Конспект занятия «Необычное путешествие в историю родного края. Донбасс. Мифы и легенды о донбассе Проект на тему народные легенды донбасса

Светлана Гончаренко
Конспект занятия «Необычное путешествие в историю родного края. Донбасс»

Необычное путешествие в историю

родного края

Цель : воспитывать у детей чувства патриотизма к малой Родине; вызвать у детей чувство гордости за свой город. Дать детям знания об истории , культуре родного города . Создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения.

Вос-ль : Каждый человек больше всего любит тот край, где родился и живет. Каждый гордится своей родной землей , всегда хочет рассказать о нем.

Городов на земле очень много, но для каждого самый лучший, самый любимый-город, в котором он родился, в котором он живет. Мы с вами живем в славном городе, достойном и любви, и гордости, в городе Донецке.

1. Видео "Донецк - мой любимый город"

Вос-ль : Дети, а вы знаете стихотворения о Донецке?

Городу нашему множество лет,

Он пережил много горя и бед.

Но несмотря на все это он жил,

Сколько же было терпенья и сил!

Город труженик, мирный и славный.

Терриконами он знаменит,

Миллионами роз и огнями

Он любой город затмит.

Я люблю свой город милый,

Город светлый и большой!

Для меня он всем любимый,

Для меня он всем родной !

Донецк - это хрупкий, безоблачный рай,

Как город цветов и бульваров.

Магическим шепотом радует край

Шахтерских дорог, тротуаров.

Люблю тебя я мой Донецк!

Где зреет хлеб в степи!

И шахты, поле, тополя,

Встречаю на пути!

Прекрасен город мой родной ,

И родина моя!

Может где-то на планете

Есть и лучше города,

Только мне в Донецке светит

Солнце щедрое всегда.

И сияет озарённый

Ярким золотом лучей

Город синих терриконов,

Город звонких тополей.

Вос-ль : А вы знаете столицу ДНР? (г. Донецк) . Дети, у нас сегодня предстоит путешествие в историю нашего Донецкого края . Готовы отправиться?

2. Игра-танец "мы пойдем на лево"

Вос-ль : Дети, а какие пословицы и поговорки о нашем городе и о Родине вы знаете?

1. Человек без Родины, что соловей без песни.

2. Родина любимая, что мать Родимая.

3. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

4. Родина – мать, умей за нее постоять.

5. Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою.

6. Шахтерский забой - фронт передовой.

7. Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.

8. Шахтеру слава, когда много угля дает лава.

9. На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.

10. Закон шахтерский не забудь : стыдись работать как-нибудь.

Вос-ль : верно дети. Сложен шахтерский труд. И песни о том поют.

3. Песня "Только тот ценит солнце"

Вос-ль : А хотите, помочь шахтёрам?

4. Игра «Перевези уголь» (грузовик с «углем» прокатить вокруг ориентира и передать машинку другому. Последнему сесть на стул, снять каску с криком : «Конец смены!»

Вос-ль : а еще наши дети приготовили танец о молодом шахтере.

5. танец "Там на шахте угольной"

Вос-ль : Все шахтеры ценят командный дух! Нам надо научиться доверять своим друзьям и товарищам. Поэтому сейчас мы проведем с вами эстафету.

6. Игра «Кто быстрее» (передача шахтерской каски) .

Вос-ль : Молодцы ребята. И стихи и песни знаете. А вот послушайте легенду.

7. Видео "Легенда о Шубине" Текст читает воспитатель

(текст к фильму)

Каждый город, не зависимо от времени его основания бережёт легенды, которые передаются из поколения в поколение. Легенды сохраняются ровно столько, сколько будет жить народное творчество . В Донецком крае впервые в конце 18 столетия было начато промышленная добыча угля. Тут больше 300 лет назад образовалось первое шахтерское поселение.

В загадочных подземных недрах рождались легенды и поверия, которые горняки первопроходцы выносили на поверхность. Как например легенду про подземный дух Шубина, который можно сравнить с Хозяйкой медной горы на Урале. Шубин отвечает за все подземные сокровища Донбасса . Обладает он огромной силой. Среди шахтеров о Шубине сложилось однозначное мнение : он - хозяин шахты, владыка здешних подземных богатств. Как и другие духи, «хозяева земли» вроде водяного, лешего, русалки и домового. Увидеть Шубина - значит иметь или сказочную помощь, или предупреждения о смерти.

Появление легенды про подземного духа связывают с профессией «газ Жога» - работника, была раньше такая страшная профессия (выполнять работу с поджогом газа метана в горных выработках. Чтобы предупредить его взрыв). Перед каждой сменой он спускался в шахту ходил по выработках с факелом и выжигал газ, чтобы предотвратить взрыв метана. Он одевался в шубу мехом наружу и иногда обливали её водой. Поэтому газожогов называли шубийными. Это занятие было довольно опасным, и случаи гибели «Шубиных» не были редкостью. Однажды погиб один из таких рабочих - с тех пор ходит по выработках Донбасса постаревший горный мастер Шубин и предупреждает шахтеров о возможной опасности. Шубин предстаёт в образе старого шахтёра, кашляющего по-стариковски, с ярко горящими глазами. Шубин любит шутить : пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках, где может бродить незамеченным.

А ещё Шубин помогал шахтерам. Например сам перетаскивал уголь. А жадного собственника шахты, который закричал : "Я хозяин шахты! Я что хочу то и делаю!" Шубин доказал, кто тут настоящий хозяин, разорив шахту взрывами и обвалами в шахте.

Только в Донецке этот образ был прозван «хорошим» , его начали воспринимать как один из символов шахтерского труда. Шубин отличается одновременно добротой, щедростью и в то же время чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к наглым людям, особенно к угнетателям шахтёров. Шубин помогает рабочим, попавшим под завалы.

Современные шахтеры мало верят в мистику, но в жизни каждого из них бывали случаи, когда завал бывал именно там, где всего несколько минут назад находился человек. Возможно и предчувствие. Ведь у тех, кто очень долго проработал в шахте, есть своё шахтёрское предчувствие. Поэтому Шубин и в наше время помогает рабочим. Душа погибшего рабочего шахтёра, которая вечно бродит с лампой в руке по бесконечным подземным лабиринтам Донбасса .

8. (на экране фото Шубина)

Вос-ль : К нам гости пришли необычные . Они из далёкого прошлого. А вы знаете как и почему назывался наш город в далёком прошлом? Так вот об этом Джоне Юзе тоже ходит легенда.

Джон Юз и Шубин

Ведущий : Прослышал, говорят, Юз о богатстве Донецкого края , и решил и себе деньжат подзаработать, дело свое организовать. Уж как слава о залежах угля аж до Англии дошла. Приехал Юз в империю Российскую, испросить разрешения на ведение своего дела и пополнения карманов собственных.

Джон Юз : Не изволите, ваше величество, дать разрешение на добычу угля и плавку металла, для нужд Российских?

Императрица : Я рада толковых людей привечать, чтоб русские мужики у вас учились, да опыт со знаниями перенимали.

Ведущий : Так и попал Юз на восток земель Украинских, в степи Донецкие. И все бы хорошо, но кабы знать, где копать, где уголь то искать… И вот бродит как-то Юз по окраинам поселка, что потом Юзовкой назвали.

Джон Юз : Как бы мне половчее на угольную жилу напасть.

(Подходит к нему старик в шубе)

Шубин : Знаю я, барин, уголь найти пытаешься… Многие ищут, да не многие находят. Ты мне, барин, пообещай, что неправды чинить не будешь. Рабочих своих не обидишь. И границ дозволенных не порушишь, а я тебе за то карту дам. По той карте разработки вести станешь, себе, и детям на поколения вперед достаток обеспечишь.

А нарушишь слово, не гневись, беда будет!

Джон Юз : Обещаю! Обещаю! Все что хочешь обещаю!

(Шубин даёт карту.)

Шубин : На этой карте все месторождения и лучшие пласты как на ладони.

(А как ту карту увидал Юз, так от радости аж заплясал.)

Ведущий : Опомнился Юз, хотел спросить, как звать того старика, да откуда карта у него такая. Глядь по сторонам, а нет никого, как и в помине не было!

9. (фото заводов)

Чудеса! Подивился Юз, да не опечалился. И с чего, когда радость такая даром привалила.

Взялся по той карте руду разрабатывать. И все у него отлично получалось. И слово, странному старику данное, держал честно.

Да только от жадности нет лекарства. Не сдержался Юз, нарушил очерченные границы дозволенных разработок. И явился ему во сне тот пастух.

Шубин : Не послушался ты меня, барин, жди беды!

Ведущий : И беда не заставила себя долго ждать. Погиб младший сын помещика, и с женой беда приключилась. Кинулся было Юз искать того стакрика, прощения испросить.

Джон Юз : Ты прости меня, старичок, Вот карта твоя. Хочешь, забери её.

(Шубин ничего не ответил. Ушёл.)

Ведущий : Расстроился Юз, побрел домой, в дороге сто раз виденную карту снова рассматривая. Как вдруг, заметил то, что раньше не замечал, неровную букву Ш в нижнем углу. Начал спрашивать у местных шахтёров.

Шахтёр : (посмотрел на карту) Не простой старик то был. То горный дух Шубин милость явил. Да не оправдал ты, барин, доверия, теперь уж прежнюю удачу вовсе не вернуть, живым бы остаться.

Ведущий : Собрался с тех пор помещик со своей семьёй и уехал из города.

Вос-ль : вот такая история . А наше путешествие подходит к концу . Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю , а поэтому сможете сделать все для того, чтобы Донбасс и в дальнейшем расцветал и богател. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь, а главное иметь желание приносить людям добро. Так старайтесь учиться так, чтобы вами гордилась Родина.

10. Гимн ДНР

По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:

Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.

И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…

По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:

Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.

Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.

С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.

В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.

Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.

Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.

А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…

Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И понял всё несчастный и горько заплакал…

Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.

Мифология древних славян. Велес и Азовушка.

Родившегося младенца бога Велеса похитил бог Пан, сын Вия - царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил вместе с люлькой.

Велес в люлечке приплыл к берегам большого острова. Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва. По её имени названо Азовское море.

Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском море.

2 группа рассказывает об озерах Донбасса по материалам книги И.Костыри «Думы о Донбассе». Звучит аудиозапись шума леса, щебета птиц.

Дума о Торских озерах

Такого дива, сотворенного самой природой на севере Донецкого края, пожалуй, и во всем мире не сыщешь!

На огромном расстоянии от моря, средь пресных речек и естественных водоемов лежат соленые озера, именуемые по-старинному Торскими, а по-нынешнему - Славянскими. Репное, Слепное, Вейсово, Кривое, Червленое... И более мелкие, безымянные, которые местные жители называют просто лиманами.

Озера приветливо-весело посверкивают своей гладью из зарослей камыша, тростника, рогозов. Но здесь встречаются и чисто морские растения - руппия, заннукелия. А кроме типичных луговых чины и алтея, прижились, как у себя дома, галодиты, любящие засоленную почву, солерос, солончаковая полынь и солончаковая астра, содник. Словно взяли и в одночасье переселились из какого-нибудь приморья в открытую степь. Собственно, и вода в озерах под стать морской.

Вокруг холмистое степное раздолье, изрезанное буераками, балками и оврагами с меловыми обрывами и осыпями, по буграм щетинится любящий зной полынок, подувает сухой, теплый ветерок, преимущественно с юго-востока. Ну, точь-в-точь, как на приморских прибрежьях.

Невидаль да и только!

Издавна их называют Торскими - по племени торков, кочевавших наравне с хазарами, печенегами и половцами по здешнему краю. Как и реку Торец с ее притоками - Сухим и Кривым. Что означает в переводе на русский язык «быстрый», либо «источник».

Название это поминается еще в Ипатьевской летописи, поведавшей так же, как и Боян в «Слове о полке Игореве», о трагический событиях, какие разыгрались на Диком Поле еще в 1185 году, при битве на реке Каяла. Игорь попал в плен на реке Тор или был привезен сюда с более южной стороны. Об этом самом месте ведется речь в «Слове...»: «В полночь Овлур (половец, бежавший на Русь вместе с Игорем) свистнул коня за рекою; велит князю не дремать». А в летописи уточняется: «... и послал Игорь Лаврове конюшного своего река ему перееде на оноу сторону Тора с конем поводным...»

Более того, в той же летописи записано, что воины князя Игоря, сдерживая натиск врагов, изнывали от жажды, но не могли пить и поить лошадей, так как вода в реке была соленой. Та ли была это река, поименованная Каялой, или Макатиха, которая когда-то была бурной и полноводной, а теперь русло ее почти пересохло, или другая какая, но место пребывания Игоря в плену обозначено Тором. И стало быть, даже если он и был пленен в другом безлюдье дикой степи, то побег совершил именно отсюда. Однако ж соль в воде поминается. Значит, все наверняка так и происходило, из этих мест Игорь бежал на близкий Северский Донец, к которому впоследствии обращался с благодарными словами: «О, Донче!...»

Самое большое из Торских озер - Репное .

Как-то работные люди, добывавшие к тому времени соль на самодельных солеварнях, услышали страшный грохот. И на их глазах в разверзшуюся, треснувшую или по-украински «репнувшую» землю провалилась казарма с целой командой солдат. Даже свидетель конкретный этому ужасу отыскался - некто Виттих, которого из-за границы вытребовал Петр I для отечественного соляного промысла.

Хотя по другому преданию, сгинул в пучине разверзшейся земли и хлынувшего оттуда рассола солеварный заводик - весь с гамузом.

Как бы там ни было, а хлынувшая наружу вода грозила затопить варницы. По донесению о случившемся Петру I было ниспущено повеление: спустить вновь образовавшееся озеро в Торец. Но уровень Торца оказался выше, и вода стала еще больше затапливать окрестности. И тогда канал засыпали наглухо. За достоверность предания никто не может поручиться. Тем не менее, следы тогдашнего неудачного канала якобы просматриваются до сих пор и их нетрудно отыскать.

А озеро, возникшее на месте треснувшей, или «репнувшей», земли и последующего ее провала, прозывается и посейчас Репным.

Слепное озеро называлось и Косю-Слепное . Оттого, что в нем якобы утонула слепая лошадь - «кося сліпа», поместному. Да и много было на нем слепней - оводов.

Озеро Вейсово связано с фамилией полковника Вейса, который занимался акцизным сбором пошлин. В 1832 году у него родился сын Иван, и в его честь озеро было названо Вейсовым. А до этого оно прозывалось на разные лады: и Старо-Майданным, потому что в его стороне находилась площадь - майдан, где собирались на свои соборы казаки, должностные лица и выборные от солеварен для рассмотрения и разрешения тех или иных заминок в организации производства, службы и управления; именовалось оно и Маяцким, поскольку рядом пролегала дорога на бывший воинский сторожек Маяки, что в направлении к Святым Горам.

Кривое именовалось еще и так: Кривое-Левадное. Первая половина исходила от кривизны его береговой линии, а вторая - от находившихся поблизости сенокосных левад.

И наконец, поименованное Червленым. Оно же и Червонное, а попросту Червоне. Потому что по его берегам росла вроде бы странная на вид трава - красного, будто кровавого, цвета. Она и поныне тут растет, солончаковая, сочная, хрупкая и красная с виду - солянка, или солонка.

Безымянным же озерцам, именуемым и лиманами, и солонцами, и солончаками, несть числа.

Недаром и развернулись на здешней почве соляные промыслы бог весть когда.

Из названий озер бросается в глаза нечто общее: украинизмы. Стало быть, не одни казенные работные люди, присланные из России, обретались на солеварнях, а стекались сюда и беглые крестьяне-украинцы - от них-то и приняли наименования украинский оттенок. Да еще и украинские казаки с Днепра - «черкасы».

О том, что солеварение на Торах к середине XVII века шло уже полным ходом, засвидетельствовали сохранившиеся в отечественных архивах указы Великого князя Алексея Михайловича. В первом говорилось, чтобы из Чугуева воевода Хлопов посылал ежегодно на Торские озера дружину по 30 человек для защиты солеваров и солеварения. Ибо набеги кочевников не прекращались. Для этой же цели защитной, кроме Маяцкого острожка, вскорости по второму указанию соорудили и на соленых озерах Острожек, в котором службу несла стража из того же Чугуєва.

А вскорости Богдан Хмельницкий жалобился царю: «Некии воришки в Гадяче и Вспрыке и в иных городах вчали бунты и многие злости, и не хотят с ними вместе против государева неприятеля идти, бегают в украинские города и на Торские озера».

На что последовал незамедлительный указ Тишайшего: «В украинские города черкасов и никаких людей, которые придут из полков Богдана Хмельницкого или из Тора, или из иных городов, не принимать и в вечное житие их не ставить».

Не пройдет и четверти века, как все тот же царь вынужден будет из-за непрекращающихся набегов кочевников, которые по весеннему и летнему теплу чуть ли не ежегодно жгли солеварни, торгово-ремесленные посады, разоряли при случае Острожек, преобразованный к тому времени в Торскую крепостцу, - все тот же царь из вынужденной предосторожности обязан будет принять совершенно противоположный указ: «У тех соляных озер для опасения неприятельских людей построен город Тор и призваны на житье черкасы». То бишь заднепровские казаки с Черкасского острова. Они сноровисты были в ратном деле. А к тому и сельщина была им свычна. Да и в солеварении по житейской ухватистости быстро освоились. И их, вероятно, можно считать первыми оседлыми жителями Торских озер.

Торяне, выдвинувшиеся за пределы так называемой Белгородской черты, то есть ряда крепостей, выстроенных для охраны южно-русских границ от Ворсклы до Дона по Северскому Донцу, - находясь на передовом ее крае, торяне больше других терпели из-за набегов кочевников. Их сотнями угоняли в полон. И к концу XVII века Торская крепостца, по донесению чучуевского воеводы царю, «пришла к совершенному разорению».

Поэтому жители бросили соляные озера, и в 1700 году промыслы на Торах запустели. А тем временем в Бахмуте были открыты новые, куда и перебрались сотни торян.

А от Тора осталось только новоявленное название Соляной. Или Соленый. Он-то, собственно, и стал прообразом нынешнего Славянска. Тогда же его исключили из фортификационных сооружений. И определили ему статус уездного городка Екатеринославского наместничества и дали теперешнее имя.

С первой половины XIX века Торские озера зажили иной, курортной жизнью - не менее хлопотной, суетной, зато бойкой и веселой, даже праздной.

В 1827 году штабс-лекарь Яковлев, ознакомившись с лечением на Одесских лиманах, стал успешно применять купания в Репном озере и натирания грязью оного больных солдат. На подмогу его усилиям пришел и харьковский профессор Гордиенко, сделавший изначальные химические анализы и минеральных вод, и тех же грязей.

Слава о целебных свойствах славянских грязей и вод быстро разнеслась по окрестным селам и городам. И вот уж отовсюду ринулся сюда недужный люд - «слабогрудые», с накожными заболеваниями, с покрученными болезнями руками и ногами. И лечились кто как попало, невзирая на запреты местных властей.

Однако приток людей на самолечение не прекращался. А тем более, что с постройкой в 1867-1869 годах Курско-Харьковско-Азовской железной дороги вблизи Славянска, курорт и вовсе стал доступен многим желающим попасть на Торские озера уже и из более отдаленных краев.

Упорядочился приплыв лишь после того, как курорт был передан в собственность города и началось строительство частных санаториев.

Первым директором минеральных вод избрали городского врача Коссовского.

А к концу XIX века вышел царский указ о том, что Славянские минеральные источники возведены в ранг общественно значимых. Не прошло и десяти лет, как на Международной бальнеологической выставке в бельгийском городе Спаа за высокое лечебное свойство представленных туда экспонатов торских грязей Славянский курорт был удостоен наивысшей награды - Большой Золотой Медали и премии Гран-при.

Вот тебе и Торские озера!

3 группа. Легенды о реках Донбасса. Звучит аудиозапись шума реки, щебета птиц.

В книгах И. Костыри «Думы о Донбассе», Е.Мотыжевой «Сказки, мифы и легенды Примиусья» находим объяснение некоторым названиям рек.

Большой Тор - это Казенный нынче, поскольку протекал по казенным, то есть государственным землям. А относительно его притоков, Кривого и Сухого, тут и гадать нечего: первый так назван потому, что кривой, а второй - потому что в летнее время мелеет, пересыхает сильно. Бакай - «глубокая, болотистая яма» в переводе с татарского. На реке Бессарабке жили в петровские времена переселенцы из Бессарабии.

А вот Колонтаевка , что вытекает из безымянного соленого озера и впадает в Казенный торец, хранит особую память.

Однажды небольшой отряд татар напал на баб, которые полоскали в речке белье. Женщины не сплоховали и стали отбиваться мокрыми, тугими и тяжелыми вальками, хлестали их по наглым смеющимся рожам, колотили до тех пор, пока не подоспели казаки, боронившие эту местность от набегов крымских татар и Ногайской орды. И потом долго смеялись над тем, как они сообща иноверцев поколотили. Оттого и Колонтаевка.

Легенда о реке Бахмутке

Существует легенда о дочери половецкого предводителя Бахмета, которая безоглядно полюбила местного пастуха. Но отец воспротивился этой любви, послал бедного пастуха со своей дружиной завоевывать тот же мир, о ладе и покое которого не однажды пел пастух. В одной из стычек пастух погиб. И тогда дочь Бахмета прокляла отца, послав­шего его суженого на верную гибель, а сама бросилась в без­донный яр, заросший до темени лесом. Бахмут-хан так и не отыскал ее.

Прошло какое-то время после разыгравшейся здесь тра­гедии, и в том яру проклюнулся солеродоный родник - вода в нем была солона от слез дочери хана, которая и там, в подзе­мелье, неутешно оплакивала своего любимого горькими, со­леными слезами.

Оттого-то и прозвали-де народившуюся речушку Бахмуткою, а отсюда и - Бахмут.

Кто ж теперь дознается в точности, как оно на самом деле было? В чью честь или память нарекли сим именем речку.

Так или иначе, а прижились на донецкой земле, искони славянской, эти нездешние названия - и Тор, и Бахмутка с прадавних пор. И стали неотъемлемыми, неотторжимыми от нашей древней истории. В том числе и истории солеварения в Донецком крае.

Миус и Миусик

Жили два речных брата – Миус да Миусик. В одной земле одновременно родились, одной водой питались. Всем равны, всем одинаковы. Потому все время спорили они, кто из них старший, а кто меньший брат. Спорили, ссорились, чуть не до драки доходило.

Наконец, решили найти кого-нибудь, чтоб рассудил их спор. Долго искали, и пришли к мудрому ворону, который, будто бы, уже лет триста на земле жил.

Выслушал их ворон, да и говорит:

– Уважу я вас. Ты, первый брат, лейся на юг по западному руслу. Ты, второй, лейся по восточному. А где ваши холмы и русла в одну песчаную долину сойдутся, встретитесь у большого дуба, что ветвями воды касается. Там я вас и рассужу.

Сказано, сделано.

По западному руслу Миусу выпало течь, по восточному – Миусику.

Подумал Миусик:

– Тот победит, кто быстрее до дуба добежит. Начну-ка я течь быстрее.

И помчался, что было сил, стараясь бежать почти по прямой, к дубу заветному. По дороге речушки малые за ним увязались, вместе течь просятся.

Миусик им:

– Недосуг мне, спешу очень. Вы уж сами там за мной старайтесь течь. Коли догоните, так я не против, побежим вместе.

Вот и добрался, в конце концов, к дубу. А на нем старый ворон братьев дожидается.

– Победил я, – кричит Миусик. – Первый притек. Да еще, гляди, с десяток ручейков и речушек за собой привел. Увязались за мной, несмышленые, сами. Но я всех обогнал. Первый я.

– Погоди, – ворон отвечает. – Подождем сперва твоего братца, Миуса.

А Миус по-другому рассудил, когда к дубу течь начал:

– Бежать, я, конечно, умею быстро, не хуже Миусика. Но ведь не всегда ноги – главное. Иногда еще и голову неплохо бы иметь на плечах. Потеку себе пока не торопясь, огляжусь сперва, подумаю. И потек.

И за Миусом, как и за Миусиком, куча речушек и ручейков увязалась, увидевших, что отправился он в путешествие.

Не сильно спешил Миус, каждую речушку ждал, чтоб никого не забыть, не обидеть. Когда и не прямо, а извилисто русло себе прокладывал, чтоб и самый слабый ручеек дорожку к нему найти смог.

– Вместе, – говорит, – идти веселее. Да и путь короче становится.

Тек он теперь в большой компании рек да ручейков, с два десятка их собрал вокруг себя. Струился, окрестными холмами любовался, на дубы глядел, ковыли слушал, прибрежные осоки мыл. Наконец, тоже добрался до заветного дуба, где его ворон да Миусик дожидались.

Посмотрел на обоих братьев ворон и сказал:

– Оба вы молодцы, хоть куда. Ты Миусик, первый прибежал, тут и спору нет.

Ты Миус, больше рек за собой привел, больше воды принес, больший путь прошел.

Хочу я знать, прежде чем решение свое вынести, как каждый из вас сам судил-рядил, когда ко мне спешил, чем руководствовался.

Миусик объясняет:

– Тот из нас старший, кто первый к тебе пришел. Потому что набольший тот, кто самый быстрый да удалый.

Выслушал Миусика ворон, на Миус посмотрел.

Миус ответил:

– Тот самый главный, кто о других думать способен. Потому я так задержался, что все ручьи да родники собрал, которые со мной течь хотели. Слабым русло помогал промыть, сильных рядом вел. Вместе мы к тебе нашу воду донесли.

Опустил голову ворон, задумался. Потом черным клювом черные перья почистил и молвил:

– Польза реки – в том, какой ширины пояс ее водяной, да в том, как глубока вода ее.

Ты, Миусик, торопился, да не так много воды принес. Ты, Миус, меньше спешил, зато воды, в жаркой степи жизнь несущей, больше собрал.

Смотрю я на вас и не только я, любой судья скажет вам, что большая сила у Миуса-реки. Больше в нем воды, а значит, больше пользы от него. Быть Миусу из вас, братьев, набольшим, а Миусику, отныне, во всем его слушаться.

Как сказал, так и стало с тех пор у Миуса да Миусика.

Хитромудрый Пронька (легенда об образовании рек Нагольной и Нагольчика)

Пришел как-то в наши края жить мужик один – рыжий да конопатый. Был он, по слухам, из хорошей семьи, вроде даже дворян польских. Но, кроме старого кафтана и сабли, ничего не имел. Потому, наверное, и прозвали его, скажем, не Прохором Алексеевичем, а, попросту, Пронькой.

Был этот Пронька, хоть и дворянский сын, а жадный да хитрый, словно цыган какой. Все мудрил, как бы богатства подольше и побыстрее добыть. Не было у него матери, но, была б, наверное, и ее Пронька продал бы, если б ему золото показали.

А во всем остальном – очень даже ничего был человек: разумный, утонченный, ухоженный. Разве что плечами узок, да собой худосочен. Ну, может, в поляках у них все такие…

Поселился Пронька там, где сейчас Грузская балка начинается. Хату себе сложил, огород развел, охотиться начал.

А вечерами, когда скучно становилось, в кабак ходил, со товарищами горькой выпить, да в карты в подкидного дурака перекинуться.

Вот однажды возвращались собутыльники домой, и по пьяному делу у старого колодца заспорили, кому из них лучшая жена достанется, самая богатая, да самая красивая.

Каждый, даже тот, кто кривой-косой, себя самым удачливым выставляет. Ну и Проньку, понятно, заело.

Домой пришел, думать стал, как бы ему товарищей переплюнуть, нос им утереть. Всю ночь и целый день думал. А к вечеру вот что случилось.

Постучал кто-то в дверь Пронькину. Открыл он засов, а на пороге девушка стоит. Росточком низенька, одета в простой мужицкий овчинный тулуп, мехом вовнутрь, а лицом красивенька, что солнышко весеннее.

– Ты кто? – Пронька удивился.

– Я – дух здешней земли. Над ковылем ветром летаю, травинки перебираю. В чабрецах истомой лежу – цветочки шевелю. Когда росой с веток терновых вниз качусь, когда шиповничком под ясным солнышком себе бока грею. Дух тутошней земли я, навеки к ней приставленный, богатства здешние храню.

А вчера вот услышала, как ты у колодца похвалялся, что самую лучшую жену себе найдешь, и решила прийти, посмотреть на тебя, в доме твоем погостить. Пустишь?

Пронька дверь пошире отворил:

– Милости просим. Такой-то красавице. А как звать-величать-то тебя?

– Навка я. Дух невидимый. Нету у меня имени крещеного. Как хочешь, так и назови. Да вот хоть Глафирой. Чем не имя? – девушка отвечает.

– Ну, Глафира, так Глафира. Только угощать мне тебя нечем. Сама знаешь, житье холостяцкое. Разве что чаем напоить могу.

И стал Пронька Глафиру чаем угощать. За чашками и просидели так вдвоем, поговорили сколько-то.

Пронька времени счет с навкой потерял. Будто вовсе она не мужичка, как по тулупу скажешь, а барыня, либо княжна какая.

Всю Пронькину любимую поэзию знала, о книжках ученых умно говорить могла, словно сама их читала, забытые песни, что Пронька в детстве от матери слышал, легко вспоминала. А уж какие шутки шутила да сказки сказывала – все ночные туманы за окном от смеха развеялись, и на горизонт вышедшее утреннее солнце тоже улыбаться стало.

Думал-думал Пронька, и насмелился:

– А оставайся-ка ты, – говорит, – у меня насовсем жить. Вместе веселее. Будешь мне жена. Готовить-то умеешь?

– А то, – Глафира отвечает. – Как все девки в этих краях: и готовить, и стирать, и штопать, и за скотиной ходить.

– Ну, коли и за скотиной ходить, это вовсе хорошо, – Пронька руками от радости прихлопнул. – Значит, решено. Только надобно тебе тулуп твой нагольный на сарафан, какие бабы тутошние носят, сменить. Есть у тебя в богатствах такой?

Глафира ему:

– Про тулуп мой нагольный думать – не твоя печаль. Сама себе такой выбрала – в девках ходить. Захотела б – здешние цветы попросила, одели бы меня хоть в шелка, хоть в парчу.

Но, теперь ты, коли мужем стал, сам позаботься обо мне. Сарафан мне справь такой, какой тебе нравится. По мне – все красиво, во что оденешь меня.

Так и стал Пронька с Глафирой жить. Сердцем, конечно, тянулся к навке, нравилась она ему.

Но умом да хитростью тоже думал: «Коли и впрямь она – всей этой земли дух, то укажет мне путь короткий ко всем богатствам ее. А нет – так с собой в приданое принесет, уж, наверное. Нельзя такое счастье просто так из рук выпускать».

Время прошло. Живет с Глафирой Пронька. Всем жена хороша, в любом деле – загляденье. Только богатства в его хате особого не прибавляется. Ни золота, ни серебра, ни каменьев дорогих, чем перед товарищами в кабаке похвастаться можно было бы.

Пронька серчать стал. На жену косо поглядывать. От чая со стихами и песнями его с души воротит, от запаха ковылей да чабрецов – голова болит. Тут еще забеременела Глафира, сына родила.

Думал Пронька, хоть после этого на его голову золотой дождь прольется, ан нет. Заколодило намертво. Вовсе озлился Пронька. А как сын ему спать мешать ночами стал, совсем волком вызверился, в темную ночь выгнал обоих из дому. Глафире, с сыном на руках, вслед ее овечий тулуп выбросил и дверь захлопнул. Отказался от обоих.

Ушла Глафира в чисто поле, бухнулась грудью о землю сырую и обернулась речкой – Нагольною, а сына обернула реченком – Нагольчиком.

Потекли себе вдвоем неспешно по степи широкой по своим речным делам. Только один раз водой в сторону пронькиного дома Нагольная плеснула: «Пожалеешь ты».

Время идет, Проньку обида гложет. В кабак стал все чаще заглядывать. В карты с собутыльниками да случайными людьми стал все чаще поигрывать. И вот однажды сел он играть со старым казачьим сотником из Леоново-Степановки, что выше по реке стояла, да проигрался ему вчистую. И хату свою проиграл, и землю, и хозяйство, и кафтан, что на плечах был надет, и собственные штаны. Захотел отыграться, а сотник ему и говорит:

– Дам тебе отыграться. Но – уговор. Слышал я – дворянин ты. Коли опять проиграешь, возьму я тебя зятем. Дочке моей единственной как раз муж нужен, а мне – сын. Ну а выиграешь – твое счастье, все долги тебе прощу.

Услышал Пронька о женитьбе – на сотника получше поглядел. Вроде небедный мужик. Наверняка за дочкой хорошее приданное даст. Да и незазорно будет перед товарищами зятем сотниковым себя оказать. Подумал-подумал Пронька и согласился.

Стали играть. Пронька, теперь уж нарочно, сотнику проигрывает. Победил сотник.

Живо Проньку к себе в бричку посадил и в свое село повез. Дочке своей под хомут.

Как ехал Пронька в Леоново-Степановку, все думал, сколько выгод от женитьбы ему перепадет. А на деле по-другому вышло.

Жена досталась Проньке ленивая, старая, толстая да рябая. Живого весу в ней, почитай, пудов восемь было. Красоты и вовсе никакой. А характером – не приведи господь, хуже армейского фельдфебеля. Чуть что не по ней – живо мужа тумаками да затрещинами воспитывала. А скажет он хоть слово против – под себя подомнет, сверху на грудь сядет, да ну Проньку по щекам хлестать и волосы ему с макушки клочьями драть.

Про детей да любовь, какая у мужа с женой случается, и слышать не хотела.

Думал Пронька, хоть имение свое ему сотник отпишет, а он его одной дочери завещал. Зятя вовсе бесправной церковной мышью перед народом выставил. При важной жене-помещице в простого денщика превратил.

Жалел потом Пронька, лысину от солнца лопухом прикрывая, что за большим счастьем погнался, а малое потерял, да поздно. Видно, насмеялась над ним навка, подарила ему жену такую, какую заслуживал.

V. Закрепление изученного.

На интерактивной доске вы видите кресс-кросс. В нем зашифрованы названия рек нашего края. Ваша задача - увидеть и назвать их.

VІ. Рефлексия.

Какая ленда понравилась и запомнилась вам больше всего? Почему?

Какая информация в вашей копилке кажется вам наиболее ценной?

VІІ. Итог урока.

Каждый географический объект имеет научное объяснение своего названия. Этим занимается наука этимология. Однако параллельно с официальным объяснением нередко существуют фольклорные, мифологические объяснения тем или иным названиям, такие, какими они запечатлелись в памяти народа.

Я предлагаю каждой группе составить сенкан на тему нашего урока по алгоритму: 1 строка: название понятия, 2 строка: 2 прилагательных, 3 строка: 3 глагола, 4 строка: фраза или предложение, 5 строка: вывод одним словом.

VІІІ. Домашнее задание.

Ваши домашним заданием будет творческая работа. Придумать свою легенду о любом географическом объекте Донецкого края.

Литература

1. И.Костыря. Думы о Донбассе. http://donpatriot.ru/legendi_o_donbasse.html

2. Е.Мотыжева «Сказки, мифы и легенды Примиусья» http://17mkurgan.wmsite.ru/rasskazy-i-otchety/skazki-mify-i-legendy-primiusja/


Юзовка. Коксовый завод

Когда-то давно люди верили, что где-то далеко, в заморских странах, живут люди с песьими головами. Просвещение уничтожило эти легенды, но как бы в отместку просвещению, появились навязанные средствами массовой информации стереотипы. Стереотипы вздорные, мерзкие, граничащие с ксенофобией, иногда даже бесчеловечные. Демонизируются украинцы в глазах россиян, демонизируются россияне в глазах украинцев, демонизируется Донбасс в головах украинцев и россиян. О Донбассе я и хочу поговорить.

Итак, мифы о Донбассе.

1. В Донбасс свозили людей из России сотнями тысяч. Специально. Принудительно.

На самом деле в Донбассе представлены в основном потомки переселенцев из Левобережной Украины и южных и центральных областей России. Три года назад я принимала участие в исследовании этого вопроса, так что в теме. Конкретно в Донецке количество украинцев и русских приблизительно одинаково. Очень большой процент смешанного населения. Интересно, что у нас довольно значительное количество людей с белорусскими корнями (кто-то из бабушек-дедушек был из Белоруссии, но чистокровных белоруссов мало).
Приезжали к нам добровольно. Донбасс притягивал возможностью заработка. Мой прадед с сыновьями приехали на Донбасс в 1910 году. Они заработали денег и, вернувшись в деревню, купили лошадь.
До революции народ переселялся из-за малоземелья, после революции - бежали от коллективизации. Да и вообще, урбанизация - глобальный процесс, затронувший все без исключения страны. В ХХ веке миллионы крестьян стали горожанами.

2. Донбассовцы - люди, оторвавшиеся от своих корней.
Отчасти это так. Приехал ли человек из Полтавской области или из Орловской - его корни оставались где-то там. Но нельзя сказать, что мы - Иваны, родства не помнящие. Я, например, знаю, что мои предки были крепостными князя Оболенского. Раньше в Донецке были землячества, люди поддерживали связь с родным краем. Дед мой всегда посещал собрания своего землячества.

3. Донбасс был заселен зеками.
Я не знаю, откуда взялась эта легенда, она явно брехливая. Формирование Донбасса существенно не отличалось от других промышленных регионов. Понятно, что клондайки всегда притягивали авантюристов, но в этом Донбасс тоже не оригинален. Особенно хочу подчеркнуть, что в Донбасс приезжали люди активные, энергичные, не желавшие мириться с нищетой.

4. В Донбассе всегда жили одни уголовники .
Да, в Донбассе выше уровень преступности, чем в сельских районах с их традиционным укладом. В промышленных регионах всегда преступность выше, чем в сельскохозяйственных. И эта особенность характерна для всего мира, а не только для одного Донбасса.

Горный дух Донбасса - Добрый Шубин

Кто из нас в детстве не зачитывался уральскими сказами Павла Бажова о Хозяйке Медной горы?..

Оказывается, и у донбасских шахтеров есть свой мифологический горный дух - Добрый Шубин. Горняки Донбасса не просто верят в него, они могут рассказать об этом духе много интересного.

Добрый Шубин постоянно выручает шахтеров, заранее предупреждая об обвалах, а то и богатый угольный пласт укажет, оттого и прозвали его - добрым. Хотя нерадивых и ленивых Шубин не любит и может даже наказать или хотя бы попугать немного.

Здесь принято уважительно относиться к этому духу, говорить о нем только добрые слова, чаще всего благодарственные, реже - с какой-либо просьбой, делиться обедом, ну и так далее. А в самом Донецке есть памятник горному духу, и даже выпускается пиво «Добрый Шубин».

Неизвестно, радует ли это мифического духа, но зато укрепляет веру в него самих шахтеров и их близких, которые, провожая горняков под землю, надеются на помощь со стороны Доброго Шубина.

Одна из легенд о Добром Шубине

Согласно легенде, Добрый Шубин появился на горных выработках Донбасса не позднее XIX века, хотя вполне возможно, что горняки знали о нем с самого начала разработки здесь каменного угля, то есть еще с XVIII столетия. Что это за дух и откуда он взялся, никто толком не ведает, но существует несколько известных историй, связанных с ним. Мы расскажем вам лишь одну, самую интересную и во многом поучительную.

Рассказывают, как однажды на Донбассе появился английский предприниматель Джон Джеймс Юз, который прослышал про этот богатый углем край и приехал в Россию поправить свое материальное положение. Здесь он строил шахты, основал металлургический завод, возле которых постепенно вырос рабочий поселок Юзовка - будущий Донецк. Но это было уже потом, а вначале Джон долгое время не мог нащупать угольную жилу и даже стал сомневаться в успехе своего предприятия.


Но… однажды ему встретился в поле пастух, высокий старик с густыми бровями и жгучими глазами. И поведал Юзу, что угля в местной земле действительно много и он покажет барину, где его найти. Правда, с одним условием, что Юз не будет неправды чинить, обижать рабочих и никогда не нарушит обозначенных на карте границ. С этим пастух и подарил англичанину карту угольных месторождений. От радости Юз аж заплясал на месте, глянь - а старика уж и след простыл.

И все у английского барина с тех пор пошло на лад: шахты развиваются, уголь идет на плавку железа - бизнес процветает. Но все это было до тех пор, пока Юз держал слово, данное загадочному пастуху. Однако жадность - главный враг любого человека. И не выдержал испытания британец, нарушил границы дозволенного, да и рабочих стал притеснять. И тогда явился ему во сне страшный старик, сверкнул своими жгучими глазами и сердито молвил - готовься к худшему, жди беды.

Беды тут же и посыпались на голову промышленника: приключилось серьезное несчастье с женой, погиб сын, не говоря уж о самом бизнесе, который вдруг покатился под гору. Бросился барин искать пастуха, чтобы попросить прощения, да где ж его в мире-то найти?..

Тут только Юз и обнаружил на карте, данной ему загадочным стариком букву «Ш», а старики-рудокопы пояснили хозяину, что это знак горного духа Шубина…

Видео: Мифологический горный дух Донбасса - Добрый Шубин



http://esoreiter.ru/

Легенды Донбасса

Цели : расширить знания учащихся об истории Донецкого края, познакомить с легендами; развивать патриотические чувства к родному краю и людям проживающим на этой территории, интерес к изучению истории своей родины; воспитывать чувство любви к родной земле.

Оборудование : слайды; портреты и иллюстрации к теме.

Ход занятия

1.Орг.момент

2.Сообщение темы занятия.

2.1 Введение

а) Стих(читает наизусть подготовленный ученик)

Донецкий край, торопиться автобус,

Бежит дорога лентой голубой…

Мне в этом крае довелось родиться,

И мне не надо родины другой!

б) Слово учителя:

Родина! Великое слово! Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами – это Донбасс. Каждая страна гордиться своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому…

2.2 Беседа

Ребята, что вы знаете об истории нашего края?

Какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе?

Какие исторические памятники расположены в нашей местности?

3.Работа над темой занятия

3.1 Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. (по рядам). Каждому ряду предлагается прочитать и обсудить данную легеду,а также рассказать своим одноклассникам её, показав иллюстрации к ней(на доске)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а возле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.

- Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасенный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. От их браков и пошло племя сарматов.

3.2 Словарная работа

Нутро- внутренние органы человека или животного.

Байрак- овраг, зарастающий широколиственными, преимущественно дубовым лесом.

Яр- высокий, обрывистый, обычно речной и не затопляемый берег.

3.3 Беседа

Понравились ли вам легенды?

Что нового узнали?

А что такое легенда? (предание о исторических событиях или личностях)

4. Синквейн о Донбассе

Донецк

Родной, любимый,

Учит, ждёт, вдохновляет

горжусь историей своего края.

Мечта.

5. Стихотворения о Донецке.

1 ученик

На свете много мест чудесных!

Прекрасна вся наша Земля!

Но мне роднее и милее,

Донбасс – там, где родился я!

2 ученик

Где люди уголь добывают, руду

и делают металл,

Мой край растёт и процветает!

Он красивее и лучше стал!

3 ученик

Я хочу, чтобы люди спокойно

Ложились, вставали,

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили

В любви и согласье...

И за светлое счастье.

6.Итог.

Детские сердца – подарок Донбассу.(каждый учащийся на вырезанном сердце пишет пожелание родному городу и клеет на ватман)















Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: