Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево. Сочинение по картине Юон "Русская зима. Лигачево" Юон русская зима лигачево


Константин Федорович Юон – певец родной земли ()









Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес… Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…




Задание Подберите синонимы к слова Художник – картина - (картина) чудесная – блестит – (небо) голубое – (настроение) праздничное – живописец, пейзажист, мастер кисти репродукция, полотно прекрасная, замечательная искрится, сияет, сверкает светло-синие, лазоревое жизнерадостное, доброе


Творческое задание. Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы они отражали содержание картины. «К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________. На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки. Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника. Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

Конспект открытого урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся войти в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее глазами художников, поэтов, композиторов. Очень хочется, чтобы вы почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. Приглашаю вас совершить сегодня еще одно путешествие- экскурсию в природу, в одно из лучших ее времен года. Итак, начнем свое путешествие с матушки- зимы.

Тема нашего урока: подготовка к сочинению – описанию по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

Цель урока: продолжить обучение словесному описанию картины,

выявить собственное видение красоты; прививать любовь к искусству и родной природе.

Задача : умение правильно передать содержание картины средствами языка.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, репродукции картин известных художников, детские рисунки о зиме, музыка П.И. Чайковского, А.Вивальди.

На уроках литературы мы не раз говорили о том, как описывают красоту родной природы замечательные русские поэты. Давайте вспомним поэтов- классиков, их видение зимы.

Чтец: В. Брюсов «Первый снег». Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно - голые вчера.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Кто же еще из русских поэтов посвятил поэтические строки этому чудесному времени года?

С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Чародейкою-зимой…», И.А. Бунин «Белым снегом все вокруг запушено»…

Учитель: Каким теплом, задушевностью проникнуты есенинские и пушкинские строки! Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в ней, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное отношение к природе.

Эти же звуки мы можем уловить и в чудесной музыке. Назовите композиторов, посвятивших музыку этой прекрасной поре? (Чайковский П.И. «Времена года», Антонио Вивальди… (звучит фрагмент музыки Чайковского «Февраль», А.Вивальди «Зима». Чудесная мелодия.

А не подобные ли чувства испытываем мы, восхищаясь картинами наших живописцев.

(На экране картины известных художников.) Посмотрите, как точно передано состояние природы талантливыми мастерами.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством К.Ф.Юона.

А что вам известно об этом художнике?

К.Ф.Юон жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачево, занимался изучением истории и теории искусства, являлся доктором искусствоведения. Лауреат Государственной премии, секретарь союза художников. Любил пейзажи, лучшие пейзажи о родной природе написал в Лигачево.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

А теперь рассмотрим картину более внимательно.

1. Какие слова и из каких произведений можно взять в качестве эпиграфа к сочинению по этой картине? (А.С.Пушкин: »Мороз и солнце! День чудесный», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»; С.А.Есенин: »Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…, И.А. Бунин «Белым снегом все запушено», Ф.И. Тютчев: «Чародейкою зимою…», В.Я. Брюсов » Серебро, огни и блестки,- целый мир из серебра…» (запись на доске и в тетради эпиграфа.)

2. Когда будете писать сочинение по картине - пейзажу, какой тип речи вы будете использовать? Вспомним, что такое описание? (идея)

Открыли тетради. 1 составим коллективно план (прилагается) и запишем ключевые слова.

3 Как бы вы начали описание картины. (Ребята называют ключевые слова)

(Сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом . (Рабочие материалы как образец, запись в тетрадь.)

4. Какие тона использует мастер холодные или теплые. Какой цвет преобладает в картине? (вся картина написана в голубовато- серебристом цвете, серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые)

5. Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег? Подберите ключевые слова. Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, используйте художественные средства (запишите самостоятельно) (белый, пушистый, серебристый, долгожданный, тихо слетают снежинки, все покрыто блестящим инеем) (запись в тетрадь)

6. Ребята, какие изобразительные приемы использовали вы при описании природы? (Эпитет, олицетворение, сравнительный оборот, метафора.)

7.Подберите эпитеты к существительным: день (чудесный), (морозный) (свежий прозрачный воздух, небо (свинцовое, серое)

8. Теперь опишите лес, деревья, изображенные на картине художника. Что сразу бросается в глаза. Березки. Где стоят березки, опишите их. (Среди всех деревьев выделяются величавые, гордые русские березки (вспомните стихи Есенина) «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.., березки словно укутаны кружевом, сплетенным волшебной рукой, иней звездочками сверкает на них, березка очень дружна с зимой, она прибавляет ей красоту, зима нарядила ее словно невесту, березка прекрасна в любом наряде, (Есенинская березка «Пороша» На пушистых ветках снежною каймой, распустила кисти белой бахромой…)

Зима - кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле. (запись в тетрадь ключевых слов)

10.Ребята, Как же удалось художнику наполнить картину солнечным светом, не показывая самого солнца?

11.Итак, благодаря изобразительно – выразительным средствам у нас получается словесное описание картины.

12.А что еще мы видим на картине помимо природы? Давайте опишем занятия самых маленьких героев. Как показал художник заинтересованность ребят этим зимним временем года? (подбор ключевых слов)

Суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега. На улицу высыпало много детворы. У всех веселое, бодрое настроение. Неугомонные ребятишки играют в снежки и катаются с горки на санках. Вдали дети собираются лепить снежную бабу. А я смотрю на эту картину и думаю: »Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником и поваляться в сугробе (ключевые слова, запись в тетрадь).

Словарные слова. (Запись на доске).

13.А кого еще художник изобразил рядом с детьми? Даже собаки и те рады приходу зимы, они бегут впереди детворы и лаем приветствуют наступление зимы. А я думаю, что дети, изображенные на переднем плане, идут кататься на лыжах в лес, который находится рядом.

14.А что изобразил художник справа? (На небольшом бугорке мы видим дома, крыши, которых покрыты белой мохнатой шапкой.)

А чем по – вашему занимается взрослое население? Взрослые заняты своими трудовыми делами. Мы видим лошадей, запряженных в сани, слышим скрип саней, наверно, мужчины поедут в лес за дровами, а может, и за продуктами. Женщины занимаются хозяйством, готовят вкусный обед.

15. Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? (скрипом снега, пением птиц, стуком дятла по дереву, шелестом ветвей, даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…)

16 Можно ли сказать, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

Ученик. Думаю, да, картина написана в подмосковной деревне, где художник многие годы жил и работал, где ему были знакомы и любимы каждая березка, каждая сосенка и избушка. Мастер превосходно знал русскую природу и горячо ее любил. И все тонкости ярко, точно описывал в своих картинах.

17. Понравилась вам картина?

Ученик: Мне, например, очень понравилась. Я люблю зиму, а на картину смотришь и такое ощущение, что ты сам находишься в этом местечке с мальчишками, лепишь с ними бабу снежную. Да и просто хочется поваляться в этом снежном сугробе, потрусить деревья, чтобы и тебя запорошило снегом.

А мне очень грустно, потому что такие зимы у нас бывают очень редко. И мы можем насладиться такой красотой только на картине или увидеть в кино.

Учитель (на фоне музыки) Да, в каждом времени года есть свое очарование. И поэты, и художники, и живописцы не могли не заметить, как удивительна зима.

К.Ф.Юон - настоящий знаток родной природы. Недаром его называли поэтом русского пейзажа. Такие пейзажи заставляют внимательно присматриваться к окружающему миру, еще больше любоваться и восхищаться им.

Ребята! Сегодня на уроке вы смогли еще раз убедиться, как же воедино сливаются живопись, музыка и поэзия.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение по картине.

Приложение 1.

План.

  1. К.Ф.Юон - замечательный мастер русского пейзажа.
  2. Волшебница – зима:

а) снег;

Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

Учитель русского языка и литературы

Л.В.Белогорцева

Ст. Ессентукская
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : русский язык

Класс : 5

УМК : “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

Урок рассчитан на 1 учебный час (=45 минут).

Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.

Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)

Оборудование: компьютер, проектор, репродукция картины К.Ф. Юона“ Русская зима. Лигачево”, стихотворения о зиме, презентация учителя, презентации учащихся, рабочая карта урока (приложение ).

Цель: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться художественно-выразительными средствами в письменной и устной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
  • Опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения обучающихся, подготовиться к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Ход урока

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата).

слайд № 1

Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока (приложение ). Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.

Целеполагание:

Какие цели поставим для себя? (дети отвечают, учитель обобщает) (слайд № 2)

Вступительное слово учителя :

За окном сегодня морозный солнечный зимний день, как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.

2. Актуализация знаний.

Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)

А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).

Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)

Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 4)

Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).

Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение)

А вы любите зиму? Какие ассоциации возникают при слове зима? (слайд №5)

(катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.)

О рфографическая пятиминутка.

(слайд № 6).

Задание № 1 на рабочем листе (дублируется на слайде): Дети по цепочке читают слова, называют пропущенную букву, объясняют выбор.

3. Изучение нового материала.

Да, зима замечательное время года. Многие поэты, писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.

(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)

На фоне музыки демонстрируются картины зимненго пейзажа.

Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)

Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии (на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).

– Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).

Понравились вам стихотворения?

А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).

Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.

Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.

Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).

(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)

Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”

(слайд № 10), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.

Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)

Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)

Что увидели на переднем плане? (ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)

Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).

А теперь отдохнем. Физкультминутка (слайд №11)

Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжим урок. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу. (рабочая карта). На самостоятельную работу отводится 3-5 минут.Затем дети зачитывают свои записи, дополняют их.

  • 1 колонка заполняет строки - снег, деревья
  • 2 колонка заполняет строки - воздух, небо
  • 3 колонка – дети, избы
  • 4 колонка - настроение, пейзаж

Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.

Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 12-13

Подведем небольшой итог:

Какова тема картины? (русская зима)

Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф.Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет, пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).

Перейдем к следующему этапу.

Задание №3 Словарная работа.

Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 14)

Нарисовал- создал, изобразил, показал.

Картина- полотно, произведение живописи, репродукция.

Заключительный этап работы.

Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.

Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта).

1 часть (вступление)

О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)

К.Ф. Юон-замечательный художник - пейзажист.

О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)

2 часть Русская зима в изображении Юона.

А) Белый и пушистый снег.

Б) Деревья-великаны.

В) Небо, воздух.

Г) Зимние забавы ребятишек.

О чем напишем в заключении?

3 часть. Заключение.

Какие мысли и чувства вызывает пейзаж, какое настроение создает. Что хотел сказать художник своей работой?

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).

Все ли удалось?

Что вызвало затруднение?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.

Из опыта подготовки учащихся к сочинению-описанию

картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона

«Русская зима. Лигачево», 5 класс).

Данный урок разработан по программе М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс» после изучения темы «Когда слово употребляется в переносном значении».

Цели:

1 закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;

    научить описывать зимний пейзаж;

    продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;

    воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

    Обеспечить учащимся сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока.

Оборудование : презентация, распечатки с творческим заданием

Ход урока:

    Слово учителя :

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над художественным описанием, и будем строить эту работу на материале пейзажа. Мы познакомимся с картиной замечательного русского художника К.Ф. Юона. А вот какое время года будет изображено на картине, давайте попробуем догадаться с помощью музыкального произведения Вивальди - (звучит музыка Вивальди). Учащиеся высказывают свои предположения.

Записываем в тетрадях число, классная работа, тема урока «Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво»

    Но прежде чем работать по теме урока, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.

    Работа с терминами: художественное описание, композиция…., синонимы, метафоры, эпитеты, сравнение.

      • Вспомните, как строится сочинение (композиция).

Вступление – ввод в тему с указанием предмета описания и общее впечатление о нем

Основная часть – раскрытие темы: непосредственно само описание предмета и его элементов

    Каковы задачи описания?

    (Описать предмет и передать свое отношение к нему)

    С помощью чего художник это делает? Каким средствами это делает художник?

    (Художник передает свое ощущение с помощью красок и освещения)

    А нам с вами какие художественные средства необходимо использовать, чтоб описание было более красочным, выразительным и точным?

    (мы должны использовать такие художественные средства, как: сравнения, метафоры, слова в переносном значении, олицетворения)

    (подвести какие – то итоги их работы: отметить более активных, более точные ответы, более полные ответы)

    Сегодня мы знакомимся с творчеством Константина Федоровича Юона и его картиной. Внимательно рассмотрим эту картину, постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите небольшую творческую работу по этой картине. Вся наша работа на этом и на последующем уроке – это подготовка к сочинению по данной картине.

    Знаете ли вы этого художника? Можете ли что–нибудь рассказать о его творчестве?

Тогда я вам расскажу о нем, а вы, внимательно слушая, запоминайте те образные средства, которые я буду использовать при описании полотен (картин) художника, можете записать их для себя. Запишите малопонятные и незнакомые для вас слова, чтоб потом мы их разобрали (слова записаны и на доске учителем)

К.Ф. Юон (1875-1958г) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать ослепительную зиму . Нежное голубое небо, голубовато – розоватый снег, яркое солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на картинах К.Ф. Юона. Его картины «Волшебница зима», «Русская зима. Лигачево», «Весенний солнечный день» и «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Физкультминутка для глаз

2.Рассматривание репродукции с картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». (Звучит музыка Вивальди «Зима»)

    Почему картина так названа?

    Каквы думаете,какой месяц изображён? Почему?

    Какую местность изобразил художник? Где находится лес?

    Какова тема картины? (Русская зима)

    Основная мысль? (Красота, великолепие русской зимы)

    Какие краски преобладают на картине? Почему?

    Какие оттенки преобладают?

    Что изображено на картине?

    Как вы считаете, где находится художник? (На невысоком пригорке) Почему вы так решили?

3. Работа над понятиями «передний план», «задний план».

Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).

Что художник изобразил на переднем плане картины?

Слово учителя :

Русская зима богата снегом, который поражает разнообразием различных оттенков.

Задания : каковы оттенки снега на картине Юона?

Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый и т.д.

Отчего зависит цвет снега? (От освещения, от падения тени).

Где снег яркий, светлый?

А где темный?

Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине? (Блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий и т.д.).

С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега?

(Блестит, переливается, сверкает и др.)

Что художник изобразил на заднем плане? (Задний план - то, что находится в отдалении и картины).

Что вам напоминает пушистый иней, согревающий ветки берёз?

Что художник нарисовал слева от берёзы? Чем гордая красавица-ель отличается от мощных елей, окружающих берёзку?

Тепло ли ей? (Снег, как пуховое одеяло, согревает растение).

Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно?

Кого художник изобразил в центре картины? (Мальчишек).

Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать?

Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку.

Какие звуки можно услышать в лесу?

Слово учителя: от картины веет тишиной, покоем, автору близок этот уголок природы, он любуется зимним пейзажем.

А какие чувства испытываете вы? Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите свои чувства и отношение к русской зиме (звучит музыка Вивальди).

Слово учителя:

Да, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем.

Недаром Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.

Русские классики тоже не остались равнодушными к красоте русской зимы и посвятили ей ряд строк, который вам предстоит собрать.

Тексты стихов делятся на части, каждая часть записывается на отдельный листочек. Детям дается задание по группам: кто быстрее и правильнее соберет стихи и выпишет наиболее образные выражения, с помощью которых можно описать картину Юона.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

А.Пушкин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белую косынкой,

Подвязалася сосна.

С.Есение

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.Тютчев

Эти слова можно использовать в сочинении.

Итак, с чего начать сочинение?

Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению (Распечатать на листочках):

    Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

    Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

    Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

(Ответы ребят)

Продумайте начало сочинения. Оно должно отражать ваше настроение, ваше впечатление от картины.

4. Составление плана сочинения. Запись плана в тетради .

1.Красота русской зимы.

2.Описание снега.

3.Деревья.

4.Мальчики и собака.

5.Моё отношение к русской зиме.

    Словарная работа .

Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание

Подберите синонимы к словам:

        1. Художник (живописец, мастер кисти, пейзажист)

          Картина – (полотно, репродукция)

          (Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)

        1. Блестит – (искриться, сияет, сверкает)

          (Небо) голубое – (лазоревое, светло – синее)

          (Настроение) праздничное – (доброе, жизнерадостное)

    Орфографическая работа.

Соревнование по рядам, кто быстрее и правильнее

Вставить пропущенные орфограммы в словах (на бумажных табличках):

Д..ревья, пр…горки, …кутать, ин…й, корич(?)невый, с…реневый, ф…олетовый, бл…стящий и др.

    Творческое задание .

    Перед вами описание картины, но этот текст очень обедняет картину, т.к. в нем нет почти прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов. Ваша задача - распространить текст за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображению на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

(как образец разбирается первое предложение вместе с учениками.)

«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в (белом) царстве. (Ясный) (солнечный) день. Везде (сугробы) снега. Снег лежит на (деревьях), на (крышах домов). Он (ослепительно) блестит, а в лучах солнца кажется даже (розоватым).

На опушке леса застыли в своем (белом) наряде березы. (Пуховой) шалью окутаны (маленькие) елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать (свежим) воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень (светлая), от нее так и веет (свежестью), (чистотой). Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

После работы 2-3 ученика читают получившиеся у них тексты.

Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст?

(За счет добавления прилагательных описание картины стало более ярким и полным)

    На следующем уроке мы будем вновь работать с этим текстом. Посмотрим, кто нашел более яркие и точные определения, у кого описание получилось более красочным.

    Домашнее задание:

    составить дома черновой вариант сочинения - описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»)

Попробуйте найти свой эпиграф к сочинению (группе более сильных учащихся)

    Подведение итогов работы:

    отмечается активность, заинтересованность в работе, успешность отдельных учащихся.

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было…..

    Свою работу я оцениванию….

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

клоками

пришла

среди

легла

вокруг

на

дубов

рассыпалась

холмов

коврами

повисла

волнистыми

суках

полей

дремлет

сна

словно

сосна

под

подвязалася

невидимкой

белую

косынкой

заколдован

сказку

лес

Зимою

неподвижною

околдован

под

жизнью

снежной

немою

чудной

бахромою

лес

Чародейкою

он

стоит

блестит

клоками

пришла

среди

легла

вокруг

на

дубов

рассыпалась

холмов

коврами

повисла

волнистыми

суках

полей

дремлет

сна

словно

сосна

под

подвязалася

невидимкой

белую

косынкой

заколдован

сказку

лес

Зимою

неподвижною

околдован

под

жизнью

снежной

немою

чудной

бахромою

лес

Чародейкою

он

стоит

Пейзажи родного Подмосковья – излюбленная тема в творчестве К.Ф Юона. Художник любил изображать виды Лигачева – подмосковного села, где у него был дом. Один из самых известных пейзажей К.Ф.Юона – полотно «Русская зима. Лигачево», созданное художником в 1947 году.

На переднем плане картины – укрытые белым покрывалом сосны и ели, будто скованные холодом, замершие в оцепенении. Сквозь их ветви, покрытые серебристым инеем, пробивается солнечный свет.

На заднем плане полотна – несколько маленьких елочек, одетых в нарядные белые шубки. От белого цвета слепит глаза. Тронешь ветку случайно – словно меховая шапка, свалится на голову пушистый снежный ком. А ветка, чуть качнувшись, опять замрёт, как во сне.

Мороз и снег ребятишкам в радость. Веселой гурьбой высыпали они во двор, чтобы поиграть в снежки, покататься на санках или просто вываляться в сугробе. Веселый пес тоже не желает отставать – заливисто лая и путаясь под ногами, он хватает детишек за штаны и шубы, пытается обогнать летящие с горы санки.

Красочная и декоративная, картина «Русская зима. Лигачево» покоряет зрителя своей задушевностью, искренностью, теплотой и отражает безграничную любовь живописца к родной природе.

Помимо описания картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: