Сказание о белгородских колодцах план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему. "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе" Сказание о белгородском киселе содержание темы герои

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли. Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда

Встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться вра­гам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по од­ной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтуш­ку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказа­ли: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство - художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего. На этой странице искали:

(7 оценок, среднее: 2.57 из 5)



Сочинения по темам:

  1. У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец...
  2. Из детдома намечалось отправить на Кавказ двоих ребят постарше, но те тут же растворились в пространстве. А двойнята Кузьмины, по-детдомовскому...
  3. К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей...
  4. Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти...

Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.

Степные народы

Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам. Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси. Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят - отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса. Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов. Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли. Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Примечания

«Сказание о белгородском киселе» - литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов. К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород - это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году. Корчага - это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний. Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум. Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Конспект урока

Тема. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель :

  • воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;
  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Беседа.

Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).

Каков смысл сравнения?

Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.

Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?

Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.

3. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.

Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?

Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?

Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.

Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.

4. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».

План.

1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.

2.Антониев монастырь.

3.Николо-Дворищенский собор.

4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.

До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.

Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.

Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.

Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) - один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.

Что характерно для памятников архитектуры этого периода?

5. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет».

Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…».

Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

6. Слово учителя.

«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.

Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.

В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.

О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.

Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.

Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.

На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.

7. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.

Медуша - погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков.

Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10-12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.

Латка - г ончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.

Лукошко (от лук, лука́ - "изгиб, дуга") - гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.

Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.

Печенеги , русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.

Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.

Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.

Как можно оценить поступок белгородцев?

Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.

Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.

Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».

Его писали в три слова: «въ своя си».

Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

8. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»

9.Сообщение «литературоведа» о Несторе.

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. - Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

10.Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Каким вы представляете героя оперы?

11. Обращение к иллюстрации трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.

В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?

12. Выразительное чтение учителем фрагмента из Повести временных лет» на древнерусском языке от слов «Въ лето 6505. Володимеру шедшю к Новгороду» до слов «и въ своя идоша».

Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша. И бѣ же одинъ старець не былъ в вѣчи томь, вьпрашаше: «Что ради створиша вѣче людье?» И повѣдаша ему, яко утро хотять ся людье передати печенѣгомъ. Се же слышавь, посла по старѣйшины градьскыя и рече имъ: «Слышахъ, яко хочете передатися печенѣгомъ». Они же рѣша: «Не стѣрпять людье голода». И рече имъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обѣщашася послушати. И рече имъ: «Сберете по горьсти овса, или пшеницѣ, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повелѣ женам створити цѣжь, в немже варять кисель, и повелѣ копати кладязь, и вьставити тамо кадь, и налья цѣжа кадь. И повелѣ копати другий кладязь и вьставити тамо другую кадь. Повелѣ имь искати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бѣ бо погребено вь княжи медуши. И повелѣ росытити воду велми и вьльяти вь кадь и в друземь кладязѣ тако. Наутрѣя же посла по печенѣгы. Горожани же рекоша, шедше, печенѣгомъ: «Поимете к собѣ тали наша, а васъ до 10 мужь идете вь градъ и видите, что ся дѣеть вь градѣ нашемь». Печенѣзи же радѣ бывше, мняще, яко хотять ся передати, а сами избраша лучшии мужи вь градѣ и послаша я вь град, да розъглядають, что ся дѣеть вь градѣ у нихъ. И придоша вь градъ, и рекоша людие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лѣт, что можете створити намъ? Имѣемь бо кормьлю от земля. Аще ли не вѣруете, да видите своима очима». И приведоша я кь кладязю, идѣже цѣжь, и почерпоша вѣдромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведоша кь другому кладязю, и почерпоша сыты, и почаша ясти первое сами, потом же и печенѣзѣ. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему вѣры наши князи, аще не ядять сами». И людье нальяша корчагу цѣжа и сыты от кладязя и вдаша печенѣгомъ. Они же, пришедше, повѣдаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенѣжьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онѣхъ пустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.

Какова интонация отрывка?

Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.

IV. Подведение итогов урока.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я понял(а)…

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.

3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».

4.Подготовить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.

5.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде;


Владимир князь отправился за воинами в Новгород, пока его не было, печенеги пришли на Русь. Засели они в Белгороде и окружили город. Белгород был хорошо укреплен и долго держал оборону, только вот есть людям становилось нечего, начинался голод.

Собрались все жители на вече и стали решать, как поступить. Все люди решили, что лучше сдаться врагам, чем помирать голодной смертью.

Но один старый человек, который не приходил на вече, не был согласен с решением народа. Он попросил дать ему сроку 3 дня и пообещал, что печенеги оставят Белгород.

Велел старик, чтобы каждый принес какой-нибудь крупы или отрубей. После этого он велел женщинам сделать кисель, просто размешать крупы с водой. Потом он сказал, чтобы мужчины выкопали два колодца. В один колодец поставили кадку с киселем, а в другой колодец с медом, который так же взяли у жителей всего города.

Наутро представители вече пошли к печенегам и предложили им посмотреть, как идут дела в городе. Кочевники согласились, но для своей безопасности взяли в плен нескольких жителей.

Печенеги подумали, что сейчас жители сдадутся и уже обрадовались. Жители города сказали печенегам о том, что они зря себя губят и им никогда не перестоять защитников этого города.

Жители постоянно повторяли, что с ними ничего не случиться, если их враги не уйдут. Они показали кочевникам свои колодцы. Сначала подошли люди к первому колодцу, достали кадку и там был кисель. Они его разогрели на костре и подошли ко второму колодцу, достали от туда меда. Печенеги не верили своим глазам и стали есть вместе с жителями.

Печенеги сказали, что их воеводы не поверят им. Тогда жители налили им еды с собой, чтобы те угостили своих воевод. Когда печенеги пришли к своим правителям, они стали им рассказывать, что видели в русском осажденном городе, а потом угостили их киселем и медом. Сначала властители не верили, но как испробовали еды, удивились богатству русской земли.

Поняли печенеги, что никогда им не победить славный город Белгород. Поэтому они сняли осаду, отпустили пленных и ушли из этих мест.

Сказ говорит о том, что можно одолеть противника не физической силой, а хитростью и предприимчивостью. Поэтому прежде, чем сдаваться даже в самой трудной ситуации, сначала нужно хорошо подумать.

Картинка или рисунок Сказание о белгородских колодцах

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: