что делает эти два храма поистине одними из самых прекрасных.

Также как и в случае с храмовым комплексом Исиды, во время строительства Асуанской плотины, храмовые постройки были распилены на блоки и перенесены выше по течению реки, на более удаленное от нее место.

Храм Хора в Эдфу

Грандиозный и величественный храм эпохи Нового царства – это великолепно сохранивщийся храм в городе Эдфу. Он расположен в 100 км от Луксора и сюда можно оправиться, приобретя экскурсионный тур. Эдфу – это также один из пунктов многодневных туристических круизов по реке Нил. Храм Хора огромен по своим размерам, его смело можно поставить на второе место после знаменитого Карнакского храма Амона-Ра. Святилище бога неба и солнца, чьими воплощениями на земле считались фараоны, увенчало закат Древнеегипетской цивилизации.

Величественное сооружение, посвященное сыну Осириса и Исиды, занимает территорию длиной около 140 метров и шириной в 80 м, а высота его массивных пилонов составляет 36 метров. Так же, как большинство построек Древнего Египта стены храма покрыты иероглифами, чье историческое значение для всего человечества просто неоценимо.

Рамессиум

Руины этого некрополя фараона Рамсеса II, способны рассказать об их былом величии. Когда-то этот храм, был окружен стеной из глины и располагался в жилом районе городе. Комплекс состоял из самого храма, павильона фараона и множества мелких построек: небольших мастерских, складов, помещений, где жили строители.

Интересно увидеть остатки грандиозной статуи Рамсеса II, весившей около 1000 тонн. Восстановить картину былого великолепия и масштабность Рамессиума, помогут оставшиеся 29 из 48 колонн, на которых держаться остатки сводов огромного храмового зала. Рамессиум находиться на территории современного Луксора и открыт для посещения туристами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: