Рынок и производство культурных благ. Экономические причины. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ

ТЕМА 1. Культура в экономике


Тема 3. Ресурсный потенциал культуры.

1.Виды ресурсов Экономические (трудовые, материальные, денежные и интеллектуальные средства, природные, предпринимательские) и иные ресурсы (временные; творческие; информационные; правовые; специфика места; ресурсы публичности).

2.Информационное обеспечение культурной деятельности.

3.Специфика характера труда в сфере культуры. Результаты труда в культуре.

ТЕМА 4.Рынок и производство культурных благ.

1.Структура и функции рынка. 2.Спрос и предложение на рынке. Эластичность спроса и предложения.

3.Полезность и ее влияние на выбор.

4.Экономическая оценка культурных товаров и услуг.

5.Формирование спроса и предложения на общественные блага.

ТЕМА 5.Отношения собственности культуре.

1. Собственность как основа системы экономических отношений

2.Особенности имущественных отношений в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

3.Процессы разгосударствления и приватизации в

культуре.

4.Частная собственность и предпринимательство в культуре.

5.Собственность на результаты интеллектуальной деятельности и собственность на имущество культурного значения.

6.Экономические аспекты культурного наследия.

ТЕМА 6. Планирование в культуре.

1.Основные виды планов. Принципы планирования. Классификация плановых показателей. 2.Методы и этапы планирования на предприятиях культуры.

3. Программы культурного развития и социокультурные проекты. Их роль, виды типы и основные характеристики.

4 Проблемы современной культурной политики государства.

ТЕМА 7. Финансирование культуры

1.Прямое и косвенное финансирование культуры.

2.Источники финансовых ресурсов. Порядок и формы финансирования культурной деятельности. 3.Сметное финансирование и субсидирование. 4.Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры. 5.Внебюджетные источники финансирования.



6. Меценатство, благотворительность, спонсорство в культуре. 7.Использование финансовых средств организаций культуры ТЕМА 8. Ценообразование в организациях культуры.

1.Экономическая природа и процесс формирования цены. 2.Функции цен.Структура и динамика затрат на услуги культуры.

3.Основные ценообразующие факторы. Методы ценообразования. 4.Ценовая политика в сфере культуры.

ТЕМА 9. Трудовые отношения и оплата труда в сфере культуры.

1.Общие принципы регулирования трудовых отношений. Экономическая природа заработной платы.

2. Принципы, формы и системы оплаты труда в сфере культуры.

3. Структура и динамика заработной платы в организациях культуры.

4. Коллективные и индивидуальные договоры.

5. Система специальных выплат в сфере культуры.

6. Воспроизводство кадров в области культуры.

Интересная Литература по экономике.

2. Левитт Фрикономика

3. Левитт Суперфрикоэкономика.

4. Сонин К. Уроки экономики

5. Гуриев С. Мифы экономики

6. Фергюсон Найл. Восхождение денег.2012.

7. Остальский. А. Краткая история денег.2011.

8. Зеленцова.Е. Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М. 2009.

9. Закарян. И. Ценные бумаги – это почти просто.

10. Волков. В. Силовое предпринимательство 21век.2012.

11. Кричевский. Н. Иноземцев В. Кризис экономики здравого смысла.2011.

12. Долгин. А. Экономика символического обмена.2012.

13. Аузан. Институциональная экономика для чайников. Интернет. 12лекций.

14. Хокинс Дж. Креативная экономика. М. 2012.

15. Саймон Джонсон. 13 банков которые управляют миром 2012

16. Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамота.М 2009

17. Томпсон.Дональд Как продать чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. М. 2010.

18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.2007

19. Тросби. Экономика и культура. М 2013.



20. Полит. ру. Публичные лекции. Экономика: просто о сложном. Экономика финансов.

21. Ядгаров Я. История экономических учений. Эл. версия.

22. . А Кох. П. Авен Революция Гайдара.2013.

23. Ручир Шарма Прорывные экономики 2013.

24. Основы предпринимательской деятельности. Под. Ред. В.М..Власовой.1994.

25. М Г Коляда П Бирюков Рекорды и достижения в мире экономики и бизнеса 2012.

26. Григорьев О.Эпоха роста. Лекции по неоэкономике. М. 2015.

27. Ха Джун Чанг. Как устроена экономика М 2015.

28. Дж. Мокир. Рычаг богатства. М 20015.

29. Захаров Теория игр в общественных науках. М 2015.

30. Михаил Хазин Курс лекций по экономике.

31. Олег Григорьев Курс лекций по экономике.

32. Дэвид Смит. Бесплатный обед. Удобоваримые экономичекие идеи.2014г.

33. Сильвия Назар. Путь к великой цели. История одной экономической идеи.2014г.

34. Андрей Остальский. Краткая история денег. Откуда они взялись. Как работают. Как изменятся в будущем. 2008

35. Долгин А.Б. Как нам стать договоропригодными. Начала экономической теории клубов 2013

36. Дэвид Хезмондалш Культурные индустрии 2014

37. Аузан А.Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь 2014

38. Чернышев Д.Как люди думают.

39. Стивен Ландбург Экономист на диване.2013.

40. Мэнкью. Учебник. Основы экономики

41. Линдблом Ч.Рыночная система: Что это такое, как она работает и что ней делать 2014

42. Что есть что в мировой экономике.Словарь справочник. Ред В.С. Паньков.

43. Грейди Клейн и Йорам Бауман Микроэкономика. Макроэкономика. Краткий курс в комиксах. 2015.

44. Ха Джун Чанг Как устроена экономика 2015.

45. Эдмунд Конвей Экономика.50 идей о которых нужно знать.2015

46. Георг фон Вальвиц Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния.2015

47. Невидимая рука рынка. Под ред. Дж. Итуэлла.2009.

48. Джоэль Мокир. Рычаг богатства. 2014.

49. Даниэль Бенсаид. Маркс (инструкция по применению) 2014

50. Роберт Фрэнк. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо. 2013.

51. Роберт Лукас.Лекции по экономическому росту. 2013.

52. Философия экономики.Антология. Под. Ред. Дэниела Хаусмана.2013.

53. Джефф Малган. Саранча и пчелы. Хищники и творцы в капитализме будущего. 2014.

54. Роберт Бреннер. Экономика глобальной турбулентности. 2014.

55. Эдмунд Конвей. Экономика. 50 идей о которых нужно знать.2015.

56. Мария Бойко. Азы экономики. М., 2015.

57. Травин Дмитрий Крутые горки 21 века. Постмодернизация и проблемы России СПБ 2015.

58. Киреев Алексей. Экономика. Экономикс Интернет учебник М. 2014.

Сайты экономистов.

59. Сайт Высшей школы экономики

60. Postnauka ru\ video. Сайт.

61. СайтРоссийской экономической школы

62. Сайт Европейский свободный университет. СПБ.

63. Вячеслав Иноземцев. Сайт.

64. Яков Миркин Сайт.

65. Михаил Делягин. Сайт.

66. Сергей Алексашенко. Сайт.

67. Дмитрий Травин. Сайт.

68. Многопользовательский онлайн- курсы Coursera. EdX.

69. УНИВЕРСАРИУМ

Книжные поисковые системы

71. Поисковая система НИГМА.РФ

72. allbest.ru – книги и рефераты.

73. Poiskknig.ru - поиск электронных книг свободно распространяемых в Интернете.

Официальные сайты.

85. Законодательство РФ http://www.interlaw.ru/

86. Министерство экономического развития РФ http://www. economy.gov.ru/

87. Министерство финансов РФ http://wwwl.minfin.ru/

88. Банк России http://www.сbr.ru/

89. Федеральная служба гос. Статистики. http://www.gks.ru/

90. Федеральная налоговая служба. http://www.nalog.ru/

Агентство эконом. информации «ПРАЙМ-ТАСС»

РИА «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ»

АКДИ Экономика и жизнь»

Журнал «Эксперт»

Журнал «Вопросы экономики»

Журнал «Финансы»

3. 38.Интернет-еженедельник CONSULTING.RU

4. http://www.consulting.ru/

5. 39.Журнал Эксперт

6. http://www.expert.ru

7. Представлены материалы по экономической проблематике развития России и других стран мира.

8. 40.Консультант-Плюс

9. http://www.consultant.ru

10. Представлены основные законодательные акты по экономике, социальной сфере.

11. 41.Министерство экономического развития и торговли

12. http://www.economy.gov.ru

13. Широкий диапазон материалов по экономическому развитию России, различных отраслей экономики и социальной сферы

14. 42.Прайм-тасс – Агентство экономической информации

15. http://www.prime-tass.ru

16. Материалы по социально-экономической проблематике

17. 43.Служба тематических толковых словарей

18. http://www.glossary.ru

19. 44.Университетская информационная система РОССИЯ

20. http://www.cir.ru

21. Материалы по экономической науке, в том числе институциональная проблематика

22. 45.Госкомстат РФ

23. http://www.gks.ru/

24. 46.Институт экономики переходного периода

25. http://www.iet.ru/

26. Современные материалы по проблемам экономической теории и практики 47.Газета The Economist

27. http://www.economist.com/

29. 48.Национальное бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research)

30. http://www.nber.org/

31. Полностью открытая база научных статей преимущественно американских авторов по всем разделам экономической науки,

Вопросы зачета по курсу « Экономика культуры»

1. Культура как отрасль национальной экономики.

2. Предмет экономики культуры.

3. Отношения собственности в культуре.

4. Рынок и производство культурных благ

5. Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры.

6. Ресурсный потенциал сферы культуры.

7. Специфика характера труда в сфере культуры.

8. Результаты труда в культуре. Культурное благо.

9. Виды учреждений культуры (бюджетное, автономное, казенное) и основные характеристики их деятельности.

10. . Структура и органы управления культурой.

11. Основные и оборотные фонды предприятий культуры: понятие, состав, структура, особенности.

12. Ценообразование на культурные блага.

13. Принципы и организация оплаты труда в сфере культуры

14. Источники финансирования предприятий культуры

15. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры.

16. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

17. Применение специальных выплат на предприятиях культуры

18. Фандрейзинг: сущность, механизм и принципы использования

  1. Бюджетное финансирование культурной деятельности.
  2. Проектное финансирование культурной деятельности.
  3. Внебюджетные источники финансирования государственных учреждений культуры.

22. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

  1. Структура и органы управления культурой
  2. Принципы факторы и нормативы территориального размещения организаций культуры.

25. Частная собственность и предпринимательство в культуре.

26. Интеллектуальная собственность в культуре.

27. Система налогообложения предприятий культуры.

28. Основные законодательные акты регулирующие сферу культуры.

ТЕМА 1. Культура в экономике

1.Предмет и метод экономики культуры. 2.Основные направления становления науки об экономике культуры.

3.Типология культурных благ (частное благо, общественное благо, смешанное благо).

4.Специфика услуги как товара. 5.Услуги культуры и их особенности

Тема 2.Структура отрасли культуры. Предприятия культуры. Их классификация и размещение.
1.Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

2.Субъекты и объекты культурной деятельности. 3.Виды культурной деятельности.

4.Структура управления и органы культуры. 5.Виды организаций культуры и их правовой статус.

6.Принципы и факторы размещения организации культуры.

Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев реализации стандартных товаров и услуг и обусловливающие финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства.

Культурные блага как общественные блага. Отдельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага:

1) несоперничеством в потреблении, т.е. доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его количества, доступного для других лиц;

2) неисключаемостыо потребителей, т.е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.

Оба этих признака присущи многим (но не всем) недвижимым памятниками истории и культуры (архитектурным зданиям, монументам, скульптурным памятникам) и деятельности по их охране и реставрации. Если такой памятник расположен на доступной для всех улице, площади или территории, то получать эстетические впечатления от его созерцания может множество людей, не мешая друг другу. Соответственно плодами деятельности по реставрации и сохранению его облика будут пользоваться все желающие.

Долгое время к категории чистых общественных благ правомерно было относить радио и телевидение. Любой человек, купивший радиоприемник или телевизор и установивший приемную антенну, мог беспрепятственно потреблять всю продукцию радио- и телевещателей, не мешая при этом другим радиослушателям и телезрителям.

Свойства чистых общественных благ делают невозможным для их производителей обеспечить возмещение своих издержек и получение прибыли за счет продажи этих благ потребителям. Они имеют возможность уклоняться от оплаты потребления таких благ. Поэтому производство общественных благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц, преследующих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ. Это, например, рекламодатели, использующие возможности радио- и телевещания.

Впрочем, развитие техники вещания (кабельное вещание, шифрование сигнала) сделало возможным ограничить круг потребителей соответствующих радио- и телепрограмм лишь теми лицами, которые платят соответствующую абонентскую плату. Сегодня радио и телевидение лишились свойства неисключаемости потребителей, которым долгое время обладали. Кабельное и спутниковое телевидение, использующие технологию шифрования сигнала, действительно, получили развитие в последние годы. Правда, основные радио- и телевещатели этими возможностями не воспользовались. Следовательно, существуют иные причины финансирования этих видов средств массовой информации государством и организациями, не являющимися непосредственными потребителями их услуг.

Влияние внешних эффектов. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих культурных благ.

Среди таких эффектов – рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Например, наличие объекта культуры (архитектурного памятника, музея, театра), привлекающего внимание жителей этого города и приезжих, способствует росту доходов ресторанов, кафе, магазинов, расположенных по соседству. Но без государственного вмешательства эти доходы не будут перераспределяться в пользу соответствующего объекта культуры.

Деятельность в сфере культуры обеспечивает эффекты и для социальных общностей в целом. Это могут быть экономические эффекты. Так, широта спектра культурных благ становится важным фактором, влияющим на выбор места жительства и работы. Существование в конкретном городе активной культурной жизни или историко-культурных памятников повышает его привлекательность для туристов и людей, готовых здесь работать или инвестировать свои средства. Тем самым культурная деятельность оказывает влияние на экономическое развитие территории и рост производимого дохода. Для того чтобы иметь возможность воспользоваться такими внешними эффектами, местным властям необходимо вкладывать средства в развитие сферы культуры.

Внешними эффектами культурной деятельности являются так называемые социально значимые эффекты. Они связаны с сохранением исторической памяти общества, с распространением и освоением людьми ценностей (представлений о правильных целях и принципах деятельности, нормах поведения), способствующих социальному согласию, стабильности сложившегося общественного порядка, воспроизводству и развитию данного общества. Наличие таких эффектов роднит культурную и образовательную деятельность. Но спецификой первой является то, что она формирует представления людей о мире и правила их поведения, опосредованные образным восприятием, эмоциональным переживанием. И потому культурная деятельность ограниченно взаимозаменяема с другими видами человеческой деятельности, также прямо или косвенно способствующими укреплению социальных общностей.

Если бы культурная деятельность обеспечивалась ресурсами лишь за счет продажи ее результатов непосредственным потребителям и за счет собственных невозмещаемых затрат ее субъектов (например, как в случае любительского творчества), то многие ее виды, имеющие внешние эффекты, осуществлялись бы в незначительных масштабах. Например, архивная и музейная деятельность существовали бы в зачаточном виде – как частное собирательство с очень ограниченной доступностью таких собраний для публики; театральная деятельность ограничивалась бы в основном самодеятельностью и театрами, содержащимися богатыми людьми лично для себя и своего ближайшего круга, как это было в феодальные времена.

Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство в принципе поддерживает деятельность в сфере культуры. Оно выступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых из этих эффектов (укрепление существующей власти) и потому заинтересовано в их увеличении. Наличие внешних эффектов может также объяснить, почему государство выделяет предоставление отдельных видов культурных благ в качестве приоритетных объектов своей поддержки. Приоритетными выступают те виды деятельности, которые представляются наиболее результативными в достижении политических целей, в частности в выполнении функции распространения информации и ценностей, укрепляющих существующий государственный строй и правящую элиту. Государство либо берет на себя производство таких благ, создавая для этого государственные организации, либо регулирует и финансирует их производство негосударственными организациями. Лучшей иллюстрацией этого служит известное изречение В.И. Ленина: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". С появлением новых технологий и видов деятельности приоритеты государства могут меняться. Кинематограф, радио, пресса, книгоиздание, строительство кинотеатров и клубных зданий с большими залами для просмотра кинофильмов и проведения иных массовых мероприятий были приоритетными направлениями гасударсгвенного финансирования в сферекультуры в первые четыре десятилетия "советской власти. Затем пальма первенства перешла к телевидению.

Ноналичие внешних эффектов ее позволяет объяснить, почему государство поддерживает другие виды культурной деятельности, не обладающие очевидными преимуществами в массовом распространении нужной информации и ценностей. И почему среди остальных, политически менее приоритетных видов деятельности, одни поддерживаются больше, а другие меньше или не поддерживаются вовсе? Среди разных видов культурной деятельности трудно выделить те, для которых вышеуказанные социально значимые эффекты вообще не имели бы места. Не поможет делу и попытка последовательно применить критерий размера социально значимого эффекта или "социальной полезности" в качестве основания для ранжирования всех видов культурной деятельности и выделения заслуживающих государственной поддержки. За исключением очевидных лидеров (а сегодня это телевидение), весьма проблематично и с теоретической, и с практической точек зрения сравнивать разные виды культурной деятельности друг с другом по приносимому ими социально значимому эффекту. Затруднительно представить достаточно убедительные аргументы в пользу того, что, например, деятельность театров оперы и балета или театров музыкальной комедии в большей мере служит укреплению и развитию общества, чем концертная деятельность рок-групп, исполнителей авторской песни, да даже и поп-звезд. Между тем театральная деятельность поддерживается государством, а эстрадная – нет.

Наличие внешних эффектов культурной деятельности является одной из причин ее государственной поддержки, но нет прямой причинно-следственной связи между существованием таких эффектов и необходимостью финансирования производства конкретных видов культурных благ.

Особенности соотношения спроса и предложения. Анализ причин, обусловливающих необходимость государственной поддержки сферы культуры, особенно интенсивно велся в 1960–1970-е гг. за рубежом и в нашей стране. Он был вызван угрозами и реальными сокращениями государственной поддержки ряда видов культурной деятельности, и в частности исполнительского искусства, и 1960-е гг. в США, а затем в Западной Европе и в СССР профессиональные сообщества деятелей культуры и министерства культуры инициировали развертывание исследований в этой области, чтобы найти дополнительные аргументы в борьбе за общественные ресурсы. Этот своеобразный социальный заказ, кстати, и породил экономику культуры, как самостоятельную область экономических исследований. В центре внимания при этом изначально оказалась сфера исполнительского искусства.

В качестве одной из особенностей этой сферы было отмечено устойчивое превышение объема предложения (количества театральных билетов, поступающих в продажу) над размерами спроса. Объяснение этому виделось в специфике творческого процесса и взаимодействия театра со зрителем. Театральной деятельности присуще стремление к развитию, к поиску и апробации сценических инноваций. Для этого театру нужен понимающий его зритель, умеющий воспринять инновации, предлагаемые со сцены. Но доля таких хорошо подготовленных театральных зрителей в общей аудитории невелика*. Поэтому театр, преследующий творческие цели, будет опережать сложившиеся ожидания основной части зрителей. Неполные залы являются неизбежным следствием опережающего по качеству театрального предложения над запросами публики.

* Так, по данным социологических исследований, проведенных в 1993–1995 гг., доля зрителей со сформированными предпочтениями конкретного театра, либо определенного жанра, пьесы, музыки, либо конкретных режиссеров и исполнителей составляла 39% театральной аудитории (см.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998. С. 229–246).

Особенностью потребления в сфере исполнительского искусства является также необходимость для потребителей затрачивать на это много времени. Из театра неудобно уйти во время спектакля, если он не нравится. И время, как минимум до антракта, окажется потерянным. С ростом доходов и развитием новых форм проведения досуга субъективная оценка свободного времени растет, что также ведет к сокращению спроса на традиционные времяемкие формы культурной деятельности. Ведь переключить канал телевидения, заменить видеокассету или лазерный диск и найти что-то более подходящее требует несопоставимо меньших временных затрат. Для многих людей совокупные издержки, связанные с посещением театра, оказываются меньше оцениваемого ими эффекта от просмотра спектакля. Все отмеченные обстоятельства ограничивают количество людей, готовых прийти в театр.

Указанные выше факторы определяют, в свою очередь, и высокую эластичность спроса на исполнительское искусство по цене. Если увеличивать цену на театральные билеты, то посещаемость резко уменьшается, и выигрыш от роста цен "съедается" сокращением совокупных доходов от реализации билетов. Иллюстрация этого эффекта представлена на рис. 4.1. По оси абсцисс измеряется объем театральных услуг, выражаемый количеством театральных билетов Q, а по оси ординат – цена билетов Р. Линия D характеризует спрос публики в зависимости от цен. Она наклонена под малым углом к оси абсцисс, что характеризует высокую эластичность спроса по цене. Примем, что существующий объем потребления театральных услуг составляет Q 1 при цене билета Р 1 . Объем сборов от продажи билетов равняется площади прямоугольника OP 1 AQ 1 . Допустим, что цена билетов увеличивается с P 1 до Р 2 . Тогда посещаемость сократится с Q 1 до Q 2 . Объем сборов составит величину, равную площади прямоугольника OP 2 BQ 2 Прирост выручки за счет более высокой цены билета, равный площади прямоугольника Р 1 P 2 ВС, будет меньше сокращения выручки из-за падения посещаемости, равного площади прямоугольника Q 2 CAQ 1 .

Рис. 4.1. Посещаемость театров и выручка от реализации билетов

Эту проблему театры пытаются решить, проводя дискриминационную политику цен: устанавливая очень высокую дифференциацию цен на билеты на места в разных частях зрительного зала. К примеру, в парижском театре Гранд-Опера разница между самыми дешевыми и самыми дорогими билетами на обычные спектакли (не премьеры) достигала в 1997 г. двадцати раз (30 и 600 франков соответственно). Но возможности дифференциации цен небезграничны.

Экономической особенностью создания театральных спектаклей является высокая доля постоянных расходов. В создание спектакля нужно вложить много средств (пошив костюмов, подготовка декораций, оплата репетиционного времени и то?.), также неизбежными являются расходы на содержание театрального здания или аренду помещений, объем которых не зависит от количества пришедших зрителей.

Высокие постоянные издержки в сочетании с высокой эластичностью спроса по цене делают основную массу театральной продукции нерентабельной. Оказывается невозможным установить цены, при которых поступления от реализации услуг покрывали бы производимые расходы. Лишь отдельные театры способны существовать за счет доходов от продажи билетов на свои спектакли. И то это справедливо по отношению к антрепризным театрам, собирающим группу актеров для показа одного спектакля. Такими являются бродвейские театры, и ориентированы они на запросы зрителей, не искушенных в театральном искусстве, эти музыкальные представления легки для восприятия. Репертуарные театры и антрепризы, ставящие перед собой более сложные творческие задачи, почти всегда сталкиваются с недостаточностью спроса, который бы позволил существовать на доходы от продажи билетов.

Аналогичными особенностями обладает не только исполнительское искусство, но и деятельность в сфере культурного наследия. Здесь высока доля постоянных издержек по хранению архивных, библиотечных, музейных фондов, а платежеспособный спрос на услуги соответствующих учреждений невелик и высоко эластичен по цене. Поэтому без финансирования со стороны третьих лиц (государства, благотворителей и т.п.) эти виды культурной деятельности не могли бы существовать в сколько-нибудь значимых масштабах.

Указанные особенности соотношения спроса и предложения, однако, не объясняют, зачем нужно поддерживать. данные виды культурной деятельности в тех масштабах, в которых они существуют.

Особенности динамики издержек: болезнь, Бомола – Боуэна. Ряд видов культурной деятельности характеризуется следующей экономической особенностью: издержки растут быстрее цен на производимые блага. Поэтому потребность в субсидиях, покрывающих разность между расходами и доходами, имеет тенденцию к росту. Это явление, получившее наименование болезни Бомола – Боуэна, объясняется следующим образом.

Всю экономику можно разделить на два сектора, различающихся по характеру применяемых в них производственных технологий: прогрессивный и архаичный. Прогрессивный сектор характеризуется ростом производительности труда, постоянным совершенствованием применяемых технологий, внедрением новых технологий, благодаря которым труд замещается капиталом и затраты труда в расчете на единицу производимой продукции с течением времени уменьшаются. Возьмем для примера часовое производство. В конце XVII в. швейцарский ремесленник делал примерно 12 часов в год. Через три столетия, во второй половине XX в., швейцарские часовые заводы производили более 2200 механических часов в расчете на одного работника в год.

В архаичном секторе технологии неизменны или очень медленно меняются со временем. Производятся одни и те же виды благ, затраты труда на единицу производимой продукции постоянны или сокращаются существенно медленнее, чем в прогрессивном секторе. Технологические улучшения, если и происходят, то на периферии основной деятельности. Например, услуги парикмахера или массажиста остаются неизменными в своей основе, а технологические нововведения связаны с улучшением используемых ими инструментов, расходных материалов и т.п. Именно к этому сектору принадлежат многие виды культурной деятельности, и в частности исполнительское искусство. В качестве примера можно привести исполнение концерта Скарлатги для струнного квартета. И в конце XVII в., и в начале XXI в. оно требует игры четырех музыкантов в течение 45 минут. Трудозатраты в расчете на единицу продукции остались теми же.

В прогрессивном секторе рост производительности труда дает выигрыш в количестве и качестве производимых благ, что позволяет здесь увеличивать оплату труда в реальном выражении. Рост цены труда работающих в прогрессивном секторе оказывает давление на цену труда в архаичном секторе. Занятые в нем сопоставляют свои трудозатраты и размеры оплаты труда с затратами труда и уровнем его оплаты работников другого сектора и требуют повышения цены своего труда. Поскольку в архаичном секторе не происходит роста производительности, то давление в сторону повышения оплаты труда ведет к росту затрат на единицу производимой продукции. Для их возмещения необходим рост цены. Последствия увеличения цены зависят от эластичности спроса на соответствующий товар или услугу.

Если спрос обладает низкой эластичностью, то происходит относительный рост цен на данное благо. Именно так обстоит дело с услугами парикмахеров. Низкой может быть эластичность спроса на отдельные виды культурных благ, например на выступления модных филармонических и эстрадных исполнителей, на спектакли престижных театров и т.п.

Если же спрос высоко эластичен, то его размеры сокращаются и обусловливают необходимость сокращения производства данного блага. Для сохранения производства в прежних масштабах нужно субсидировать производителей. И начав однажды это делать, далее придется выделять средств все больше и больше. Такая ситуация как раз и характерна для исполнительского искусства и для некоторых других видов культурной деятельности.

Болезнь Бомола – Боуэна обусловливает рост потребности в финансировании определенных видов культурной деятельности, необходимом для осуществления их в прежних масштабах. Но она не объясняет, почему производство соответствующих видов культурных благ вообще должно поддерживаться государством, и почему оно должно финансироваться в прежних масштабах, если платежеспособный спрос уменьшается.

  • Б15- 2. Организационно-экономические основы сельскохозяйственных кооперативов
  • Б17- 2. Организационно-экономические основы крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Б39В2. Экономические преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов

  • Субъект (ПРОИЗВОДИТЕЛЬ) СКД - это лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения. СКД - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

    Виды субъектов (ПРОИЗВОДИТЕЛИ) и их характеристика:

    1. Человек как субъект социально-культурной деятельности.

    Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства, методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

    Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и творца культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности, человек занимает ярко выраженную активную позицию, которая составляет одну из ее характерных личностных черт.

    2. Социально-культурные институты . Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе.

    3. Семья как социально-культурный институт. Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.

    Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.



    4.Средства массовой информации и коммуникации . Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть».

    5.Отраслевые учреждения социально-культурного профиля - учреждения, которые составляют ядро отраслевой социально-культурной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в целом. В ней, как правило, представлены социально-культурные институты как традиционного, так и нетрадиционного типа. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

    По своей сути субъекты массового культурно-сервисного обслуживания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядоченном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовлетворения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

    Потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

    Сфера культурных услуг обладает рядом особенностей. К числу традиционных принято относить следующие обстоятельства: производство культурных ценностей зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д.); в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (как известно, сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше людей прочитали книгу, видели картину, слышали концерт и т.п., тем выше их социальная значимость). Сегодня появляются и новые, связанные с переходом сферы на рыночные условия. Во-первых, услуги в сфере культуры адресованы не только непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать культурную деятельность

    Выводы:

    1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.

    2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.

    3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силы – творческих способностей работника.

    4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры и конечный результат большинства видов культурного производства.

    5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.

    6. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

    В зависимости от того, кто получает полезность, выгоду от потребления экономических благ, а также в зависимости от того, кто их производит, все блага делят на общественные, смешанные и частные1.

    Общественные блага обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости.

    Неконкурентность блага означает, во-первых, что благо неделимо и потребляется совместно; во-вторых, потребление блага одним человеком не сокращает потребление блага другого человека. Поэтому увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

    Неисключаемость блага означает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека. Исключить из потребления невозможно либо по технической причине (нет технического способа), либо по причине экономической (слишком велики затраты на достижение исключаемости).

    К наиболее ярким примерам общественных благ в экономике относят продукцию национальной обороны – обороноспособность страны и продукцию отрасли государственного управления – регулирование общественных и экономических отношений в государстве. К общественным благам, создаваемым в отрасли культуры, можно отнести театрализованные массовые праздники, памятники архитектуры, градостроительства, уличные скульптуры, национальные и городские парки, государственное управление отраслью культуры.

    Так, памятником А.С. Пушкина на Тверском бульваре совместно и одновременно пользуется множество людей. Выгода (польза) неразделимо распределена между всеми. Численность пользователей может расти, при этом предельные издержки предоставления блага каждому присоединяющемуся к потреблению равны нулю. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологически невозможно отстранить неплательщика, не нанеся ущерб потреблению добросовестных пользователей.

    Поскольку общественное благо потребляется людьми совместно и эффект достается сообществу в целом, и при этом отстранить неплательщиков от потребления нельзя, благо следует производить за счет средств всего общества, т.е. за счет налогов, собираемых принудительно государством и от его лица. У частного сектора нет интереса производить благо, предоставление которого может быть бесплатным. Однако как исполнитель государственного заказа, т.е. при условии государственного финансирования производства общественного блага, частный сектор может выступать.

    Граждане способны вносить вклад в производство общественных благ не только в форме обязательных налогов, т.е. принудительно, но и на добровольной основе, по личной инициативе, например, внося пожертвования, становясь добровольцами выполнения общественных работ. Однако и частных предпринимателей, и индивидуальных благотворителей организует на финансирование производства общественных благ государство. Ему принадлежит решающая роль в процессе производства общественных благ.

    Антиподом общественных благ являются частные блага. Они обладают свойствами конкурентности и исключаемости.

    Конкурентность означает, во-первых, что благо делимо и потребляется в виде достаточно малых величин (поштучно); во-вторых, потребление блага одним человеком сокращает потребление блага другого человека. Таким образом, благо не доступно всем в неизменном, неуменьшающемся количестве.

    Исключаемость означает, что потребление блага одним человеком исключает из потребления блага другого человека. Каждая единица блага приносит полезность только его покупателю, все другие исключаются из числа его потребителей. При этом в процессе потребления блага не возникает отрицательного или положительного эффекта, который достается другому субъекту. Примерами частных благ являются одежда, обувь, продукты питания и др.

    Частные блага создаются на основе рыночной системы частными производителями. В культуре частные блага не создаются. Хотя большинство благ культуры, за исключением общественных, обладает свойством делимости (они могут быть потреблены поштучно), однако другие их свойства свидетельствуют о том, что они занимают промежуточные положение между частными и общественными благами, т.е. относятся к смешанным благам.

    Смешанные блага обладают различными комбинациями черт, присущих общественным и частным благам. Смешанным благам свойственна ограниченная неконкурентность, означающая, что, во-первых, благо делимо, а во-вторых, объем и качество потребления убывает с ростом числа потребителей. Так, продукция театра продается порциями – спектаклями – своеобразными объектами оптовой реализации. При этом потребление индивидуального потребителя «розничное», он потребляет розничную услугу – посещение спектакля. Делимость продукции театра позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс потребления индивидуального посетителя театра происходит совместно с другими зрителями, купившими билеты в театр и находящимися в зрительном зале. Оптовая порция продукции театра в виде суммы услуг потребляется совместно группой его посетителей. При этом совместном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности: когда в зрительном зале есть значительное количество свободных мест. Однако у совместного потребления существуют границы, определяемые числом мест в зрительном зале. При приближении к этим границам неконкурентность полностью исчезает. А если границы нарушены, и в зрительном зале больше зрителей, чем мест (например, на премьерном спектакле они могут сидеть в проходе зрительного зала, на ступенях), тогда наступает значительное уменьшение потребления каждого из находящихся в зрительном зале по сравнению с тем объемом, который соответствует уровню цены билета.

    Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща ограниченная неисключаемость, которая свидетельствует о том, что в процессе потребления блага часть полезного (вредного) эффекта, достается другому субъекту, не заказывавшему благо и не платившему за него. Обеспечить полную исключаемость при производстве смешанных благ невозможно. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, называется внешним эффектом. Так, полезность театральной услуги в виде эстетического удовольствия и развития, художественного образования, которое получил зритель, может быть в определенной мере передана им людям, не видевшим спектакль, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности театрального спектакля в этом случае шире, чем число зрителей спектакля.

    Внешние эффекты различают по масштабам (локальный, национальный, мировой), долгосрочности воздействия (кратковременный, долговременный); выделяют также положительные (например, эффект укрепления здоровья, повышения образовательного уровня населения) и отрицательные (например, ущерб окружающей среде от экологически несовершенных производств) эффекты.

    Степень конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключаемости) различна у разных смешанных благ, поэтому группа этих благ многочисленна. Среди них выделяют такую разновидность, как merit goods, толкование перевода которых отличается разнообразием: их называют социально значимыми, заслуженными; благами, обладающими особыми достоинствами, и благами, истинная ценность которых потребителям неизвестна. Это такие блага, при производстве которых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный положительный внешний эффект. Социально значимые блага общество желало бы сделать обязательными для своих членов. Спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом», поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потребления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предоставляя определенные блага бесплатно (например, услуги библиотек); во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих гранты создателям благ.

    К социально значимым благам, наряду с благами образования и здравоохранения, относятся блага культуры. Значительность положительного эффекта производства и потребления благ культуры определяется его направленностью (формирование и развитие общественного сознания), масштабностью (конечным потребителем является все общество), долговременностью воздействия (сохраняется и передается поколениями).

    В связи со значительной исключаемостью социально значимых благ, с одной стороны, и наличием огромного внешнего эффекта, с другой стороны, производство социально значимых благ осуществляется совместными усилиями государства и частного сектора. Например, сложившиеся пропорции государственного и частного участия в производстве благ культуры на российском рынке таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого (конституционного)1 уровня благ культуры с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители культурных благ обеспечивают предоставление благ сверх общественно необходимого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют библиотеки, музеи, театры, филармонии, частный сектор – шоу-программы, видеосалоны, казино, кинотеатры.

    Выводы

    1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.

    2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.

    3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силы – творческих способностей работника.

    4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры и конечный результат большинства видов культурного производства.

    5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.

    6. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

    • Специальность ВАК РФ08.00.01
    • Количество страниц 166

    1.1. Культурное благо как особенный вид 10 экономических благ.

    1.2. Противоречия и тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации экономики

    Глава 2. Развитие современных экономических форм реализации процесса производства культурных благ.

    2.1. Формирование многоотраслевых культурно-производственных комплексов.

    2.2. Формирование многоканальности обеспечения экономического функционирования и развития сферы культуры.

    Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

    • Институциональные преобразования в социально-культурной сфере России в рыночных условиях 2007 год, кандидат экономических наук Матецкая, Марина Владимировна

    • Общественная поддержка культурной деятельности в рыночной экономике: вопросы теории и практики 2013 год, доктор экономических наук Музычук, Валентина Юрьевна

    • Услуги учреждений культуры как инструмент реализации государственной культурной политики 2011 год, кандидат социологических наук Горушкина, Светлана Николаевна

    • Глобальные тенденции производства общественных благ 2005 год, доктор экономических наук Федорова, Юлия Вячеславовна

    • Формирование экономического механизма творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства 2010 год, доктор экономических наук Кошкина, Марина Витальевна

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие экономических форм производства культурных благ в современной экономике»

    Актуальность проблемы. В период становления постиндустриальной экономики уже в конце XX века главным условием экономического роста становится опережающее развитие интеллектуального и духовного уровня развития человека как производителя материальных и нематериальных благ. В этих условиях культура и знания превращаются в решающий фактор и ресурс производительной деятельности общества. Происходившие в это же время радикальные преобразования экономического устройства российского общества создали основу для зарождения значительного множества новых экономических форм и процессов. К ним относятся, в частности, широкое распространение платных услуг и становление рынка культурных благ, развитие коммерческого сектора в области культуры.

    В последнее десятилетие отечественные ученые активно изучают рынок как экономическое явление, механизмы и факторы, влияющие на его изменения. Различное внимание при этом уделяется структурным элементам рыночной системы. Поскольку сектор культурных благ является одной из её наиболее мобильных составных частей в постиндустриализирующихся обществах, то с этих позиций актуальность исследования производственных основ его роста безусловна.

    Важность изучения экономических форм культурных благ обусловлена не только их значением в современной экономике, но и тем, что культурные блага являют прообразы будущих экономических форм материальных благ, производство которых уже сейчас все более индивидуализируется и приобретает творческий характер.

    Исследуемый в диссертации предмет демонстрирует ещё один важный аспект современного экономического развития - интегративные тенденции новых экономических форм. В составе национальных хозяйств экономически развитых стран формируются культурно-производственные комплексы. Этим обусловлена необходимость исследования нового экономического объекта, воплощающего в себе единство материального и духовного производства, вещественной и деятельностной форм продукта. Интегративные процессы в этой сфере проявляются и в становлении системы оптимального сочетания малых и крупных организационно-экономических форм производства, а также форм частного, общественного и государственного обеспечения источников функционирования и развития сферы культуры.

    Сектор культурных благ в современной рыночной экономике является сложным, структурно и социально неоднородным явлением. Появление наряду с бесплатными услугами культуры платных, развитие коммерческих структур и государственных форм деятельности, активное участие отраслей сферы культуры в развитии производства, образовательных процессах требуют эффективных способов адаптации учреждений культуры к современным рыночным условиям хозяйствования, выработки эффективных организационно-экономических форм их функционирования и развития.

    Согласно «Паспорту специальности 08.00.01 - экономическая теория» тема диссертации соответствует области исследований «1.1.Политическая экономия» по следующим направлениям: «гуманизация экономического роста; теория информационной, постиндустриальной экономики; взаимодействие экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур; роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем».

    Степень изученности проблемы. В условиях постиндустриальных процессов активно изучаются теоретические аспекты функционирования и развития так называемой непроизводственной сферы. Однако производство культурных благ, в отличие от услуг информационного сектора, науки и образования, в экономической теории исследуется значительно менее интенсивно. В той или иной степени оно стало предметом анализа в работах Б.И.Дубсона, Г.И.Кужелевой, О.Новотного и Э.Фишера, В.Б.Рамзеса,

    О.Тереховой, С.И.Христенко и С.С.Христенко. Политэкономические аспекты культурной деятельности затрагивались в работах философов М.А.Лифшица, В.М.Межуева, В.И.Толстых, социологов Г.К.Ашина и

    A.П.Мидлера, Л.М.Земляновой, А.С.Панарина. В период экономических реформ число работ, посвященных исследованию проблем в области экономической теории сферы культуры, значительно снизилось. Это косвенно свидетельствует о глубине кризисного состояния сферы культуры в переходной экономике.

    Важная роль производства культурных благ как «пятеричного» сектора постиндустриальной экономики нашла отражение в трудах Д.Белла,

    B.Л.Иноземцева, Дж.К.Гэлбрейта, Д.Инглегарта, М.Кастельса, Э.Тоффлера, а также в статьях Ю.А.Васильчука, К.Гасратян, Л.Демидовой, Г.П.Иванова и др.

    В качестве теоретической базы изучения общественных благ в рыночной экономике, структуры платных и бесплатных услуг можно назвать работы Э.Аткинсона и Д.Стиглица, Р.С.Пиндайка и Д.Л.Рубинфельда, П.Самуэльсона. Однако в этих работах отсутствует теоретическое исследование специфики производства продуктов сферы культуры.

    Значительная часть продуктов сферы культуры в теории определяется как услуги. В работах дореформенного периода комплекс проблем, связанных со сферой услуг, исследовали Э.М.Агабабьян, В.Я.Ельмеев, Г.П.Иванов, В.Е.Козак, В.А.Медведев, Д.И.Правдин, В.М.Рутгайзер, М.В.Солодков и др. Работы этих учёных представляют интерес и в настоящее время, так как содержат общетеоретические положения в области сферы услуг, определяют ее роль в воспроизводстве общества и человека, гуманизации экономики, дают трактовку специфики товарной формы духовного производства. В то же время ряд аспектов этих исследований требует конкретизации в условиях включения России в систему мирового хозяйства, перехода к рыночной экономике.

    Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в областях экономической теории сферы услуг и общественного сектора национальной экономики. В диссертации использовались теоретические положения концепций «духовного производства» и «художественного производства» (К.Маркс), «постиндустриального общества» (Д.Белл, Э.Тоффлер), «постэкономического общества» (В.Иноземцев), «человеческого капитала» (Т.Шульц, Г.Беккер). Для исследования тенденций развития форм производства культурных благ использовался историко-генетический подход, диалектические принципы познания (единство исторического и логического, принцип диалектического противоречия).

    В качестве нормативной базы использованы правовые документы, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций РФ (кодексы, законы, постановления, инструкции), а также классификаторы государственных стандартов, положения и методические рекомендации по оформлению бухгалтерской, статистической, налоговой и отчетной документации.

    Фактологическую базу исследования составили данные отечественной и зарубежной статистики. Использовались материалы периодической печати, прогнозы социального и экономического развития страны. В ходе исследования автором был изучен общий опыт функционирования и финансирования учреждений культуры Франции, Канады, США, изучен опыт деятельности органов управления культуры Западной Сибири (Красноярского края, Кемеровской, Томской и Омской областей).

    Объект исследования - экономические отношения производства культурных благ. Предмет исследования - процесс развития экономических форм производства культурных благ.

    Цель исследования - выявление содержания, форм и тенденций развития сферы производства продуктов культуры в современной экономике.

    Достижение цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

    Раскрыть специфику потребительной стоимости и экономических форм продукта сферы культуры («товар», «услуга», «стоимость», «цена»);

    Определить тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации современной экономики и охарактеризовать ее влияние на формирование качественно новых характеристик рабочей силы;

    Рассмотреть с позиций единства исторического и логического этапы развития организационно-экономических форм производства культурных благ;

    На основе изучения отечественного и зарубежного опыта рассмотреть тенденции формирования новых организационно-экономических форм производства культурных благ;

    Исследовать возможности и направления формирования многоуровневой системы источников экономического развития сферы культуры в России.

    Научная новизна исследования. В диссертации раскрыты тенденции развития форм производства культурных благ как элемента процесса становления постиндустриальной экономики. Новые результаты, полученные в диссертационной работе и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

    Характеристики товарной формы продукта и экономической формы труда конкретизированы применительно к сфере производства культурных благ;

    Продукты сферы культуры охарактеризованы как смешанные, квазиобщественные блага; этим обосновывается объективная необходимость формирования многообразия организационно-экономических форм производства культурных благ и материальных источников его функционирования и развития;

    Выявлены противоречивые тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации современной экономики: 1) унификация и национальная дифференциация культурных потребностей в условиях глобализации; 2) рост творческого характера (креативизация) высококвалифицированной рабочей силы и примитивизация культурных потребностей частичного работника; 3) процессы интеграции и дифференциации в отраслевой структуре производства культурных благ; 4) коммерциализация и рост государственного финансирования производства культурных благ;

    Характеристика затрат на потребление культурных благ как элемента человеческого капитала обоснована посредством выявления креативной и рекреативной функций сферы культуры, а также отношения субституции в потреблении культурных благ и образовательных услуг;

    Выделены два исторических этапа развития организационно-экономических форм производства культурных благ: 1) становление индивидуального предприятия как формы массового производства культурных благ; 2) этап постиндустриализации: становление многоотраслевых культурно-производственных комплексов как современной формы диверсификации производства культурных благ;

    Обобщен зарубежный опыт многоканального обеспечения функционирования и развития сферы культуры в рыночной экономике, раскрыты возможности и проблемы его реализации в переходной российской экономике.

    Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке концептуальных основ функционирования и развития сферы культуры в новых хозяйственных условиях. Теоретические выводы и положения диссертации следует использовать в преподавании экономической теории, менеджмента и маркетинга сферы культуры, при подготовке кадров в области управления культуры и искусства. Практические рекомендации могут использоваться руководителями учреждений и организаций социально-культурной сферы, а также специалистами в процессе совершенствования правового механизма её функционирования.

    Апробация результатов исследования проводилась на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики» (г. Кемерово, 1998 г.), «Культура на современном этапе» (г. Кемерово, 1999 г.), «Универсальная библиотека: история и взгляд в будущее» (г. Кемерово, 2001 г.). Результаты исследования использовались в работе практических семинаров руководителей муниципальных органов власти: городов Осинники (1997 г. организатор - Управление культуры Кемеровской области), Омск (2000 г., Управление культуры Омской области), Красноярск и Енисейск (2001 г., Краевое управление культуры Красноярского края).

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: