Различные формы национальной государственности народов рф. §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации. Смотреть что такое "национально-государственное устройство российской федерации"

Национальное государство - это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа . Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.

Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими . Таким образом возникли государства Западной Европы, Латинской Америки. Это было типичным, нормальным для капиталистического периода развития. Так как в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл - принадлежность людей к одному, «национальному», государству. Принцип «одна нация - одно государство» начал пропагандироваться в Европе еще во времена Французской революции . В Европе долгое время существовала точка зрения, что национальное государство является оптимальной моделью организации общества. Национальные государства
сложились здесь в форме монархии, парламентских и президентских республик.

После Первой мировой войны по инициативе президента США Вудро Вильсона принцип «одна нация - одно государство» применяется в Центральной и Восточной Европе . Границы новых стран нарезаются по национальному признаку. Это помогло снять многие прежние противоречия, но породило новые. Фундаментальная трудность успешного применения такого подхода проявляется в том, что даже при попытке объективного определения разграничительных линий между нациями сделать это последовательно невозможно. Почти не существует этнически гомогенных массивов, которые бы не смешивались на значительной части своих пограничных или глубинных территорий и иными национальными границами, которые, оказавшись заключенными в границы иного национального государства, не превращались бы в национальные меньшинства. Так, раздел Османской империи и распад империи Габсбургов в Европе прошли под знаком создания небольших государств, процесс дробления на которые получил название «балканизации», причем с отрицательным смыслом.

Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стали мононациональными. В связи с этим сам термин «нация» приобрел политический смысл - принадлежность людей к одному «национальному» государству. В данном случае термин «нация» используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу «одна нация - одно государство». Следовательно, понятие «нация - государство» справедливо лишь для мононациональных государств.

Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п . Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.

В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.

В современных условиях понятие «национальное государство» используется в двух значениях . Во-первых, для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств. Во-вторых, понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств - Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.

Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация - русские - составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством . Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.

После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.

По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются полиэтничными. Поэтому республики в составе РФ являются государственностью не только «титульной» нации, а всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущик на их территории.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1884 Умер Карл Рихард Лепсиус - немецкий (прусский) археолог и египтолог.
  • 1968 Умер - профессор Венского университета, специалист широкого профиля, автор многих трудов по палеолиту, неолиту, эпохе бронзы и железному веку Евразии, особенно территории СССР.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.


- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции


1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления


2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией


3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы


4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов


5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.


6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.


7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.


8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.


9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3-5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.


10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной


11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой


| | Вообщем дана схема ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ (незнаю, как ее описать, вообщем схема, что на что делится. Тоесть форма гос-ва делится на форму

правления, териториальное устройство и гос. режим, которые в свою очередь тоже на много чего делятся) Вообщем надо составить КОММЕНТАРИИ к схеме. И я прост не пойму, что надо делать... какие комментарии? Помогите, пожалуйста:)

6.Чем отличаются друг от дpyгa различные формы государства? В чем состоит различие форм территориального устройства? 7. Что такое политический режим?

Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам. 8. Чем отличаются друг от дpyгa тоталитарный и авторитарный политические режимы? 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чем ее преимущества перед иными типами политических систем? В чем состоят противоречия демократии? 10. Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-x гг. Что препятствует развитию демократии в России?

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

помогите пожалуйста!!

1)к функциям общения относится:
а)организация совместной деятельности
б)познание людьми друг друга
в)формирование и развитие межличностных отношений
г)все перечисленные
2)какое свойство не относится к истине:
а)относительность
б)субъективность
в)абсолютность
г)объективность
3)план доходов государства и расходования полученных средств, расчитанный на определенный промежуток времени,называется:
а)бухгалтерским планом
б)финансовым отчетом
в)государственным бюджетом
г)экономическим расчетом
4)к объектам налогообложения относится
а)субсидии частным предпринимателям
б)выплаты процентов по гос долгу
в)социальные попсобия гражданам
г)имущество, передаваемое по наследству
5)монархия является
а)формой территориально-государственного устройства
б)формой государства
в)формой правления
г)типом политического режима

Ключевые слова: особенности, принцип, федеративного, устройства, РФ, виды, субъект

В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей , существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же РФ шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ.

Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования РФ свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер , поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория РФ складывается из территорий ее субъектов. Однако несмотря на изменение многих ее черт Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами . Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений России с республиками, подписавшими этот Договор.

Таким соглашением является и Договор РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан". Этот Договор наряду с Конституцией РФ является основой отношений Федерации с Республикой Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор.

Думается, что такие договоры могут быть заключены Российской Федерацией со всеми ее субъектами, как подписавшими Федеративный договор, так и не подписавшими его (в настоящее время такие договоры подписаны со многими субъектами Федерации). Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Договоры позволяют повысить уровень взаимопонимания РФ с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе РФ, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов РФ и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

Автономия в РФ - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в РФ построена по национальному признаку . Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное о бразование или преобразовать один вид автономии в другой.

В РФ автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной , представленной автономными областями и автономными округами. Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, не имела. В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме - административной .

С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство РФ - это территориальная организация РФ, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в Республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ РФ.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории РФ. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями , ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков .

Однако российский федерализм - не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством .

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам - важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со "сдержками и противовесами". Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии , что и составляет высшую цель общественного развития.

Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ . Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия РФ, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Какой принцип гос. устройства? Созданы различные формы национальной государственности народов

No related posts.

принципы основ организации гос.власти:

народовластие,федерализм,верховенство права,гос.суверенитет,вхождение в мировое сообщество как его часть

3. Правовое государство

5. Приоритет прав человека

Созданы различные формы национальной государственности народов рф

11. Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

10. Идеологический плюрализм

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной

11. Светский характер государства

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: