Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет. Экологические сборы и платежи (экоплатежи) Срок уплаты экологических платежей вг

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок , до наступления которого необходимо на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Вас обязали перечислять экологические платежи, но вы не понимаете, что это такое?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Тогда стоит разобраться: кто может быть плательщиком в Российской Федерации, в каких случаях вносятся средства в уполномоченные структуры, как производятся расчеты сумм к уплате в 2019 году?

Часто у бухгалтеров возникают вопросы относительно осуществления экологических платежей.

Поэтому разберемся, в чем суть таких перечислений, как производятся расчеты сумм, и какая ответственность ожидает плательщиков за опоздание с перечислениями рассчитанных сумм.

Основные сведения

Сначала стоит разобраться в самом понятии. За что и когда нужно производить оплату и какие нормативные документы содержат положения по данной теме?

Определения

Экологические платежи – это выражение, которое бытует в народе. В нормативных актах Российской Федерации упоминается такое название – плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Основная инстанция, которая осуществляет контроль исполнения обязанности по уплате исчисленных сумм – Росприроднадзор.

Данные структуры следят за тем, своевременно ли осуществляются экологические платежи, вовремя ли сдано необходимую отчетность.

Выделяют такие виды экологических платежей:

  • суммы, что перечисляются при выбросах загрязняющих веществ;
  • перечисления за расположение отходов;
  • иные платежи за негативное влияние на природу.

Итак, в чем же суть такого сбора? Это форма возмещения ущерба, нанесенного выбросами, сбросами и отходами на территории Российской Федерации.

Загрязняют природу компании, расположенные в Российской Федерации, которые ведут деятельность на стационарных объектах, с помощью передвижного источника и т. д.

К стационарным источникам можно отнести:

  • котельную;
  • гараж;
  • автостоянку;
  • участок сварки;
  • очистное сооружение;
  • дизельную установку;
  • участок обработки дерева и др.

Передвижной источник – транспорт фирмы, который работает:

  • на дизельном топливе;
  • керосине;
  • сжатом природном или сжиженном газе.

Источник сброса вредных веществ в окружение:

  • сточные воды после очистного сооружения;
  • талая вода с территории завода;
  • стоки при мойке машин и т. д.

Те стоки, которые поступают на очистные базы городских предприятий, не относятся к источникам загрязнения. Источник образования отходов:

  • мусор от работников;
  • отходы, полученные в производственном процессе;
  • брак и т. д.

Кто их должен вносить?

Разберемся, кто платит такие суммы при загрязнении окружения. Плата при нанесении вреда атмосфере, водам и грунту взимается со всех, кто пользуется богатствами природы:

  • юридическими лицами;
  • физическими лицами;
  • иностранными компаниями, что имеют бизнес в пределах России;
  • лицами со статусом ИП.

Плательщиками являются компании и ИП России:

  • в результате деятельности которых происходит загрязнение воздуха различными веществами;
  • которые осуществляют сбросы вредных веществ в воду;
  • которые вывозят и размещают отходы, полученные в производственном процессе.

Производятся экологические платежи фирмами:

  • которые ведут деятельность на стационарном объекте, что наносит вред окружению (в котельной, заводе);
  • в ведении бизнеса которых участвуют автомобили, генераторы дизельного типа и другие движимые объекты, что негативно сказываются на состоянии атмосферы.
  • что хранят производственные отходы (отвал горной породы, захоронение отходов бытового характера).

Законные основания

Регулируется начисление и уплата сумм за экологию такими документами:

  1. Про тарифы говорится в .

Принципы оплаты платежей

Размер платежа будет зависеть от:

  • объемов выбросов веществ;
  • объема отходов, что размещаются.

При определении суммы учитывают также от того, экология загрязнена в пределах установленных норм или превышает их.

При расчете экологической платы стоит опираться на положения, прописанные в , которое вступило в силу с начала 2013 года.

Расчет суммы

При расчетах экологического платежа за выбросы в атмосферу стоит учитывать, превышено ли установленные допустимые нормы.

Сначала определяются дифференцированные ставки платы по всем видам загрязняющих веществ, что выбрасываются в рамках нормы и лимита. Расчет производят по базовому нормативу и коэффициенты, что учитывает состояние атмосферы.

Используют такую формулу:

Далее определяют количество всех видов загрязняющих веществ, что выбрасываются в воздух, и затем рассчитывают сумму экологического платежа. Для этого объемы загрязнений умножаются на дифференцированные ставки платы.

Если загрязняющих факторов несколько, то расчет производится в отдельности по каждому, после чего показатели суммируются.

При размещении отходов стоит придерживаться следующих правил. Размер платежа будет зависеть от опасности отходов. Установленные нормативы применяют с учетом понижающего коэффициента 0 и 0,3.

Для расчета размера платежа также определяют дифференцированные ставки по всем видам отходов в отдельности в рамках утвержденных лимитов. Расчет производится на основании базового норматива платы за расположение отходов и понижающего коэффициента и коэффициента, что установлен для грунта конкретного региона.

Далее дифференцированную ставку по отдельным видам отходов умножают на объемы размещенных вредных материалов. При наличии выбросов от передвижного источника расчеты осуществляются с учетом следующих правил.

В Постановлении № 344 есть норматив платы и допустимый предел выбросов в воздух, а также выбросов, что превышают установленные лимиты.

В том случае, когда информация об израсходовании топлива отсутствует, то плата будет определяться с учетом ставки, что устанавливается в расчете на одну тонну сжигаемого вида топлива.

В иных случаях расчет производится на основании ставок для стационарного источника. Если нет сведений о величине использованного топлива, массе выбросов – расчет производится по ставке годовой платы за выбросы одним объектом.

Примеры

Вариант 1

Завод располагается в Перми, где действует коэффициент 2. Используют также дополнительный коэффициент при выбросе вредных веществ в городах – 1,2.

Зафиксировано такие выбросы:

В рамках норм ставка такая:

Дифференцированная ставка будет такой:

Плата в рамках нормативов:
Утвержденные лимиты: по хлору – 3 тонны, по мышьяку – 0,5. При этом используется ставка 340 рублей за тонну и 3415 рублей за тонну соответственно.

Рассчитаем ставку и платеж:

Вредные вещества в рамках лимита, но превысили норматив: выбросы хлора – 1 тонна (3 – 2), мышьяка – 0,3 (0,5 – 0,2).

Общий размер платы:

Вариант 2

Компания разместила отходы малоопасной категории в пределах своей территории. При расчетах будет использоваться коэффициент (понижающего типа) 0,3.

В том регионе, где предприятие находится, используют коэффициент 2. Норма перечисления за 1 тонну в рамках лимита – 248,4 рубля.

Определим дифференцированную ставку платы по малоопасным видам отходов в рамках лимита:

Лимиты расположения отходов утверждены в размере 5 тонн. Компания размещает 7. Сумма платежа в рамках лимита:

Превышение – 2 тонны, в отношении которых расчет будет таким:

Общий размер перечисления:

КБК

Используются такие КБК:

04811201010016000120 Уплата при загрязнении атмосферы загрязняющими веществами
04811201030016000120 Суммы, уплачиваемые за сброс вредных веществ в источники вод
04811201040016000120 Суммы, что перечисляются за расположение производственных отходов
04810807261011000110 Госпошлины за разрешение на выброс вредных материалов в атмосферу от стационарных объектов
04810807270011000110 Сумма госпошлины за разрешение на сброс веществ в воду
04810807281011000110 Сумма госпошлины при получении справки об утверждении норматива образования отходов и лимита на их расположение, при переоформлении таких справок

Сроки уплаты

Перечислять средства за негативное влияние на экологию следует не позже 20 числа в следующем месяце после отчетного периода (квартала).

То есть уплата будет производиться ежеквартально. При этом стоит отчитаться с использованием утвержденной формы Приказом № 204.

Куда платить? Уплата для стационарных точек производится по месту расположения фирмы или отходов. Если осуществляется платеж за загрязнение движимыми объектами – по месту, где они находятся на учете.

Отражение проводками

По экологическим платежам проводки формируются по счету 20. В бухучете такие платежи могут признаваться затратами по обычному виду деятельности, и отражаться в составе затрат в полной мере в рамках пределов и свыше норм.

Отражение осуществляется по Дт 20, 26, 44. Если есть платежи сверх нормы, то открывают такие субсчета:

  • перечисление за загрязнение в рамках норматива;
  • перечисление сумм при превышении норматива.

А значит, отражать в бухучете их можно на счете 76 субсчете для расчетов с дебиторами и кредиторами. Допускается вести учет и на счете 68.

Итак, компанией используются проводки:

Предоставление отчетности

При уплате экологических сборов плательщики не опираются на нормы Налогового кодекса России, но по ним отчитываться все равно должны. Необходимо составить расчеты, которые регулируются нормативным документом № 204.

Представляется бланк, который имеет титульную страницу и сам расчетный лист для каждого вида загрязнения. Предприятиям нужно вписывать сведения только в те листы, что имеют к ним отношение.

В отчетности отражают реквизиты экологических платежей — КБК, ОТКМО или ОКМНО и т. д. Обратите внимание, что правило о переносе последнего для подачи отчета в том случае, когда он выпадает на выходной, не действует.

Документ готовят в одном экземпляре. Форму подачи можно выбрать в зависимости от размера платы — до 50 тыс. – предоставить в бумажном варианте (можно по почте), свыше такой суммы – в электронном формате или через телекоммуникационный канал связи с помощью оператора.

Мораторий на экологические платежи

Властями наложено мораторий до 2019 года на внедрение нового экологического платежа, сбора для фирм, что не утилизируют свой товар, который стал отходами.

Запускаются также повышающие коэффициенты к плате за негативное влияние на окружение для тех организаций, что не укладываются в нормы выбросов (с 2019 г.).

До 2019 года не будут вводить норму утилизации для многих товаров, кроме:

  • батарей;
  • макулатуры;
  • ламп накаливания;
  • продукции, которая уже утилизируется.

Мораторий водится на ввод норматива и лимита на сброс стоков в городскую канализацию (предполагается запуск с 2019 г.). Сохранено действующую лицензионную систему на управление отходами.

Общая оценка экономии для ИП от отмены экологических платежей – 351 000 000 в год, от моратория на ввод экологических сборов – 100 000 000.

Возникающие вопросы

Общих правил и норм не всегда бывает достаточно, особенно в тех случаях, когда фирма только начинает свою дорогу на тропе предпринимательства.

Какие же вопросы чаще всего задаются предпринимателями и руководством только что открытых компаний?

При размещении отходов ТБО

Многие фирмы при регистрации утверждают, что свое обязательство по оплате за вывоз мусора они выполнили. Но фирмы путают понятия «размещение отходов» и их вывоза.

Видео: налоговая система РФ

При составлении соглашений о вывозе отходов посредниками, оплачивается только услуга по перемещению мусора к месторасположению (полигонам, свалкам).

Если компания имеет специализированную технику и соответствующую лицензию, она может и самостоятельно вывозить мусор.

Плату экологического характера производят собственники отходов или другие лица, которым передано отходы (ст. 4 п. 3 документа № 89-ФЗ).

При сдаче объекта в аренду в может быть прописано, что вывоз мусора и плата за негативное воздействие на окружение будет осуществляться арендодателем.

Это снимет ряд проблем в том случае, когда арендатор снимает небольшую площадь вместе с другими ИП или ООО, и произведение расчетов экологических платежей трудно реализовать.

Если размещение отходов осуществляется от имени собственника другим лицом, то обязанность платить сбор возникает у собственника отходов.

Если размещение отходов выполняет комиссионер от своего имени, то он же будет и платить за негативное влияние на окружающую среду.

Нюансы для малых предприятий (ИП)

Бытует мнение, что ИП не должны придерживаться четких правил по уплате экологических платежей. Это не обоснованное суждение – для многих малых предприятий также установлены свои лимиты перечислений.

Лимит для малого предпринимательского звена – количество отходов, что размещаются, согласно отчетности об образовании, применении и обезвреживании ().

Отчеты должны быть подтверждены на передачу, лицензиями. Если отчетности нет, то все отходы будут признаваться сверхлимитными. В таком случае придется уплатить суммы, рассчитанные с учетом коэффициента 5.

Какие коэффициенты индексации?

Составим таблицу коэффициентов индексации, которые должны использовать организации, выполняющие расчет экологических платежей.

Год Согласно Постановлению № 344 Согласно Постановлению № 410
2014 2,33 1,89
2015 2,45 1,98
2016 2,56 2,07
2017 2,67 2,16

Особенности для государственного предприятия

После утверждения законодательного все компании, которые финансируются из бюджетов различного уровня и раньше освобождались от осуществления экологических платежей, обязаны исчислять и уплачивать данные суммы.

Размер штрафов за неуплату

Компании должны иметь документы на отходы 1-4 классов опасности. Иначе организация должна будет уплатить штраф за нарушение правил относительно обращения с загрязняющими веществами, размер которого составит до 100 000 рублей.

В том случае, когда фирма имеет помещение или транспортное средство, но не платит экологические сборы, то представителем уполномоченного органа может запрашиваться документация об образовании отходов, потреблении топливного ресурса.

При игнорировании такого требования руководитель должен будет перечислить 300-500 рублей, компания – 5 тыс. рублей ().

Но устанавливается обязанность по уплате только после проведения выездных проверок. Согласно величина административного штрафа при неуплате экологических сумм:

При неуплате руководство перечисляет 3-6 тыс. рублей, а фирма – 50-100 тыс.

Если нарушаются правила использования, не используется сооружение, оборудование и аппаратура для чистки газа и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используются неисправные объекты, то размер штрафа будет таким:

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992 ).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

Кто платит экологический налог

Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.

Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

Что является объектом обложения экологической платой

Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.

В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.

Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2016 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410 ).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

Тип платежа КБК
Вредные выбросы в атмосферу, совершенные стационарными объектами 04811201010016000120
Загрязняющие сбросы в воду 04811201030016000120
Размещение отходов 04811201040016000120

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Отчетность по «экологическому сбору»

Авансовые платежи, уплачиваемые в течение года по окончании каждых трех месяцев, рассчитываются как ¼ от прошлогоднего экологического платежа. При этом дополнительно заполнять расчет авансовых сумм не нужно, данные формы не разработаны и не утверждены на 2016г. Отчитаться перед Росприроднадзором нужно будет только по окончании 2016 г.

За 2016г. нужно сдать декларацию о плате за НВСО в срок до 10.03.2017 в отделение Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного влияния на окружающую природу. В декларации будет показываться платежная база и расчет платежа за год с учетом всех коэффициентов и ставок. Форма декларации еще не утверждена.

Ответственность за неуплату экологического налога

С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.

Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

В процессе работы любой организации образуются отходы и загрязненные сточные воды. Помимо этого, большинство предприятий имеют на балансе оборудование и механизмы (в том числе автотранспорт), являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно статье 16 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие или экоплатежи, как ее сокращенно обозначают, перечисляются ежеквартально. Таким образом, любое крупное и малое предприятие должно проводить расчет экологических платежей и вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует также учесть, что специализированные организации, принимающие отходы на размещение и обезвреживание, как правило, не включают в свои тарифы экологические платежи (экоплатежи ).

Согласование экологических платежей

Администратором платы за негативное воздействие являются территориальные органы Росприроднадзора, которые по утвержденным формам принимают расчет экоплатежей, опубликовывают информацию о реквизитах, по которым следует перечислить экологические платежи, а также проводят проверки полноты и своевременности внесения платы.

Виды экологических платежей и КТО их ПЛАТИТ ?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в бесспорном порядке налагается на юридеческих и физических лиц, деятельность которых оказывает негативное влияние на окружающую среду и является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей среде.

Экологические платежи взимаются с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:

— выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных и стационарных источников;
— сброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты;
— размещение отходов потребления и производства;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Следует иметь ввиду, что Законом об охране окружающей среды установлено, что организации, регулярно вносящие экологические платежи не могут быть освобождены этим от обязанности выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Оплата экологических платежей И ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ

Экоплатежи необходимо вносить до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января). При проверке инспектор Росприроднадзора попросит также предъявить согласованные формы расчета платы за негативное воздействие и платежные поручения за последние 3 года.

Расчет экологических платежей

Воспользуйтесь для расчета экологических платежей.

Расчет экологических платежей формируется в программе «Модуль природопользователя», которую можно скачать на официальном сайте Росприроднадзора . Кроме того, с официального сайта Росприроднадзора можно в электронном виде через веб-портал приема отчетности заполнить и отправить ), отчет субъектов малого и среднего предпринимательства, а при наличии электронной подписи - расчет платы за НВОС.

Выданный веб-порталом приема отчетности электронный номер необходимо запомнить. Он понадобится в Росприроднадзоре при подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов.

Изменения в порядке исчисления и взимания экоплатежей в 2016 году

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года вступят в силу ряд существенных изменений, в том числе, связанных с порядком исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, будет пересмотрен перечень лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, изменится порядок определения платежной базы для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее исчисления.
Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду будут вычитаться затраты на реализацию природоохранных мероприятий (документально подтвержденные расходы в отчетном периоде).

Изменения в законодательстве в 2020 году

С 1 января 2020 года начнут действовать положения, стимулирующие (путем применения понижающих и повышающих коэффициентов при расчете экологических платежей) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.Предупреждение: include(http://www..php) [function.include]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1..htm (строка 28)Предупреждение: include() [function.include]: Failed opening "http://www..php" for inclusion (include_path="..htm (строка 28)

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2018–2019 годов - процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Как рассчитать сумму к уплате? Как вычислить базу по загрязняющим веществам, определить ставку, коэффициент и вычеты? Какой формуляр применяется для отчетности в 2019 году, куда его сдавать и в какие сроки? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду» .

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018-2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» .

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1-4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016-2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 №758).

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2018 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 08.03.2019, т.к. 10.03.2019 - выходной день.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» .

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду» .

Итоги

В 2018-2019 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: