Конспект урока по музыке "вечные темы искусства и жизни". Понятие «искусство». Виды и жанры искусства. Задачи искусства Какие темы в искусстве





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: Доказать, что любовь, красота человеческих чувств и отношений – одна из главных тем в различных видах искусства во все времена и эпохи.

Задачи:

  • Рассказать о музыкальных шедеврах в различных жанрах, созданных на основе одного литературного произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • Закрепить теоретические знания об увертюре и балете на примерах музыки П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева.

Ход урока.

Слайд №1. (заглавие)

Учитель:

Тема любви во все времена привлекала деятелей искусства. Мир знает много литературных и поэтических историй о любви, музыкальных шедевров, полотен великих художников. Сегодня в нашем классе прозвучат музыкальные произведения различных жанров и эпох, но все они созданы на основе одного литературного творения У. Шекспира – «Ромео и Джульетта».

Слайд №2.

Шекспир (1564-1616) воспел в поэзии историю юноши и девушки из Вероны. Его творение - всемирно признанный шедевр. Благодаря Шекспиру имена Ромео и Джульетты так хорошо известны всем, став символом настоящей, верной любви.

Слайд №3.

Любящим сердцам во все времена непросто отстаивать свой выбор против людской косности, воинственности и всякого рода неравенства. Но любовь не знает границ и запретов. Сюжет "Ромео и Джульетты", является одним из примеров любви, погибшей в условиях того времени.

Слайд №4 (текст высказывания развертывается автоматически)

Шекспировская трагедия принесла Вероне славу города Ромео и Джульетты. Жители этого прославленного города говорят:

«Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому тёмному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!»

Слайд №5.

И потому Верона всегда будет полна романтиками и влюблёнными со всех концов света, которые ищут и находят здесь места, связанные с неувядающей легендой любви.

Неудивительно, что такая красивая и печальная история нашла продолжение в других жанрах искусства: симфоническая и балетная музыка, опера, театр, кино, мюзикл.

Слайд №6.

Знаменитая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга.

Давайте вспомним, что в музыке называется увертюрой?

Дети:

Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. Иногда бывает самостоятельным произведением и носит программное название.

Слайд №7.

Идею создать симфоническое произведение подсказал композитор Балакирев. Сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Лучшие оркестры мира включают в программу своих концертов это произведение. Чайковский переделывал увертюру три раза. Именно в последней редакции она хорошо известна сегодня.

Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.

Слайд №8 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема вражды: бешеный натиск злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей, тревожные, энергичные звукиуличной схватки неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя.

Слайд №9 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема любви: из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такаяполнота нежности, такое томление и нега... широко раскидывающаяся светлая мелодия. Мягкое, словно баюкающее движение, вздыхающиезвуки валторны, и мелодия разрастается, становится более живой и сладостной.

И после гибели героев, после вопля отчаяния звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты.

Слайд №10 (текст высказывания развертывается автоматически)

Особенное восхищение вызвала тема любви у Н.А.Римского-Корсакова, он писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!"

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.

Слайд №11 (фрагмент видео запускается автоматически)

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.

Балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. В роли Джульетты - Галина Уланова; Ромео - Константин Сергеев.

Давайте вспомним характерные черты жанра балета в музыке.

Дети:

Балет это театральный спектакль, где действующие лица все выражают пением. Для балета делаются декорации и шьются костюмы. В исполнении балета участвует симфонический оркестр под руководством дирижера.

Слайд №12 (текст воспоминаний развертывается автоматически)

Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой. Она вспоминала: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно. Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту».

Слайд№13 (фрагмент видео запускается автоматически)

Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший артистку в прославленной роли.

Слайд №14.

Позднее в этой постановке выступали многие прославленные артистки балета: Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова. Существуют две знаменитые киноверсии балета Прокофьева. Музыка в балете Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности.

Слайд№15 (фрагмент видео запускается автоматически)

Юмор и озорство Джульетты – девочки и простодушие Кормилицы.

Слайд №16 (фрагмент видео запускается автоматически)

Мудрость Патера Лоренцо.

Слайд№17 (фрагмент видео запускается автоматически)

Праздничный и буйный колорит итальянских улиц.

Слайд№18 (фрагмент видео запускается автоматически)

Поэзия любви Ромео и Джульетты.

Слайд№19 (фрагмент видео запускается автоматически)

А также, драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьев, проявив новаторство, доказал обратное.

Слайд №20.

Было бы странно, если бы знаменитая шекспировская история не нашла отражение в самом массовом виде искусства – кино. Киноверсий «Ромео и Джульетты» существует несколько. Но, пожалуй, самым популярным фильмом «Ромео и Джульетта» является фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, вышедший на экраны в 1968 году. Главные роли сыграли совсем юные артисты – Оливия Хасси и Леонард Уайтинг. В фильме Франко Дзеффирелли звучит прекрасная музыка композитора Нино Рота, который своим неподражаемым творчеством наиболее прославился в области кинематографической музыки. В его честь названа одна из консерваторий в Италии. Он сотрудничал с многими режисерами. В 1974 году Рота получил "Оскар" за лучшую музыку к фильму «Крёстный отец», написал музыку ко всем фильма Федерико Феллини.

Слайд №21 (видеофрагменты фильма запускаются автоматически)

Самым знаменитым мотивом в фильме «Ромео и Джульетта» стала тема любви - она варьируется на протяжении фильма и сопровождает все главные сцены Ромео и Джульетты. Гармонично вплетаясь в киноповествование, музыка выступает в роли рассказчика. Эта музыка признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня "What is a Youth"заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Обработки этой песнивошли в репертуар многих певцов и оркестров. Последняя редакция представляет музыку Нино Рота в исполнении Пражского филармонического оркестра.

Закончить свой рассказ я хочу словами из песни:


Племя беспечное первой любви!
В пьесе старинной, где яд и кинжал
Непоправимое действо вершат.
Боже, спаси и от бедствий храни
Верных рабов любви.

XXXV Декабрьские вечера завершают год 100-летия Святослава Рихтера. По традиции музыкальный фестиваль сопровождает выставка. В этом году она посвящена «вечным темам искусства». Из множества сюжетов избраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждую из тем сопровождает музыкальная программа к «Декабрьским вечерам».

Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке будет представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.

Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора 18 династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви – «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».

Музыкальную часть этой темы продолжат произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано редким произведением конца II – начала I века до н.э. – надгробием воина с копьем и щитом.

Памятники великим полководцам – защитникам Отечества – встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М.И. Козловского.

Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Тема героических событий прозвучит в произведениях Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».

Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.

Музыкальная часть этой темы будет представлена произведениями Модеста Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу – масштабные видения природы.

Таковы картины ренессансного мастера Доссо Досси «Пейзаж со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)». Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.

Зрители услышат произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди и Франца Шумана, отражающие эту тему в музыке.

Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина.

В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала (универсалии), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет комплекс онтологических тем искусства.

Неизменно значим и необычайно богат, далее, антропологический аспект художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т. п.).

Во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам, комфорту и т. п. В-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость).

И наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.). Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко — поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению определенных целей.

Названные (и оставшиеся неназванными) бытийные начала, приходя в искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем, многие из которых «архетипичны», восходят к ритуально-мифологической древности (архаике). Эта грань художественного творчества является достоянием всех стран и эпох. Она выступает либо как явный центр произведений, либо присутствует в них подспудно, а то и остается не осознаваемой авторами (мифопоэтический подтекст).

В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и близким онтологически ориентированной философии и учениям о природе человека (антропологии). Преломление в искусстве бытийных констант стало предметом пристального рассмотрения философами эпохи романтизма, а также учеными школ мифологических Гримм в Германии, Ф.И. Буслаев в России) и неомифологических. (Н. Фрай), психоаналитического искусствоведения, ориентирующегося на труды 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

В последнее время появился ряд серьезных работ, в которых исследуется причастность мифологической архаике литературного творчества близких нам эпох (труды Г.Д. Гачева, Е.М. Мелетинского, Смирнова, В.И. Тюпы, В.Н. Топорова). Особого внимания заслуживают теоретические обобщения Д.Е. Максимова.

Констатируя огромную значимость универсалий, восходящих к архаике, для литературы всех эпох, ученый вместе с тем говорил о «мифопоэтической традиции» в литературе XIX-XX вв. как явлении невсеобъемлющем, локальном. Эта традиция, утверждает Д.Е. Максимов, тянется от Божественной комедии» Данте и поэм Мильтона к «Фаусту» Гете и мистериям Байрона; она активизируется после Вагнера, в частности в символизме.

Ученый не соглашается с широко бытующим представлением о тотальном мифологизме искусства и литературы: «Нельзя одобрить то необузданное литературоведческое фантазирование в мифологических толкованиях современных художественных произведений которым часто увлекаются серьезные и эрудированные ученые». Это суждение, на наш взгляд, совершенно справедливо. Собственно мифологическое и мифопоэтическое начало и (шире) сфера бытийных универсалий (при всей ее важности) далеко не исчерпывают того, что художественно познается и осваивается. Это лишь одна из граней тематики искусства.

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

Вечные темы

Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

    Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

    Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);

    Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.

    Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

Музыкальный материал:

    Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".

    Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)

    К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

    И.Крамской "Христос в пустыне".

    Н. Ге "Христос и Пилат".

    Дионисий "Распятие".

    Л.Да Винчи "Тайная вечеря".

    Слайдовая презентация урока.

План урока:

Этапы урока

Создание проблемно-поисковой ситуации

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.

Обсуждение музыкального образа

Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.

Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке.

Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"

Рефлексия

Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше вернется тепла

Омар Хайям

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .

В Индии есть очень одно мудрое изречение:

Хочешь узнать человека, тогда задень его

Человек – это сосуд,

чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него

Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?

(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?

Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.

У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.

У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:

1.Дионисий. Распятие.1512год

2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год

3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

4.И.Крамской. Христос в пустыне

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

У: - К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.

Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.

Д: - добро, сострадание, любовь, жалость

Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.

Забелин Владислав «Дай нам Боже»

1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели

Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть

2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить

Список литературы и интернет ресурсов.

    Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.

    Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.

    Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.

    Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.

    Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.

    Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.

    Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.

    Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.

    CD "Кирилл и Мифодий"

  1. Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

    Что такое искусство? Общая информация

    Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

    Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

    Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
    Обычно искусство делят на три группы:

    • тоническую (музыка и поэзия);
    • образную (архитектура, живопись и скульптура);
    • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

    Существуют разнообразные виды искусства:

    • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
    • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
    • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

    Графика

    Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

    Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

    Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

    Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

    Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

    В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

    Бэнто

    Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

    Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

    Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

    Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

    Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

    Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

    • формируется личность;
    • повышается уровень интеллектуального потенциала;
    • формируются нравственные ориентиры;
    • развивается способность творческого мышления;
    • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
    • развивается память и внимание;
    • расширяется кругозор.

    Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

    Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

    Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

    Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

    Изобразительное искусство. История его развития в России

    Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

    Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

    В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

    Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

    В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

    В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

    Темы, раскрываемые в искусстве

    Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

    Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

    Искусство и его роль

    Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

    Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

    Искусство и его задачи

    Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

    Современное и первобытное искусство

    Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

    Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

    Подводим итоги

    Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: